Не может быть «Папы на покое».

 Рим, 18  февраля  2013г.  Zenit - Agnuz  - На следующий день после исторического заявления Папы Бенедикта  XVI профессор канонического права Папского Латеранского Университета прокомментировал процесс отречение в соответствии с Кодексом Канонического Права.

Святой Отец заявил о своем отречении утром в понедельник на консистории по  случаю объявления трех предстоящих канонизаций, сообщив вечером 28 февраля 2013г.
«ZENIT» встретился с Мануелем Йезусом Арроба, профессором процессуального права Папского Латеранского Университета и попросил его прокомментировать канонические осложнения, возникающие в случае решения Папы отречься от престола.
 
Какими были Ваши впечатления от новости об отречении Святого Отца?
Мануель Йезус Арроба: В восприятии любой новости всегда присутствует эмоциональный компонент и поэтому в данном случае это было большой неожиданностью, смешанной с чувством любви к Бенедикту XVI. Абстрагируясь от эмоций, я должен сказать, что испытал определенную радость, так как увидел, как нечто важное для жизни Церкви воплощается в конкретный случай, что ответственные лица в управлении Церковью имеют возможность для того, чтобы ясно продемонстрировать свое истинное служение. Нет должностей осуществлять призвания, к которым их призвал Господь. В этом случае это происходит при посредничестве Коллегии Кардиналов, вверяющей эту должность. Однако, сохранять ее разумно только при условии, что ты в состоянии с ней справляться. С этой точки зрения я восхищаюсь подлинным призванием Бенедикта XVI.
 
Не могли бы Вы объяснить механизм канонической нормы, позволяющей папам отрекаться?
Мануель Йезус Арроба:В данном случае речь идет о должности, а канонически для каждой должности предусмотрены нормы ее занятия и освобождения. Смерть – это одно из условий освобождения должности. Другими условиями являются перемещение и отстранение (в том числе по уголовным причинам). Условие, которое лучше всего отражает характер службы, связанной с данной должностью, является отречение. В случае Папы отречение предусматривается Кодексом Канонического права, и оно аналогично любому другому отречению с одним отличием, заключающимся в том, что оно осуществляется дееспособными, то – есть свободными людьми. Оно не может быть результатом принуждения, насилия, или состояния смятения. Кроме того, заявление об отречении должно быть сделано в полной форме. Для некоторых должностей это условие требует торжественного акта. Бенедикт XVI в своем случае в качестве формальной формы отречения выбрал заявление, а не просьбу. Он сделал это на консистории перед небольшой группой кардиналов. Наконец, для того, чтобы отказ был в полной мере действительным, он должен быть принят вышестоящим руководителем, в ведении которого находится та, или иная должность. Что касается Папы, то здесь нет необходимости принятия отказа кем бы то ни было, так как нет лица, стоящего выше Папы. В данном случае достаточно свободного объявления. И действительно Папа использовал термин «объявляю», а не «прошу».
 
С канонической точки зрения, что будет с Бенедиктом XVI? Будет ли он Папой на покое?  И будет ли он после смерти погребен в Соборе Св. Петра, подобно своим предшественникам?
Мануель Йезус Арроба: Факт того, что папство прекратилось не в результате смерти, а по причине отречения, совершенно не препятствует тому, чтобы Папа Ратцингер был погребен в Соборе Св. Петра, однако эта тема слишком мрачная, чтобы о ней думать. Юридически есть только один Папа. Не может быть «Папа на покое». Занимаемая им должность – верховная, то – есть наивысшая с точки зрения ответственности.  Бенедикт XVI заявил, что в последующие годы он будет служить Церкви по – другому, не как верховный жрец, а молитвой и изысканиями. Данное служение есть служение ученого, во многих отношениях служение монаха и наблюдателя, но не руководителя. Папа может быть только один, даже если продолжает жить тот, кто занимал эту должность до него. В истории Церкви это не первый случай, хотя подобные факты случаются очень редко. Здесь в Италии все помнят случай Селестина V, монаха, избранного папой на очень трудной конклаве, который вскоре понял, что не может осуществлять служение надлежащим образом и поэтому отказался от престола. Существуют и другие, менее известные случаи.
Церковь не впервые сталкивается с необычной ситуацией. Необходимо понять, что изменилась составляющая физической жизни людей, которая обычно длится дольше, но в ней не всегда присутствует возможность служить одинаково хорошо, как сказал Папа в своем случае. Кроме того, изменились размеры и количество вызовов, с которыми сталкивается Церковь не как таковая, а как Святой Престол, то – есть как высшая инстанция. Как сказал Папа, в обществе и при общении существует намного больше  вызовов, борьба с которыми требует немалых сил.
 
Что бы Вы хотели сказать в заключении?
Мануель Йезус Арроба: очевидно, что обязанность Папы состоит в миропомазании, поэтому  на должность Римского папы будет избран другой для выполнения этой обязанности. В этой связи интересно отметить порядок Церкви, заключающийся в переходе от занятого престола к вакантному и затем снова к занятому согласно предусмотренных правил, то – есть согласно действующей конституции относительно вакантного престола. Вакантный престол – это одно смерть папы – другое. Смерть Папы – это всего лишь условие освобождения престола, отречение от него – это второе условие его освобождения.
 
                                                                                                                                                                                                    
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz
Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх