Недавнее появление на Яве Православной Церкви – результат местного процесса.
Eglised’Asie, 1 августа 2013г. Zenit - Agnuz - Индонезия известна тем, что является крупнейшей мусульманской страной в мире. 87% ее 209 миллионного населения составляют мусульмане. Христиан 10%, из которых одна треть – это католики и две трети протестанты. И почти никто не знает, что вот уже несколько лет в Индонезии существует Православная Церковь.
В 1989г. в регионе Соло, расположенном в Центральной Яве, появился православный приход, без какого бы то ни было миссионерского участия. Сегодня десятки приходов объединяют несколько тысяч православных христиан, многие из которых в прошлом были мусульманами.
В истории православного христианства на архипелаге выделяется три периода. Возможно, что в период между VIIи XVвв. В Барусе, на западном побережье Суматры существовала православная несторианская Церковь. Однако, ее присутствие не подтверждается археологическими данными. В 1934г. в Батавии была учреждена Русская Православная Церковь в форме прихода подчинявшегося Харбинской Митрополии, располагавшейся на северо-востоке Китая. В конце 40-х годов этот приход был переподчинен православному архиепископу Тихону (Троицкому) в Сан Франциско. В начале 1950г. приход был закрыт в связи в эмиграцией приходского священника отца Василия в Соединенные Штаты. Поэтому, можно сказать, что третий период начался в 90-е годы и ознаменовал собой подлинное возрождение Православной Церкви в Индонезии.
Заслуга открытия православной веры принадлежит одному яванскому мусульманину. Его зовут Бамбанг Дви Бьянтаро, после рукоположения в священники он получил звание архимандрита и имя Даниель. Таким образом, он является коренным жителем страны, который в поисках веры, способной удовлетворить его духовные потребности, открыл для себя православную веру и принес ее в страну.
Мусульманское усердие.
Бамбанг Дви Бьянторо родился 27 августа 1956г. в Мохокеро, в восточной части острова Явы. Его мать Лили Асмилияти, происходившая из крестьянской семьи, вышла замуж в возрасте 11 лет за солдата, родители которого были аристократами. Он сбежал к ней во время войны за независимость против голландских колонизаторов. У них было 4 детей, один из которых Бамбанг. Когда ему было 5 лет, его родители развелись и создали новые семьи. Бамгбанг вырос среди набожных мусульман. Его дедушка и бабушка со стороны матери уделяли большое внимание его религиозному воспитанию. Уже в детстве он ежедневно прилежно совершал пятикратную молитву и усердно изучал Коран. Но позже в письмах к друзьям он признавался, что испытывает при этом чувство пустоты: «Я не находил Бога, которого искал. Ислам хорошая религия, но в местной мечети, как бы я ни старался, мое сердце оставалось пустым». Он признавался, что вырос в атмосфере ненависти к христианам, хотя встретился с ними впервые в возрасте 16 лет. Его учили, подобно тому, как это делается повсюду, что христиане находятся в заблуждении и что Иисусу не был распят вопреки их утверждениям.
В это время он ознакомился с М. Котами, мужем одной их своих бывших преподавателей, который стал членом Протестантской Церкви Восточной Явы. Диалог между ними быстро превратился в дискуссию о единичности Бога. В Исламе Бог един, ассоциация Бога с кем-то другим, который также является богом, ересь. Именно поэтому ислам не считает христианство монотеистической религией, так как оно исповедует Бога, который является одновременно Отцом, Сыном и Святым Духом. Ислам считает христиан тритеистами, то – есть верующими в трех богов.
Видение.
Несколько месяцев спустя, во время вечерней молитвы с Кораном в рука Бамбанг увидел человека неяванца с темно-русыми волосами в белой тунике, из груди которого исходил свет. Губы этого человека не шевелились, Бамбанг не слышал его голос, и тем не менее от был уверен в том, что этот человек разговаривает с ним. В своем сердце Бамбанг понял, что человек сказал ему: «Если хочешь спастись, следуй за мной». Тогда Бамбанг тихо спросил его: «Кто Вы?» и получил ответ: «Я-Иисус». Видение кратко повторилось еще раз. Позднее 45 стих 3 суры Корана убедил его в том, что христиане правы. В нем говорится: «О,Марйам! Вот Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия, Иса, сын Марйам.
После этого Бамбанг задумался: «Если мое слово сошло с моих уст, то это значит, что оно уже присутствует в моем сознании. Аналогично я могу сказать, что мое сознание несет в себе слово, которое порождает мои уста в форме звуков. Если это так, то Иисус Христос, является божьим Словом, должен быть самим Богом, хотя и отличным от него. Мое слово может быть названо сыном моего сознания, порожденным моими устами. Если Иисус Христос, есть Божье Слово, то, значит, он может называться Божьим Сыном.
Бамбанг думал, что он также есть Святой Дух: «Во мне есть дух, без него я не могу жить. Это значит, что Святой Дух есть Божий Дух, подобно тому, как дух, который во мне отмечен и тем не менее он есть». Исходя из этого Бамбанг сделал следующий вывод: « могу общаться с другими только при помощи слов. Люди понимают меня только благодаря произносимым мною словам. Если Слово есть Иисус Христос, то я должен верить в него, чтобы лучше познать Бога». Для него это стало отправной точкой на долгом пути изучения христианства.
Он обратился к единственному христианину, которого знал – М.Котами. Бомбанг больше не посещать мечеть, стал называть себя не «мусульманином Мухаммеда», а «мусульманином Христа». Слово «мусульманин» означает «покорный».
«Иисус Христос умер за мои грехи, поэтому я должен быть покорным этому Богу, который спасает меня через покорным этому свою жертву ради меня».
Бомбанг стал независимым евангелистом, проведя три года в поездках, главным образом по Яве и Суматре, где он благодаря своему педагогическому таланту и отличной памяти обучал Библии. В Соло он основал группу харизматической молитвы «силоам», однако он продолжал ощущать потребность в настоящем теологическом образовании и желал испить из семитических источников христианской традиции. На протяжении всех его долгих поисков апостольской традиции члены этой группы переписывались с ним, а он делился с ними своими размышлениями и открытиями. Эта переписка способствовала тому, что некоторые его друзья из харизматического движения Пятидесятников последовали за ним.
Встреча с Православной Церковью.
В 1978г. Бамбанг получил предложение поехать в Сеул, где проходил мульти-конфессиональный семинар «AsianCenterforTheologicalStudiesandMission» при финансовой поддержке южнокорейских и американских фондов (Пресвитерианская Церковь). Он выучил английский, чтобы лучше изучать теологию и начал заниматься корейским языком, необходимым в повседневной жизни. Большое впечатление произвели на него труды Евсевия Цезарийского (260-340), одного из Отцов Церкви, благодаря которому он понял переход Палестинской Церкви к греческой культуре.
Ответы на духовные поиски яванцев и свои собственные он нашел у Григория Паламоса (1246-1359) святого Византийской Церкви, почитаемого Римской Католической Церковью 14 ноября, развившего теологическое учение об обожествлении человека. Затем он познакомился с книгой «Православная Церковь», опубликованной на английском языке в 1963г. митрополитом Каллистосом (Тимофеем) Веером, епископом греческой православной епархии Великобритании. Этот епископ, родившийся в 1934г. в англиканской семье, в 1958г. в возрасте 24 лет обратился в православие. Книга произвела большое впечатление на молодого Бамбанга и он постучался в дверь Православной Церкви в Сеуле. Приходской священник архимандрит Сотериос Трамбас принял участие в его поисках и в сентябре 1983г. Бамбанг получил православное крещение с благословения Константинопольского экуменического Патриарха Деметриоса I.
Отец Трамбас содействовал поездке Брамбанга в Грецию для укрепления основ его новой веры. Он опасался, что после возвращения на Яву Бамбанг сможет подпасть под влияние протестантской евангелической среды. Бамбанг провел 6 месяцев в Афинах, где совершенствовал свой греческий и был тепло принят общиной коптских студентов, понимавших его вопросы, учитывая его мусульманское прошлое. Затем 6 месяцев на горе Афон, главном месте православного монашества. Там он написал на яванском языке сочинение о триединой вере Никейского Собора и перевел на индонезийский язык литургию Св. Иоанна – Хризостома.
В 1984г. молодой индонезиец приехал в США где был принят митрополитом Солесом греческой архиепархии Бостона и начал учиться в Школе греческой православной теологии Св. Креста в Брулине. Под руководством епископа Максима, рукоположившего его в диаконы, он проповедовал на многочисленных собраниях в епархии Питсбурга. В Алабаме он защитил диссертацию на тему «Исламский монотеизм и христианская христология», в которой показал, как идея Корана, вечно хранимого у Бога а затем ниспосланного людям, исказила исламский монотеизм и почему монотеизм христианский, который Мухаммед хотел устранить иеретические влияния.
Бамбанг был рукоположен в священники в Огайо в Церкви Св. Павла в Кливленде и стал отцом Даниелем Бьяторо. Затем он занялся антропологией , однако недостаток времени не позволил ему завершить ее изучение. Все это готовило его к возвращению на родину, где все было подчинено исламу, становящемуся все более интегрированным, и начался рост Пентикостальнвх Церквей.
Когда Бамбанг готовился к получению диплома в школе Святого Креста, к нему в Бостон в 1986г. приехали четверо его друзей, завершивших обучение в евангелической семинарии в Джакарте. Один из них Лазарус Суканто был пятидесятником из Джакарты. В православии его привлекла практика исихизма монашества, которая соответствует упражнениям по концентрации сердца и духа, с которой он познакомился, занимаясь яванскими боевыми искусствами. Для яванской практики характерен сильный аскетизм. Его также очень впечатлила православная литургия, превосходящая своим ярко выраженным ритуалом, католическую литургию, которая ему казалось бесцветной, не говоря уже о протестантской, которая практически почти отсутствует. Его пентекостальная вера стала представляться ему плодом секуляризации религии с теологией процветания смысл которой заключается в том, что Богу необходимо отдавать столько, чтобы на земле получить в сто раз больше и обогатиться. Подобные утверждения воспринимаются благосклонно новым средним классом. Тремя другими спутниками Бамбанга были Йоханнес Висаксоно, его сводный брат, рукоположенный в священники в 1990г., Дэвид Самийко, выходец из индуистской семьи из Клатена и Мэтью Будхихархо.
Первый яванский православный приход.
8 июня 1988г. отец Даниель Бьянторо вернулся на Яву. Несколькими днями позже 20 июня он создал «Фонд Голоса Православия» и стал еженедельно проводить конференции, на которых знакомил людей с православием. В феврале следующего года в деревне Басем на юге Соло начали служиться вечерни. Затем появилась еще одна группа молящихся. Первая божественная Литургия-православная месса – была отслужена в марте 1989г. в Батуране, в окрестностях Соло. 30 апреля трое взрослых приняли крещение в горной реке в Бойолали к западу от Соло. Это были Манулу Перлухутан, пастор Пентикостальной Церкви, его жена Адольфина, родом из Тимора, так же обучавшаяся в протестантской семинарии в Джакарте, и один мусульманин Мухамед Суги Бассари, получивший при крещении имя Фотий.
Однако, вскоре община Батурана была вынуждена передраться в лругое место под давлением местных жителей иполиции, считавших ее сектой. Они сняли дом в деревне Сумбер. Новая Церковь продолжала получать угрозы и поэтому ее члены, а также сочувствующие им мусульмане, особенно члены группы по межрелигиозному диалогу, по ночам охраняли ее. В последующие месяцы состоялись новые крещения и зародившаяся община пополнилась новыми членами, как, например Сри Гунархо. Родившийся в протестантской семье, он для удобства стал мусульманином. Тяжело заболев, он поклялся, что если поправится, то станет служить Богу. После выздоровления он принял крещение в Баптиской Церкви и, получив образование, стал мирянином проповедником. Прежде чем перейти в Православную Церковь, он вместе со своей женой Марьяти изучал катехизис отца Даниеля. Затем он сам стал катехизатором, и ему было поручено служить вечерни в своей общине.
Это всего лишь несколько примеров того, как многие люди, разочаровавшись в протестантском харизматическом движении, ищут более глубокую веру. Некоторые из них, мужчины и женщины были посланы в институт Св. Сергия в Париже, в Австралию м Грецию для получения образования и для того, чтобы разнообразить походы к православной вере. В октябре 1989г. Вышел первый номер журнала «Голос Православия».
Вплоть до недавнего времени Конституция Индонезии признавала только пять религий: ислам, протестантизм, католицизм, индуизм и буддизм. В 2001г. перечень официальных религий был дополнен шестой религией - традиционной китайской религией. Это было своего рода заглаживанием вины властей страны за массовые беспорядки, вызванные финансовым кризисом 1997г. в ходе которых индонезийцы китайского происхождения стали жертвами незаконных поборов. Чтобы обойти трудности, связанные с непризнанием Индонезийской Республикой Православной религии, один пастор – пятидесятник зарегистрировал в феврале 1990г. приход Сумбера на свое имя в Протестантском Бюро Министерства по делам религий. В 1996г. Православная Церковь была признана официально в Индонезии соответствующим актом этого Бюро и передана под патронат Федерации Церквей Индонезии.
Заложница международного разделения православия.
Отец Даниель был рукоположен под юрисдикцией Константинопольского Экуменического Патриархата. Молодая Яванская Православная Церковь во главе с архимандритом Даниелем Бьянторо находилась в каноническом подчинении у Православной Митрополии Гонконга и юго-восточной Азии. Епархия была основана в ноябре 1996г. и включила в себя Гонконг, Филиппины, Тайвань, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Камбоджу, Бирму и экзархаты Индии, Индонезии и Сингапура. 9 января 2008г. была создана Православная митрополия Сингапура (отделившаяся от Гонконга), объединившая следующие страны: Сингапур, Индию, Индонезию, Пакистан, Малайзию, Афганистан, Мальдивы, Бангладеш, Непал, Бутан и Шри Ланку. Яванская Православная Церковь перешла под ее юрисдикцию. Однако, в 2005г. Синод Русской Зарубежной Церкви принял ее в свое лоно вместе со священниками и верующими. Архимандрит Даниель Бьяторо, продолжая оставаться в канонической зависимости от митрополии Гонконга, считается Константинопольским Экуменическим Патриархатом священником, сложившим с себя сан.
То, что их привлекает …
То, что их привело Бамбанга в православие – это логичное , ясное и точно изложение этой веры, а также понимание таинства троицы, приводящей к единению с Богом. Архимандрит Даниель считает, что православная вера – это путь подходящий для яванцев своей экклесиологией, своей практикой поста, монологичной молитвой (с повторением имени Иисуса), сравнимой, по его мнению мусульманской практикой перебирания четок – произношением 99 имен Аллаха, мистикой единения с Богом, разработанной среди прочих Григорием Паламасом, имеющий много точек соприкосновения с яванской мистикой единения с Богом. Мусульмане, принявшие крещение в Православной Церкви, чувствительны к идее непрерывной апостольской преемственности, обеспечивающей, по их мнению, чистоту новой, принятой ими веры. Если ислам и протестантизм опровергают яванские обряды, настаивая на обращении, и, следовательно отказе от прошлого, то православие делает акцент на «адекватность» между внутренним движением веры и внешним культурном окружении, с которым не хотят порывать новые обращенные.
Для мусульман религии – это освобождение от ритуалов и мистической практики, которые часто имеют ассоциированную форму. У протестантов только спонтанная молитва может выразить глубокие чувства.
Православная вера настаивает на инкарнации, и это совершается через великолепную литургию, предлагаемую византийской и русской традициям и адаптированной к яванскому контексту, так как индонезийские христиане, имея православную литургию и теологию, продолжают сохранять подлинно яванский стиль. Так, бабтистерии сделаны у них прямо в земле, как в Греции. Во время богослужения верующие снимают обувь, сидят на земле, женщины покрывают головы и все смотрят на иконостас, то – есть эта практика напоминает мечеть. Исповедь, вечерни и бдения являются подготовительной частью для принятия причастия на следующий день и, в определенной степени, повторяют яванскую практику аскетизма.
Кроме того, Архимандрит Даниель настаивает на возвращение к практике изучения Библии, которая не должна быть исключительно протестантской. Поэтому православные приходят в церковь со своими Библиями. И, наконец, Яванская Православная Церковь больше подчеркивает семитическое (или ближневосточное) происхождение своей веры, чем ее греческое наследие. Она подчеркивает ее антиохийские, сирийские и арамеские корни, утверждая тем самым, что их религия также, как и ислам, зародилась на Ближнем Востоке, тем более, что большая часть религиозной терминологии на индонезийском языке арабского происхождения.
К настоящему времени многие тысячи индонезийцев, большинство из которых мусульмане, обратились в православную веру. Сегодня в Яванской Православной Церкви имеется около 20 священников, 30 приходов и миссий.
Перевод: Католическая информационная служба Agnuz