Пример христианского единства – это самое лучшее, что мы можем предложить современному миру
25 февраля, 2015г. http://blagovest-info.ru
- Сестра Валентина, что послужило толчком к созданию фонда «Искусство добра» и какие задачи он был призван решать изначально?
- Валентина Новаковская: В декабре 1999 года был освящен после реставрации кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Время было сложное для нашей страны и, в частности, для творческой молодежи. Как раз к открытию собора группа американских католиков собрала деньги и подарила нам орган «Роджерс» – совмещенный орган, частично духовой и частично электронный. Для нас это была огромная радость. Этот орган прозвучал на церемонии открытия, на богослужении, где было много гостей – представителей российской власти, представителей Ватикана. Тогда архиепископ Тадеуш Кондрусевич сказал в проповеди, что этот величественный храм станет домом молитвы для всех, кто захочет прийти и помолиться, и местом, где будет звучать прекрасная музыка. Собор должен стать особенным местом для города. Для нас, музыкантов храма (я тогда работала органисткой), это действительно был призыв – мы призваны к тому, чтобы собирать здесь людей, делиться с ними красотой. Так сложилось, что напротив собора находится общежитие консерватории, оттуда к нам стали приходить ребята и спрашивать о нашем репертуаре, интересоваться, можно ли у нас поиграть, что-то послушать. Тогда мы – в числе организаторов были еще два священника – стали думать о создании фонда, который помогал бы российским музыкантам узнавать о духовной музыке, развивать её. Чтобы именно посредством духовной музыки поддерживать людей в стремлении к доброте и красоте. Иными словами, задача фонда – поддержка в обществе христианских ценностей посредством музыки и помощь молодым музыкантам. Это и легло в основу деятельности новой организации. Фонд «Искусство добра» был создан в 2001 году. И сегодня его инициативы остаются востребованными.
- В Попечительский совет фонда входят и православные. Судя по программе, деятельность фонда носит экуменический характер. Это сложилось впоследствии, или изначально так было задумано?
- Мне кажется, что добро всегда творит добро. Бог побуждает сердце человека творить добро и красоту, а это, как известно, Его качества. Божие совершенство отражается в многочисленных вещах, и, ориентируясь на них, каждый человек желает стремиться к добру, гармонии, миру и любви. Без правильно выбранных ориентиров можно запутаться. А предлагать эти ориентиры людям невозможно в одиночку, порознь, самим нарушая христианские принципы согласия и взаимопомощи. Может быть, поэтому в Попечительском совете фонда есть представитель от Православной Церкви, представитель от Католической Церкви, представитель от культуры и от государственной власти. Кроме того, развивая нашу деятельность, мы стали приглашать различные коллективы, искать пути сотрудничества. Так, например, мы давно уже дружим с Московским Синодальным хором (когда-то он еще не назывался Синодальным), с его бессменным руководителем Алексеем Пузаковым. Мы делали совместные программы с лютеранским собором, когда организовывали концерты нашего Рождественского фестиваля в различных храмах, представляя богатство традиций празднования Рождения Спасителя. В этой работе выражается наше общее стремление объединить усилия в распространении христианских ценностей.
Мое мнение, и этим живёт наш фонд, что наша обязанность – быть христианами. Не номинальными, а живыми, настоящими. Самими собою нужно показать пример, что жить Евангелием можно, что это истинная свобода. Вместе мы должны нести добрую весть. Пример христианского единства – это самое лучшее, что мы можем предложить современному миру. Потому что сейчас в мире слишком много разделений, конфликтов, интриг и негативной информации.
- Но на практике это, наверное, связано с большими трудностями. Как вы к этому шли с 2001 года, какой накопился опыт?
- До реализации задуманного всегда длинный путь. В преодолении этого пути, разумеется, очень помогают музыка и искусство, но чтобы подарить их людям – нам приходится много работать. Конечно, возможностей материальных у нас мало, мы – маленький фонд, но, с другой стороны, мы самостоятельны и автономны, так как не получаем никакого финансирования ни со стороны государства, ни со стороны крупных спонсоров. Средства к осуществлению наших проектов мы получаем от частных жертвователей, обычно – от слушателей наших концертов. Они же позволяют нам организовывать концерты для социально незащищенных граждан, покрывая необходимые организаторские расходы, как бы даря концерт, даря приглашение нуждающимся. В некоторых местах подобная система с недавнего времени называется «подвешенной кружкой» или «подвешенным билетом». Можно сказать, у нас эта система работает с самого начала существования фонда, благодаря чему на концерты духовной музыки в соборе могут приходить подопечные более чем 120 организаций Москвы и Подмосковья: инвалиды, пенсионеры, многодетные, малоимущие граждане. В каждом районе таких организаций много. У нас выстроилась определенная система работы с ними, чтобы участники этих организаций могли регулярно приходить на концерты. В начале нашей деятельности нам казалось, что мы должны испробовать, понять, насколько мы нужны людям, обществу, насколько нужна наша работа. Нам стало понятно, что мы нужны, несмотря на трудные времена. Люди приходили, и мы понимали, что им это нужно так, как нужен человеку глоток свежего воздуха в знойный день. За годы работы мы получили множество благодарных отзывов о нашей работе, о концертах в соборе. В пространстве собора люди воспринимают музыку как-то по-другому... Даже если человек не привык молиться, не был этому научен. Человек создан Богом, его душа помнит что-то глубокое, и музыка пробуждает в ней это что-то, как бы задевая внутренние струны, которые начинают вибрировать... Неважно, кто приходит, с каким опытом – с религиозным или нет… В соборе прежде всего звучит музыка, которая веками рождалась в христианской культуре, и она и теперь помогает человеку найти контакт с Творцом.
- На что вы ориентируетесь, составляя репертуар?
- Так сложилось изначально, поскольку это связано с действующим собором, что мы ориентируемся на литургический цикл. Если это рождественский период, то стараемся, чтобы не звучали Страстные хоралы Баха, которые должны звучать в страстной период. Кроме того, если происходят какие-то события, то мы ориентируемся на них. Например, в мае устраиваем концерты для ветеранов. Мы стараемся подчеркивать исторические даты, важные для нашей страны.
- Перед вами стоит задача просветительской работы в области христианской музыки?
Мы понимали – важно показать музыку в ее историческом и смысловом контексте, подчеркнуть ее истинное происхождение. Например, Бах писал для церкви, для богослужений, что не всегда, особенно в советском прошлом, отмечалось. Не всегда раскрывалась сущность, больше говорили о музыкальных качествах. А здесь мы подчеркиваем эту литургическую составляющую. Мы считаем, что это наша задача, именно потому, что музыка звучит в соборе. Конечно, времена изменились, и мы рады, что сейчас уже нет прежних табу. И перед концертом мы всегда стараемся хотя бы в нескольких словах обозначить этот исторический, богослужебный, литературный контекст. Чтобы слушатель понимал, что будет звучать.
- Есть ли коллективы, с которыми у вас сложились постоянные отношения?
- Мы ищем новые пути, новых исполнителей, но есть и устоявшаяся дружба с исполнителями. Прежде всего это органисты, потому что орган – основной инструмент здесь, и в богослужении Католической Церкви играет большую роль. Даже несмотря на то, что у нас один органный концерт идет за другим, органная музыка, как мне кажется, не надоедает. Тем более что наши концерты интересны с просветительской точки зрения.
- У вас есть проект «Органы для России». Что это такое?
- К нам несколько раз обращались люди из католических приходов России, где нет инструментов, с просьбой помочь в их приобретении. И мы организовывали специальные благотворительные концерты для сбора средств на приобретение органов. Разумеется, чтобы этот инструмент служил не только для богослужений, но чтобы жители города получили возможность слушать органную музыку. Нам удалось купить инструмент для Тулы, потом для омской церкви. Конечно, это электронные органы, не духовые. Духовые очень дорогие, мы не в состоянии их приобрести. Мы связались с фирмой-изготовителем в Италии и заказали на льготных условиях несколько инструментов. Мы заказывали органы «Вискаунт» (Viscount – ред.) – это инструменты, которые по своим звуковым качествам хорошо подходят для аккомпанирования во время богослужения, они не эстрадные, не джазовые. У нас в храме тоже есть такой инструмент, и по будничным дням во время богослужений мы играем на нем.
- Сколько органов в храме Непорочного Зачатия?
У нас в соборе три органа – духовой «Кун» (Kuhn – ред.), это один из самых больших инструментов в России – 74 регистра, 4 мануала, 5 563 трубы; американский электронно-духовой «Роджерс» (Rodgers – ред.) и электронный «Вискаунт».
- А как работает проект «Детский органный класс»?
- Вместе с фирмой «Роланд» мы решили начать благотворительную программу – органную школу. Мы объявили об этом, и пришли дети, пришли многодетные семьи. Мы вкладываемся в эту школу, она действует уже несколько лет. Там есть органный класс, два преподавателя. Интересна методика преподавания: она основана не только на индивидуальном обучении игре на инструменте, а еще и на том, чтобы развивать творческие возможности ребенка. В классе, где есть несколько инструментов, ребята вместе разрабатывают какую-то музыкальную тему, и ансамбль из четырех человек играет одновременно. У них бывают открытые уроки, иногда они проводят маленькие концерты, и это звучит очень необычно. У ребят есть также хор, сольфеджио.
- Есть органная школа и для взрослых?
Есть школа для взрослых – органные курсы и изучение григорианского хорала. Мы приглашаем преподавателей из Италии, Франции, Германии; они обучают технике григорианского хорала, органному исполнительству и импровизации. Приходят все, кому интересно, прежде всего приезжают органисты, которые работают в храмах на территории России. Они приезжают раз в год, получают задание, работают на местах, у них есть также интерактивные встречи с профессорами.
- Как возникла традиция проведения Международного Рождественского фестиваля?
- Идея Рождественского фестиваля у нас появилась после того, как нам сначала подарили, а потом установили большой духовой орган «Кун». Изготовитель – швейцарская фирма. «Кун» был подарен храму Базельским кафедральным собором, установлен в нашем соборе в 2005 году, и в том же году мы провели первый международный фестиваль органной музыки. Спустя несколько лет мы решили организовать ежегодный международный Рождественский фестиваль. Мы подумали, что всем нам очень нужен хороший повод, чтобы представить красоту празднования Рождества по традициям разных христианских народов. Наш фестиваль всегда начинается в Рождество по григорианскому календарю и заканчивается в Рождество по Юлианскому. На один из Рождественских фестивалей мы пригласили добровольческое движение «Даниловцы», с ними подружились, они участвовали вместе с нами в Рождественском фестивале и Рождественской ярмарке, делали здесь выставку детского рисунка… А в этом году мы провели фестиваль, седьмой по счету, совместно с благотворительным фондом святителя Григория Богослова. Надеюсь, что наше сотрудничество будет развиваться и в дальнейшем. Уже есть совместные задумки и планы относительно того, что мы сможем сделать на следующем фестивале, чтобы представить новые коллективы, охватить больше площадок, пригласить больше людей. Нам важно дать посыл, что Рождество – это семейный праздник, который отмечается в кругу семьи, что это традиция добра и красоты, которая основана на вере и готовности принять в свой дом и в свое сердце Воплощенное Слово, снисшедшее с небес на землю.
- Расскажите немного о себе. Как получилось, что лично ваша судьба оказалась связана с такой деятельностью?
- Я приехала в Москву в 1991 году, уже будучи монахиней. Через год я уехала в Польшу на учебу, закончила университет, моя специальность тесно связана с церковной музыкой. Мы изучали григорианский хорал, историю церковной музыки. Я вернулась в Москву и поняла, что мне нужно делиться знаниями, которые получила. Потом восемь лет я преподавала в Санкт-Петербургской духовной семинарии. И одновременно работала, и до сих пор продолжаю работать в Москве, являясь руководителем литургического хора и директором музыки кафедрального собора, участвовала в комиссии по подготовке первого литургического песенника на русском языке, участвовала в подготовке музыкального приложения к Миссалу (богослужебная книга в Римско-Католической Церкви – прим. ред.). Я благодарю Бога, что каждый день Он наполняет мою жизнь красотой духовной музыки. Музыка помогает мне поднимать взор на Того, Кто Сам является источником любви, красоты и гармонии.