Зачем были нужны Богу страдания Сына?
Когда мы говорим о Божественной жизни, то наш язык оказывается бедным и не соответствует тому, что мы хотим передать. То же самое относится и к фразам типа «Бог нуждался в страданиях Своего Сына». Не надо забывать, что три Божественных Ипостаси – это единый Бог, поэтому все, что мы говорим об Отце, относится также к Сыну и к Святому Духу, и наоборот. Поэтому вопрос можно было бы поставить следующим образом: нужно ли было Богу воплощаться и проливать кровь во отпущение наших грехов?
Ответ можно найти только в мысли Бога, которая проявилась в Божественном откровении, полученном прежде всего апостолами.
Святой Петр утверждает: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1,18-19).
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе», - пишет святой апостол Павел (Гал 3,13).
Из этих слов следует, что Христос не просто хотел отпустить грехи человечеству, но Его намерение означало гораздо больше.
Воплотившись, став человеком, Иисус Христос не только искупил Своей Кровью грехи всех людей: Он сделал так, чтобы люди, соединившись со Христом, могли преподносить Богу Его страдания так, как будто это - их собственные страдания. Бог не удовольствовался отпущением грехов, но пожелал отдать людям то, то имеет непреложную ценность перед Богом.Это намерение Христа было предвозвещено пророком Исаией: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53,4-5). Это пророчество подтверждает святой апостол Петр: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (Петр 2,24).
Таким образом, Он искупил грехи вместо нас и через Свои страдания позволил нам стать усыновленными детьми Божиими и снова стать Его близкими друзьями. У усыновленных детей такие же права перед родителями, как и у биологических, они участвуют в их благах и наследуют их. Так же и для нас: заслугами Иисуса Христа мы стяжали перед Богом право быть выслушанными, право участвовать в благах Его дома и наследовать Его Царство. Никто сам по себе не может получить право стать другом Бога. Иисус заслужил Своими страданиями для нас это право – право возобновить дружбу с Богом, невзирая на наш грех презрения к этой дружбе.
Бог не мог выразить нам Свою любовь сильнее, чем в Воплощении и Искуплении. Вот почему святой Павел утверждает: «Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5,14-15).