«И со духом твоим»

 ВОПРОС:

Что стоит за формулой, которую священник и верные произносят на каждой службе: «Господь с вами» - «И со духом твоим»?

ОТВЕТ:
«Господь с вами» - «И со духом твоим»: этим взаимным приветствием священнослужителя и ассамблеи христианской общине возвещается присутствие Господа. «И со духом твоим»: «твоим» здесь относится к священнику, совершающему Мессу. Части этого диалога повторяются во время литургии неоднократно. Они звучат в начале и в конце, перед провозглашением Евангелия, в начале Евхаристической молитвы. Слова священника и ответ народа свидетельствуют о тайне Церкви, собирающейся вместе.

И первая, и вторая часть этого диалога имеют библейское происхождение. «Господь с вами!» - приветствует жнецов Вооз, один из предков царя Давида. Жнецы отвечают: «Да благословит тебя Господь!». Похожие фразы мы находим и в Книге Судей (6,12): Ангел Господень является Гедеону и говорит ему: «Господь с тобою, муж сильный!». Во 2 Книге Паралипоменон (15,2) читаем: «Тогда на Азарию, сына Одедова, сошел Дух Божий,  и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним». Такое же приветствие мы встречаем и в Новом Завете: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» - из Евангелия от Луки 1,28; во Втором послании  к Фессалоникийцам апостол Павел пишет: «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (3,16). Вторая же часть приветствия появляется, например, во Втором Послании к Тимофею: «Господь Иисус Христос со духом твоим» (4,22) и в других письмах святого Павла.

Речь идет не только о приветствии, но и о пожелании. Священник возвещает собранию, празднующему Евхаристию, что Господь действительно посреди них, согласно обетованию Самого Иисуса: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20). Это и пожелание, дабы Господь поистине был с нами, а мы сумели принять дар Его благодати. Это краткое приветствие выражает великую истину: Христос пребывает в священнике и в ассамблее, а общину объединяет одна и та же вера.

В ответе народа – «И со духом твоим» - «дух» относится к самому благородному аспекту человека. Мы не говорим просто: «И с тобой», но – «И со духом твоим». Дух – это самое глубокое измерение человека, и именно там Святой Дух пребывает со всей Своей силой. Как пишет святой апостол Павел к Римлянам (8,15-16): «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии».

Кроме того, выражение «И со духом твоим» подчеркивает особое достоинство священника и ценность его служения, - еще и поэтому мы не говорим просто «и с тобой». В священнике, совершающем Евхаристию, особым образом присутствует Святой Дух, полученный в Таинстве Священства. Слова «И со духом твоим» могут быть также ответом на пожелание мира, выражающим уважение и благосклонность к собеседнику. Эта литургическая формула имеет и экуменическую ценность, поскольку она используется и на православных, и на протестантских богослужениях.

Галлерея | Литургические комментарии | Календарь святых | Катехизис | | Вверх