|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

Уильям Оккам

Guillelmi de Ockham

(ок. 1288-ок. 1349)

 

На конец XIII-начало XIV в. приходится расцвет оксфордской школы философии. Благодаря Росцелину, Роберту Гроссетесту, Роджеру Бэкону и Дунсу Скоту вырос престиж нового центра средневековой учености, но окончательно закрепил и оформил его успех Уильям Оккам. Он прославился как непобеждаемый участник бывших традиционными в то время университетских дискуссий, за что и получил прозвище doctor indincibilis («непобедимый доктор»·). Спекуляции схоластического формализма не удовлетворяли запросы мышления представителей оксфордской школы, которая в силу уже одной этнической специфичности мыслительной деятельности логически и методологически выводила развитие своей философии из сферы чувственного опыта. У радикального номинализма Оккама были серьезные противники как среди реалистов, так и среди концептуалистов. Фома Аквинский и Иоанн Дуне Скот были в XIII в. основателями двух крупнейших философских традиций, придерживавшихся противоположных взглядов. Фома направил мощь своей мысли против аверроистов, в первую очередь - аристотелизма Сигера Брабантского, и, прежде всего, против таких положений, как вечность мира, смертность индивидуальной души, принятие монопсихизма и т. д. В конечном итоге томизм пришел к подчинению знания вере, а философии - теологии. Для последователей Скота, с одной стороны, значимость религиозных догматов не была пустым звуком, особенно после церковного осуждения в 1277 г. учения аверроистов; с другой стороны, они желали обеспечить полное и беспрепятственное развитие науки. Результатом совмещения этих установок явилась теория двойственной истины, утверждение взаимной независимости науки и теологии и дуализм разума и веры. Для общей характеристики тенденций развития средневековой философии особенно важен тот факт, что подготовка и расцвет творчества Аквината приходится на Парижский университет, который благодаря ему стал средоточием доминиканской схоластики. Учение Дунса Скота воспринимается в Оксфорде.

Для Оккама концептуализм Скота был ближе, чем теологический реализм Фомы, но принципиальную критику со стороны Оккама вызвала позиция Дунса Скота в отношении теории двойственной истины. Оккамовская логика вполне представляет эту критику в так называемой «бритве Оккама», которая сводится к тому, что сущности не следует умножать без необходимости. Этот тезис относится как к применению понятий причинности исключительно в сфере эмпирических утверждений, так и к пониманию критериев истины вообще. Универсалии реалистов не могли быть признаны уже в силу одного того, что Оккам не признавал какой-либо иной способ созерцания, кроме чувственного, в котором предстает только единичное сущее. Но без общего не может осуществиться процесс познания, а потому оно неизбежно формирует и проявляет себя в языке. Человеческую речь, как считает Оккам, можно разделить на три части: письмо, последовательность слов и мысль. Первые две формы определяются как искусственно созданные конвенциональные знаки, мысль же видится как естественный знак вещей. Общее предстает в теории познания Оккама, напрямую связанной с его онтологией, посредством знаковых, прежде всего языковых форм; таким образом, вся его философия обретает в логической семиотике свой фундамент, а поскольку сам он называл знаки терминами, то и всю логическую концепцию его философских взглядов определяют как терминизм. Оккам также соглашался различать два рода интенций, и если при первичной интенции слова являются знаками, лишь замещающими собой реальное положение дел (то есть положение дел, поддающееся чувственному подтверждению и верификации), то при вторичной - слова воплощают собой уже общезначимое содержание, оформляющееся во всеобщих знаках, понятиях, или терминах.

Уильям Оккам родился около 1288 г. в небольшой деревне Оккам в Суррее (Англия)330. О его семье и социальном происхождении ничего неизвестно, как неизвестно, был ли его родной язык английским или французским. Свою учебу в Лондоне Оккам начал около 1302 г., приступив, как было заведено, к изучению логики и натурфилософии. Приблизительно в это же время он был принят во францисканский орден. В 1308-1310 гг. Оккам закончил изучение философии и продолжил обучение теологии. Возможно, тогда ему довелось слышать Иоанна Дунса Скота, который мог быть в Лондоне или Оксфорде между июнем 1303 и апрелем 1304 во время изгнания из Парижа. В 1312 г. Оккам был направлен в Оксфорд. Интенсивные теологические штудии Оккама в Оксфорде по времени совпали с общим ослаблением интереса к томизму среди английских доминиканцев, составлявших большинство среди магистров теологии. К чтению лекций по «Сентенциям»331 Оккам приступил с осени 1317 г. Как показывают его записи к лекциям в Reportatio, Оккама интересовали взгляды старших современников: Генриха Гентского, Дунса Скота и др.

1321-1324 гг. - время расцвета творчества Оккама. Именно в этот период были написаны Комментарии к Порфирию и «Категориям», «Об истолковании» и к «О софистических опровержениях» Аристотеля; фундаментальный учебник по логике «Сумма логики», Комментарии на «Физику» Аристотеля, трактат о предопределении и случайности, первые пять из «Избранных диспутов» и, возможно, трактаты на темы таинства причастия. В это же время позиция Оккама по разным вопросам стала объектом критики с разных сторон. Джон Ридинг, францисканец, читавший лекции по «Сентенциям» в Оксфорде в 1315-1317 гг., запечатлел многочисленные споры между ним и Оккамом в своих комментариях к «Сентенциям», написанных в 1318-1322 гг.; Уолтер Чаттон (1280-1325), тоже францисканский сентентиарий, в 1321-1323 гг. дискутировал с Оккамом по вопросам об универсалиях, благодати и справедливости, о количестве и отношении и т. д. Сочинения Оккама и Чаттона, датируемые этим периодом, носят заметный отпечаток этих реальных дебатов. В спорах с современниками оформлялось собственное учение Оккама: его убеждение, что только реальные вещи - единичные субстанции и их свойства являются действительными сущностями, что универсалии суть предметы познания в разуме, не существующие в действительности, что возможно интуитивное познание несуществующего. В 1322 г. кто-то, возможно Джон Ридинг, отправившийся с визитом в Авиньон, представил папскому суду свидетельства ложности учения Оккама. Чтобы ответить на обвинения в ереси Окнам в мае 1324 г. покидает Англию, как оказалось, навсегда.

В состав суда, перед которым предстал Окнам, входили в основном парижские доктора теологии, все - явные приверженцы томистской доктрины, кроме доминиканца Дюрана де Сен-Пурсена, симпатизировавшего теологии Скота. Объектом внимания папского суда стали лекции Оккама по «Сентенциям», особенно I книга Ordinatio и II-IV книги Reportatio. Первоначально список тезисов Оккама, отобранных для обвинения, содержал как философские, так и теологические высказывания, однако впоследствии папская комиссия сосредоточилась в основном на теологическом учении. Среди рассмотренных комиссией были тезисы о природном миропорядке вещей и божественной благодати, об отношениях и комбинациях божественных свойств, например, являются ли добродетель и воздаяние, благодать и справедливость, человеческая природа Христа и неспособность к греху абсолютно необходимыми или необходимыми случайным образом, и являются ли свойства, противоположные этим, абсолютно невозможными в силу божественной власти.

Под покровом ночи 26 мая 1328 г. Оккам бежит из Авиньона, направляясь через Италию ко двору Людвига Баварского, где проживет до конца своих дней.

Годы изгнания (1329-1347), проведенные в Южной Германии, ознаменовались созданием политических трактатов. В них Оккам достаточно жестко отстаивал свое убеждение, что сначала папа Иоанн XXII, а затем и сменивший его Бенедикт XII впали в ересь по вопросу об апостольской бедности, а первый из них еще в части доктрины о блаженном созерцании332. Среди наиболее значительных сочинений, созданных Оккамом в этот период, - «Опус девяноста дней» и «Диалог». В этих трактатах Оккам исследовал значение и смысл феодальной власти, взаимосвязь владения и пользования, идеи естественных и законных прав; рассматривал вопросы церковной власти - роль папы, верховного совета, место светских правителей в клерикальной жизни. По традиции политические взгляды Оккама сравнивают с положениями «Защитника мира» Марсилия Падуанского (1324)333; по ряду вопросов Оккам придерживался особой позиции, выступая оппонентом Марсилия: в отличие от последнего, Оккам верил во власть папы, а не совета в рамках церкви, несмотря на возможность папы-еретика.

Предлагаемое впервые российскому читателю сочинение «Семь·· избранных [диспутов]» в подборке Ф. Бюнера, известного исследователя творческого наследия Оккама, в большой степени основано на реальных диспутах между Оккамом и Уолтером Чаттоном, происходивших с осени 1322 г. до весны 1324 г. Именно об этом свидетельствует тесная связь между Reportatio последнего и данным сочинением Оккама. В ряде диспутов Оккам прямо указывает на Чаттона и его учеников в качестве оппонентов. Кроме этого, на протяжении своего труда Оккам неоднократно обрывает тему в одном диспуте, чтобы продолжить ее затем в другом, отдельные доводы Чаттона отличаются в изложении Оккама от его собственной интерпретации в Reportatio. Позиция Чаттона и его учеников часто не выглядит теоретически столь уж далекой от оккамовской, что навело современных исследователей на мысль, что эти диспуты проходили между францисканцами в отсутствие представителей других школ. С другой стороны, литературно гладкий стиль изложения позволяет предположить, что Оккам завершал работу над «Семью избранными [диспутами]» скорее всего в течение первого года пребывания в Авиньоне. Помимо Чаттона, воображаемым оппонентом Оккама в ряде вопросов выступает Дуне Скот. Это прежде всего теологические вопросы, например, доказуемо ли рациональным путем, что имеется всего один Бог?334, доказуемо ли рациональным путем, что Бог - первая действующая причина всех вещей?335, свойственно ли добро и зло самим по себе человеческим действиям?336, и др. Причем Оккам полемизирует с Дунсом Скотом в основном по проблемам методики и методологии обоснования, часто не подвергая сомнению сам ответ на поставленный вопрос.

Сочинение состоит из 170 вопросов, сгруппированных в семь разделов-диспутов; общая структура оккамовского труда не обнаруживает логической взаимосвязи от одного диспута к другому, но внутри каждого диспута имеется логическая последовательность в постановке вопросов. По проблематике вопросы распределены неравномерно, включая теологию, логику, онтологию, гносеологию, этику как практическую философию, философские основания математики. Обращает на себя внимание особенность стратегии аргументации Оккама: в большинстве случаев знаменитый принцип «бритвы Оккама» выступает не как орудие критики немотивированного умножения сущностей с онтологической точки зрения, но скорее выглядит как семантический проект упрощения понятийной структуры всех теоретических наук.

Д. Ю. Дорофеев, Е. Н. Лисанюк

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|