Часть Первая
Исповедание веры
Фрагмент фрески из катакомб Прискиллы в Риме, нач. III в. Самое древнее изображение Пресвятой Девы Марии.
Тема этого изображения, одного из самых древних в христианском искусстве, представляет сердцевину христианской веры — тайну Воплощения Сына Божия, рожденного от Девы Марии.
Слева — фигура человека, указывающего на звезду, которая находится над Девой с Младенцем: это пророк — возможно, Ва лаам, — возвещающий, что «звезда, происходящая от Иакова, становится главной» (ср. Числ 24, 17). В этом — все ожидание Ветхого Завета и зов падшего человечества к Спасителю и Ис- купителю (ср. №№ 27, 528).
Эта весть осуществилась в рождении Иисуса, вочеловечившегося Сына Божия, зачатого Святым Духом, рожденного Девой Марией (ср. №№ 27, 53, 422, 488). Мария вводит Его в мир, дает Его людям. Поэтому Она является самым чистым образом Церкви (ср. № 967).
Первый раздел
«Я верую» — «Мы веруем»
Когда мы исповедуем нашу веру, мы начинаем словами «Я верую» или «Мы веруем». Прежде чем излагать веру Церкви, как она исповедуется в Символе, провозглашается в литургии, осуществляется в исполнении Заповедей и в молитве, зададим себе вопрос: а что значит — «верить»? Вера есть ответ человека Богу, открывающему и отдающему Себя ему, принося в то же время изобильный свет человеку, ищущему высшего смысла своей жизни. Поэтому мы вначале рассматриваем эти искания человека (первая глава), затем Божественное Откровение, в котором Бог выходит навстречу человеку (вторая глава), и, наконец, ответ веры (третья глава). |
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Человек «способен» принять Бога
Жажда Бога заложена в сердце человеческое, ибо человек создан Богом и для Бога; Бог не перестает привлекать к Себе человека, и только в Боге человек найдет истину и счастье, которых он беспрестанно ищет. «Глубочайший смысл человеческого достоинства состоит в призвании человека к общению с Богом. Бог приглашает человека к диалогу уже с самого начала человеческого существования. Ибо человек существует потому, что Бог создал его из Любви, и из Любви постоянно хранит его; и человек живет всей полнотой истины, только если он свободно признает эту Любовь и отдает себя своему Творцу»1. |
|
На протяжении человеческой истории, вплоть до сегодняшнего дня, люди самыми различными способами выражали эти поиски Бога в своих верованиях и своем религиозном поведении (в молитвах, жертвоприношениях, поклонениях, размышлениях и т.д.). Несмотря на двусмысленность, которая может подчас содержаться в них, эти формы выражения настолько универсальны, что мы можем назвать человека религиозным существом: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы искали они Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем...» (Деян 17, 26–28). |
|
Но эта «глубинная и жизненная связь человека с Богом»2 может быть забыта, неизвестна или даже откровенно отвергнута человеком. Причины такого состояния могут быть самые разные3: протест против зла в мире, религиозное невежество или безразличие, «забота века сего и обольщение богатством»4, дурной пример верующих, враждебные религии течения мысли и, наконец, поведение человека-грешника, прячущегося от Бога из страха5 и бегущего от Его зова6. |
|
«Да веселится сердце ищущих Господа» (Пс 105, 3)* 1. Если человек может забыть или отвергнуть Бога, то Бог не устает призывать каждого человека искать Его, чтобы человек жил и обрел счастье. Но поиски эти требуют от человека всех усилий разума, прямоты воли, «прямоты сердца», а также свидетельств других людей, которые учат его искать Бога. «Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих: человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противишься гордым. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе»7. |
|
Созданный по образу Божию, призванный знать и любить Бога, человек, Бога ищущий, открывает для себя «пути», ведущие к познанию Бога. Их называют также «доказательствами существования Бога» — не в том смысле, который вкладывают в это слово естественные науки, но в смысле «совпадающих и убедительных аргументов», позволяющих достигнуть настоящего убеждения. Эти «пути» приближения к Богу отправной точкой своей имеют творение: материальный мир и человеческую личность. |
|
Вселенная. Исходя из движения и становления, целесообразности, порядка и красоты мира, можно познать Бога как первопричину и цель Вселенной. Св. апостол Павел говорит о язычниках: «Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим 1, 19–20)8. И св. Августин: «Вопроси красоту земли, вопроси красоту моря, вопроси красоту воздуха, плывущего и рассеивающегося, вопроси красоту неба (...) — вопроси все сущее. Все отвечают тебе: “Смотри, мы прекрасны”. Вся красота эта есть исповедание. Кто создал красоту эту, подверженную изменениям, если не Прекрасный, не подверженный изменению?»9 |
|
Человек: со своей открытостью истине и красоте, своим нравственным чувством, своей свободой и голосом своей совести, своим устремлением к бесконечному и к счастью, человек вопрошает себя о существовании Бога. Сквозь все это он различает знаки своей души, своей духовности. «Зерно вечности, которое он несет в себе самом и которое не может быть сведено к одной только материи»10, — его душа не может иметь иного начала, как в одном Боге. |
|
Мир и человек свидетельствуют о том, что они не несут в себе самих ни своей первопричины, ни своей конечной цели, но что они имеют удел в Сущем, не имеющем ни начала, ни конца. Так, этими разнообразными путями, человек получает доступ к познанию существования реальности, которая является первоисточником и конечной целью всего и «которую все зовут Богом»11. |
34 |
Возможности человека делают его способным познать существование Бога личностного. Но чтобы человек смог войти в глубину Его, Бог пожелал открыть Себя ему и даровать ему благодать способности с верой принять это откровение. Тем не менее, доказательства существования Бога могут располагать к вере и помогать увидеть, что вера не противоречит человеческому разуму. |
|
«Святая Церковь, Матерь наша, верит и учит, что Бог, начало и конец всех вещей, может быть определенно познан естественным светом человеческого разума на основании сотворенного»12. Без этой способности познавать человек не смог бы принять Откровение Божие. Человек обладает этой способностью потому, что он создан «по образу Божию»13. |
36 |
Однако в исторических условиях, в которых человек находится, ему очень трудно познать Бога одним лишь светом своего разума: «Хотя разум человеческий действительно, попросту говоря, может собственными силами и естественным светом своим прийти к настоящему и уверенному познанию единого личностного Бога, хранящего мир и правящего им Своим Провидением, так же, как и к познанию естественного закона, вложенного Творцом в наши души, тем не менее, есть множество препятствий, мешающих тому же разуму эффективно и плодотворно пользоваться своими природными возможностями. Ибо истины, относящиеся к Богу и Его взаимоотношениям с людьми, во всём превосходят порядок чувственного, и если они должны перейти в жизненное действие и влиять на него, они требуют самоотдачи и самоотречения. Человеческий дух при восприятии этих истин сталкивается с затруднениями со стороны чувств и воображения, а также от порожденных первородным грехом дурных побуждений. Отсюда происходит тот факт, что в этой сфере люди с легкостью убеждают себя в ложности или хотя бы сомнительности того, что им не хочется признать подлинным»14. |
37 |
Поэтому человек нуждается в просвещении Откровением Божиим — не только по отношению к тому, что превосходит его понимание, но и по отношению к «религиозным и нравственным истинам, которые сами по себе не недоступны разуму, чтобы они могли быть — в нынешнем состоянии рода человеческого — познаны всеми без труда, с твердой уверенностью и без примеси заблуждения»15. |
38 |
Защищая способность человеческого разума познать Бога, Церковь выражает веру в то, что можно говорить о Боге всем людям и со всеми людьми. Это убеждение — отправная точка ее диалога с другими религиями, с философией и науками, а также с неверующими и атеистами. |
39 |
Поскольку наше богопознание ограничено, то и язык, которым мы говорим о Боге, тоже ограничен. Мы можем именовать Бога, лишь исходя из творений и согласно нашему ограниченному человеческому способу познания и мышления. |
|
Всякое творение несет в себе некое подобие Бога, и в особенности человек, созданный по образу и подобию Божию. Многочисленные совершенства творений (их подлинность, их доброта, их красота), таким образом, отражают бесконечное совершенство Божие. Итак, мы можем именовать Бога исходя из совершенства Его созданий, «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем 13, 5). |
|
Бог превосходит любое творение. Это означает, что мы должны без устали совершенствовать свой язык, очищая его от всего, что есть в нем ограниченного, образного, несовершенного, чтобы не путать с нашими человеческими представлениями Бога, «неизреченного, незримого, непостижимого, недоступного»16. Наши человеческие слова всегда остаются по эту сторону тайны Бога. |
|
Действительно, говоря о Боге, наш язык изъясняется по-человечески, но он, в самом деле, достигает самого Бога, не будучи при этом в состоянии выразить Его в Его бесконечной простоте. Необходимо помнить, что «между Творцом и творением невозможно отметить сходства столь большого, чтобы разница между ними не была бы еще большей»17, и что «мы не можем постичь в Боге то, что Он есть, но только то, чем Он не является и как другие существа соотносятся с Ним»18. |
43 |
Коротко |
|
Человек по природе своей и по призванию — существо религиозное. Придя от Бога, идя к Богу, человек живет полностью по-человечески, только если он свободно живет своей связью с Богом. |
|
Человек создан, чтобы жить в общении с Богом, в Котором он находит свое счастье: «Когда я прильну к Тебе всем существом моим — исчезнут моя боль и печаль — и подлинной будет жизнь моя, вся полная Тобою»19. |
|
Прислушиваясь к тому, что сообщает творение, и к голосу своей совести, человек может достигнуть уверенности в существовании Бога, Причины и Цели всего. |
|
Церковь учит, что Бог Единый и Истинный, наш Творец и Господь, может быть определенно познан через Его дела благодаря естественному свету человеческого разума20. |
|
Мы можем действительно именовать Бога исходя из множественного совершенства созданий, подобий Бога бесконечно совершенного, даже если наша ограниченная речь не может исчерпать Его тайны. |
|
«Творение без Творца исчезает»21. Вот почему верующие ощущают, что любовь Христова толкает их нести свет Бога Живого тем, кто не знает Его или отвергает. |
к содержанию | ||
1
Пастырская конституция II Ватиканского Собора
«Gandium et spes» («Радость и надежда») о Церкви в
современном мире (далее — GS), 19, § 1. 2 GS 19, § 1. 3 Ср. GS, 19–21. 4 Ср. Мф 13, 22. 5 Ср. Быт 3, 8–10. 6 Ср. Ион 1, 3. 7 Св. Августин, Исповедь 1, 1, 1. 8 Ср. Деян 14, 15. 17; 17, 27–28; Прем 13, 1–9. 9 Св. Августин, Проповеди 241, 2. 10 GS 17, § 1; ср. 14, § 2. 11 Св. Фома Аквинский, Сумма теологии (далее — STh) 1, 2. 3. 12 I Ватиканский Собор (далее — I Ват.Соб.) DS 3004; ср. 3026; «Dei Verbum» («Слово Божие»): Конституция II Ватиканского Собора о Божественном Откровении (далее — DV) 6. 13 Ср. Быт 1, 26. 14 Энциклика Пия XII «Humani generis», DS 3875. 15 Там же (DS 3876; ср. I Ват. Соб., DS 3505; DV 6; Св. Фома Аквинский, STh 1, 1, 1. 16 Литургия Св. Иоанна Златоуста, Анафора. 17 IV Латеранский Собор, DS 3026. 18 Св. Фома Аквинский, Сумма против язычников 1, 30. 19 Св. Августин, Исповедь 10, 28, 39. 20 Ср. I Ват. Соб., DS 3026. 21 GS 36. * 1 Прим. пер.: Нумерация псалмов приводится в соответствии с Масоретской Библией (в Брюссельском издании — номер вне скобок). |