Второй раздел
Десять Заповедей
|
|
«Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В ответ молодому человеку, задавшему этот вопрос, Иисус сперва напоминает о необходимости признавать «одного Бога» благим, как высшее Добро и источник всяческого блага. Затем Иисус говорит ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». И Он приводит собеседнику правила, касающиеся любви к ближнему: «не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать». Наконец, Иисус соединяет все эти заповеди в одно положительное предписание: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 19, 16-19). |
|
К первому ответу добавляется второй: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф 19, 21). Второй ответ не аннулирует первого. Следовать за Иисусом Христом - значит и исполнять заповеди. Закон не нарушен1, но человеку предлагается открыть его в Лице Учителя, Который есть совершенное его исполнение. В трех синоптических Евангелиях призыв Иисуса к богатому юноше - следовать за Ним со смирением ученика и исполняя заповеди, соседствует с призывом к нищете и целомудрию2. Евангельские советы неотделимы от заповедей. |
|
Иисус воспринял Десять Заповедей, но он выявил силу Духа, действующую в их букве. Он проповедовал «праведность, превосходящую праведность книжников и фарисеев» (Мф 5, 21-22), как и праведность язычников3. Он раскрыл во всей полноте требования заповедей: «Вы слышали, что сказано древним: ,,не убивай; кто же убьет, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф 5, 21-22). |
|
Когда Иисусу задают вопрос: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» (Мф 22, 36), Он отвечает: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22, 37-40)4. Десять Заповедей надлежит толковать в свете этой двойной и единственной заповеди любви, которая есть полнота Закона: |
|
Заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим 13, 9-10). |
|
|
|
Слово «Декалог» буквально означает «десятословие», «десять слов» (Исх 34, 28; Втор 4, 13; 10, 4). Эти «десять слов» Бог открыл Своему народу на священной горе. Они начертаны были «перстом Божиим» (Исх 31, 18; Втор 5, 22), в отличие от других предписаний, написанных Моисеем5. Они в высшем и самом точном смысле - слова Божий. Нам они переданы в книге Исхода6 и в книге Второзакония7. Уже священные книги Ветхого Завета ссылаются на «десятословие»8, но его полный смысл будет открыт Новым Заветом в Иисусе Христе. |
|
Декалог становится понятным прежде всего в контексте Исхода, который был великим событием освобождения, совершенного Богом в центре Ветхого Завета. Сформулированы ли они как отрицательные правила, то есть запреты, или носят положительный характер (как «почитай отца и мать твою»), «десять слов» определяют условия жизни, избавленной от рабства греха. Декалог - это путь жизни: |
|
Если будешь любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: то будешь жить и размножишься (Втор 30, 16). |
|
Эта освобождающая сила Декалога проявляется, например, в заповеди о субботнем отдыхе, которая предназначена и для чужеземцев и рабов: |
|
И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою (Втор 5, 15). |
|
В «десяти словах» содержится в сжатой форме и провозглашается Закон Божий: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среди огня, облака и мрака, громогласно, и более не говорил, и написал на двух каменных скрижалях, и дал их мне» (Втор 5, 22). Поэтому скрижали (таблицы) эти называются «скрижалями откровения» (Исх 25, 16). В них содержатся условия союза (завета), заключенного между Богом и Его народом. Эти «скрижали откровения» (Исх 31, 18; 32, 15; 34, 29) должны быть помещены в «ковчег» (Исх 25, 16; 40, 1-2). |
|
«Десять слов» произнесены Богом во время Богоявления, («лицем к лицу, на горе из среды огня»: Втор 5, 4). Они принадлежат к откровению Богом Самого Себя и явлению Его Славы. Дар заповедей - это дар Богом Самого Себя и Своей святой воли. Позволяя народу узнать Свою волю, Бог открывает ему Самого Себя. |
|
Дарование заповедей и Закона принадлежит к Завету, заключенному Богом со Своими. По книге Исхода, откровение «десяти слов» дано между предложением Завета9 и заключением его10 - после того, как народ пообещал «сделать» все, что сказал Господь, и быть «послушным» (Исх 24, 7). Декалог передается только после напоминания о Завете («Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве»: Втор 5, 2). |
|
Значение заповедей полностью раскрывается внутри завета. По Священному Писанию, нравственное поведение человека приобретает весь свой смысл в завете и через завет. Первое из «десяти слов» напоминает о первичности любви Бога к своему народу: |
|
Поскольку в наказание за грех человек перешел из рая свободы в рабство этого мира, первая фраза Декалога, первое слово заповедей Божиих касается свободы: «Я Господь, Бог твой. Который вывел тебя из земли Египетской, из лона рабства» (Исх 20, 2; Втор 5, 6)11. |
|
Собственно заповеди идут потом: они говорят о значении принадлежности Богу, установленной заветом. Нравственно совершенная жизнь - ответ на инициативу Господней любви. Она - благодарность, дань почитания Ему и возношение благодарения. Она - сотворчество с замыслом, который Бог осуществляет в истории. |
|
Завет и диалог между Богом и человеком находит свидетельство еще и в том, что обязательства сформулированы в первом лице («Я Господь...») и обращены к другому субъекту («ты»). Во всех заповедях Божиих адресат обозначен личным местоимением в единственном числе. Бог объявляет Свою волю всему народу и одновременно - каждому в отдельности: |
|
Господь предписал любить Бога и научил справедливости к ближнему, чтобы человек был справедливым и достойным Бога. Так Декалогом Бог готовил человека стать Божиим другом и иметь одно сердце с ближним (...). Слова Декалога так же неизменно остаются и у нас (христиан). Они не только не отменены, но расширены и развиты явлением Господа во плоти12. |
|
|
|
Верное Священному Писанию и примеру Христа, Предание Церкви признает первостепенную роль и значение Декалога. |
|
Начиная со св. Августина, «Десять Заповедей» занимают центральное место в подготовке оглашаемых к Крещению и в катехизации верных. В XV в, возникло обыкновение придавать заповедям Декалога рифмованную форму, легче запоминающуюся и носящую положительный характер. Эта формулировка употребляется и поныне. Церковные катехизисы часто излагали правила христианской морали, следуя порядку «Десяти Заповедей». |
|
Деление и нумерация заповедей менялись на протяжении истории. Настоящий катехизис следует порядку заповедей, установленному св. Августином и ставшему традиционным в Католической Церкви. То же самое принято и в лютеранских конфессиях. Греческие Отцы создали несколько иное деление, которое мы находим в Православных Церквах и в реформатских общинах. |
|
Десять Заповедей выражают требования любви к Богу и к ближнему. Три первые относятся в большей степени к любви к Богу, а семь последующих - к любви к ближнему. |
|
Так же, как в двух заповедях любви содержатся в сжатом виде весь Закон и Пророки, как сказал нам Господь, (...) так и Десять ветхозаветных Заповедей даны нам на двух таблицах. Говорят ведь, что три заповеди были написаны на одной, семь - на другой13. |
|
Тридентский Собор учит, что христианин обязан соблюдать Десять Заповедей и что оправданный человек еще обязан следовать им14. Второй Ватиканский Собор утверждает: «Епископы, как преемники апостолов, получают от Господа (...) миссию учить все народы и проповедовать Евангелие всей твари, чтобы все люди спаслись через веру, Крещение и соблюдение заповедей»15. |
|
|
|
Декалог представляет собою неразделимое целое. Каждое его «слово» отсылает к каждому другому и ко всем «вместе»; они взаимно обуславливают друг друга. Две скрижали взаимно поясняют друг друга; они составляют органичное целое. Нарушить одну заповедь означает нарушить их все16. Нельзя почитать человека, не благословляя Бога, его Создателя. Нельзя любить Бога, не любя всех людей, Им созданных. Десять Заповедей объединяют богословскую и общественную жизнь человека. |
|
|
|
Десять Заповедей принадлежат к Откровению Божию. В то же время они учат об истинном человечестве человека. Они подчеркивают основные обязанности, следовательно, косвенным образом и фундаментальные права, присущие природе человека. В Десяти Заповедях содержится высшее выражение «естественного закона». |
|
С самого начала Бог укоренил в сердцах людей предписания естественного закона. Затем Он ограничился напоминанием о них. Это и был Декалог17. |
|
Предписания Декалога принадлежат к Откровению, хотя они и доступны разуму как таковому. Чтобы достичь полного и уверенного познания требований естественного закона, грешное человечество нуждалось в этом Откровении: |
|
Полное объяснение заповедей Декалога стало необходимостью в состоянии греха из-за помутнения света разума и искривления воли18. |
|
Мы знаем Божий заповеди через Божественное Откровение, которое предлагается нам в Церкви благодаря голосу совести. |
|
|
|
Поскольку Десять Заповедей выражают основной долг человека по отношению к Богу и ближним, они открывают нам в своем сущностном содержании серьезные обязанности. Они по сути своей неизменяемы и обязательны везде и всегда. Никто не может освободить от них. Десять Заповедей начертаны Богом в человеческом сердце. |
|
Подчинение заповедям означает и обязанности, материя которых сама по себе легкая. Так, например, словесное оскорбление запрещено пятой заповедью, но оно может стать тяжкой виной только в силу обстоятельств и намерений того, кто наносит его. |
|
|
|
Иисус сказал: «Я семь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Плод, о котором идет здесь речь, это святость жизни, обогащенной союзом с Христом. Когда мы веруем в Иисуса Христа, приобщаемся Его тайнам и соблюдаем Его заповеди, Спаситель Сам приходит к нам, чтобы в нас любить Своего Отца и Своих братьев - нашего Отца и наших братьев. Благодаря Духу Святому, Его Личность становится для нас живым и внутренним правилом нашего поведения. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12). |
|
Коротко |
|
«Что делать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? - Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф 19, 16-17). |
|
Своею жизнью и Своею проповедью Христос подтвердил незыблемость Декалога. |
|
Дар Декалога дан в контексте Завета, заключенного Богом со Своим народом. Божий заповеди приобретают свой настоящий смысл в этом завете и посредством его. |
|
Верное Священному Писанию и следуя примеру Христа, Предание Церкви признает роль и первостепенное значение Декалога. |
|
Декалог представляет собою органичное целое, в котором каждое «слово» или «заповедь» отсылает к целому. Нарушить одну из заповедей означает нарушить весь Закон19. |
|
Декалог содержит превосходное выражение естественного закона. Мы знаем его через Божественное Откровенней человеческий разум. |
|
Десять Заповедей провозглашают в своем основном содержании серьезные обязанности человека. В то же время повиновение этим предписаниям предполагает также обязанности, материя которых сама по себе является легкой. |
|
То, чего повелевает Господь, Он делает возможным Своею благодатью. |
ГЛАВА ПЕРВАЯ
«Возлюби Господа Бога твоего все сердцем твоим, и всею душою твоею,
и всем разумением твоим»
Иисус сжато изложил обязанности человека перед Богом в
следующих словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и
всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22, 37)20.
Эти слова как эхо отзываются на торжественный призыв: «Слушай, Израиль:
Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6, 4). |
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служим им»21 (Исх 20, 2-5). Написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4, 10). |
|
|
|
Бог открывается людям, напоминая о Своем всемогущем, благоволительном и освободительном действии в истории того, к кому Он обращается: «Я... вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». В первом слове содержится первая заповедь Закона: «Господа Бога твоего бойся и ему одному служи» (...) «Не последуйте иным богам» (Втор 6, 13-14). Первый призыв и справедливое требование Бога состоит в том, чтобы человек принял Его и поклонялся Ему. |
|
Бог Единый и Истинный являет вначале Израилю Свою Славу22. Откровение призвания человека и истины о нем связано с откровением Бога. Призвание человека - свидетельствовать о Боге своими поступками в соответствии с тем, что он создан «по образу и подобию Божию». |
|
«Никогда не будет другого Бога, Трифон, и никогда не было другого в веках (...), кроме Того, Кто создал и упорядочил вселенную. Мы не думаем, что наш Бог отличается от вашего. Он - Тот же, Кто вывел отцов ваших из Египта «силою мышцы Своей». Мы не возлагаем упования нашего на кого-то другого - ибо нет такого, - но на Того же, что и вы, - на Бога Авраама, Исаака и Иакова»23. |
|
«Первое из заповедей охватывает веру, надежду и любовь. Кто говорит о Боге, тот, по существу, говорит о Ком-то постоянном, неизменном, всегда одинаковом, верном, совершенно справедливом. Отсюда следует, что мы непременно должны принимать Его слова, и полностью Ему верить и доверять. Он Всемогущий, милостивый, творящий благо. Кто мог бы не возлагать на Него всех надежд? Кто мог бы не любить Его, созерцая сокровища доброты и благости, которые Он излил на нас? Отсюда формула, которой Бог пользуется в Священном Писании либо в начале, либо в конце своих повелений: „Я Господь”24». |
|
Источник нашей нравственной жизни - вера в Бога, открывающего нам Свою любовь. Св. Павел говорит о «послушании веры» (Рим 1, 5; 16, 26) как о первейшей обязанности. Вера усматривает в «непризнании Бога»25 источник и объяснение всех моральных извращений. Наш долг по отношению к Богу есть вера в Него и свидетельство о Нем. |
|
Первая Заповедь призывает нас укреплять и хранить нашу
веру с благоразумием и бдительностью, отбрасывая все, что противостоит
ей. Есть разные виды грехов против веры: |
|
Неверие есть пренебрежение явленной истиной или сознательный отказ согласиться с ней. «Ересь есть упрямое отрицание, после принятия крещения, какой-либо истины, в которую нужно верить верой божественной и католической, или упрямое сомнение по поводу этой истины. Отступничество (апостасия) есть полное отвержение христианской веры. Раскольничество (схизма) есть отказ подчиняться Римскому Первосвященнику или состоять в общении с членами Церкви, признающими его главенство»26. |
|
Когда Господь являет Себя и призывает человека, человек не может полностью ответить на Его призыв своими собственными силами. Он должен надеяться на то, что Бог даст ему способность любить Его ответной любовью и поступать сообразно заповедям любви. Надежда - это доверчивое ожидание Божиего благословения и блаженного видения Бога; она есть также боязнь оскорбить любовь Божию и вызвать наказание. |
|
Первая заповедь имеет в виду также грехи против надежды
- отчаяние и самонадеянность. |
|
Самонадеянность может быть двух видов. Либо человек преувеличивает свои способности (надеясь, что может спастись без помощи свыше), либо он неверно воспринимает всемогущество и милосердие Божие (надеясь, что получит прощение без обращения и славу без заслуг). |
|
Вера в любовь Божию несет с собой призыв и обязанность отвечать на Божественное милосердие искренней любовью. Первая Заповедь повелевает нам любить Господа превыше всего и всех творений, для Него и ради Него27. |
|
Грешить против любви Божией можно по-разному. Безразличие пренебрегает Божией любовью или отказывается принимать ее во внимание; оно не признает ее инициативу и отрицает ее силу. Неблагодарность забывает или не желает признать любовь Божию и отвечать на нее ответной любовью. Теплохладность - это колебание или пренебрежение долгом отвечать на любовь Божию; она может вызвать отказ поддаться движению любви. Уныние, или духовная леность, может довести до отказа от радости, которая происходит от Бога, и до отвращения к божественному благу. Ненависть к Богу происходит от гордыни. Она сопротивляется любви Бога, отрицая Его доброту, пытается проклинать Бога как Того, Кто запрещает грех и наказывает. |
|
|
|
Богословские добродетели веры, надежды и любви просвещают и оживляют нравственные добродетели. Так, любовь подсказывает нам воздать Богу то, что по всей справедливости мы должны Ему как творения. Религиозная добродетель располагает нас к этому. |
|
Поклонение есть первое действие религиозной добродетели. Поклоняться Богу - это значит признать Его как Бога, как Создателя и Спасителя, Господа и Владыку всего сущего, Любовь бесконечную и милосердную. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лк 4, 8), - сказал Иисус, ссылаясь на Второзаконие (Втор 6, 13). |
|
Поклоняться Богу - значит в абсолютном почтении и покорности признать «ничтожество твари», которая существует только благодаря Ему. Поклоняться Богу, восхвалять Его, превозносить Его, с благодарностью смиряя себя и, подобно Марии в «Magnificat», признавая, что Он сотворил великие дела и свято имя Его28. Поклонение Единому Богу освобождает человека от замыкания в себе, от рабства греху и от идолопоклоннического отношения к миру. |
|
Действия веры, надежды и любви, заповеданные первой заповедью, осуществляются в молитве. Когда наш дух поднимается к Богу, в этом выражается наше поклонение Ему: молитва хвалебная, благодарственная, ходатайственная и просительная. Молитва - необходимое условие для того, чтобы мы могли следовать Божиим заповедям. «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк 18, 1). |
|
|
|
Подобает приносить Богу жертвы в знак поклонения и признательности, мольбы и общения: «Настоящая жертва - любое действие, совершенное, чтобы соединиться с Богом в святом общении и обрести блаженство»29. |
|
Чтобы быть подлинной, внешняя жертва должна быть выражением жертвы духовной: «Жертва Богу дух сокрушенный...» (Пс 50, 19). Пророки Ветхого Завета часто осуждали жертвы, приносимые без душевного участия30 или без любви к ближнему31. Иисус напоминает слова пророка Осии: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9, 13; 12, 7)32. Единственная совершенная жертва - та, что принес Христос на Кресте, без остатка отдав Себя любви Отца и ради нашего спасения33. Примыкая к Его Жертве, мы можем сделать нашу жизнь жертвоприношением Богу. |
|
|
|
Существуют различные обстоятельства, при которых христианин призван давать обещания Богу. Крещение и Конфирмация, Бракосочетание и Рукоположение всегда связаны с обещаниями. По личному благочестию, христианин также может пообещать Богу такой-то поступок, такую-то молитву, милостыню, паломничество и т.д. Верность обещаниям, данным Богу, это выражение почтения, которое подобает Божиему величию, а также любви к верному Богу. |
|
«Обет, то есть свободное и сознательное обещание Богу возможного и наилучшего блага, должен быть исполнен как проявление религиозной добродетели»34. Обет - это благочестивое действие, которым христианин предает самого себя Богу или обещает Ему доброе дело. Выполнением своих обетов он отдает Богу обещанное и посвященное Ему. Деяния Апостолов показывают нам, что св. Павел прилежно заботился об исполнении данных им обетов35. |
|
Церковь признает особую ценность обетов следования евангельским советам36: |
|
Матерь наша Церковь радуется, обретая в своем лоне многих мужчин и женщин, которые еще более следуют уничижению Спасителя и ярче проявляют его, принимая на себя в свободе детей Божиих нестяжания и отрекаясь от своей собственной воли; ибо они, сверх меры заповеди, подчиняются человеку ради Бога в делах, относящихся к совершенству, чтобы полнее сообразоваться Христу в послушании Его37. В некоторых случаях Церковь может освобождать от обещаний и обетов, если на то есть достаточно веские причины38. |
|
Религиозная социальная обязанность и право религиозной свободы |
|
«Все люди должны искать истину, в особенности в том, что касается Бога и Его Церкви; а познав ее - принять ее и быть ей верными»39. Этот долг проистекает из самой природы человека40. Он не противоречит «искреннему уважению» к разным религиям, «которые часто проливают луч правды, освещающей всех людей»41, ни требованию любви, настаивающему на том, чтобы христиане «вели себя с любовью, благоразумием и терпением по отношению к людям, пребывающим в неведении относительно веры»42. |
|
Долг оказывать Богу настоящее поклонение касается человека и в плане индивидуальном, и в плане социальном. Это «традиционное католическое учение о моральном долге человека и общества по отношению к истинной религии и единой Христовой Церкви»43. Беспрерывно проповедуя людям Евангелие, Церковь трудится для того, чтобы они могли «образовывать в христианском духе мышление и нравы, законы и структуры общества, в котором они живут»44. Социальный долг христиан состоит в том, чтобы уважать и пробуждать в каждом человеке любовь к истине и добру. Он требует знакомить других людей с исповеданием единственной истинной религии, которая существует в Католической Апостольской Церкви45. Христиане призваны стать светом мира46. Так Церковь делает явной царственную власть Христа над всем творением, и в частности - над человеческим обществом47. |
|
«В религиозных делах никто не должен быть принуждаем действовать против своей совести, и никому не должно строиться препятствий действовать, в справедливых пределах, по своей совести, в частной жизни или публично, в одиночестве или совместно с другими»48. Это право основано на самой природе человека, чье достоинство ведет к свободному присоединению к божественной истине, трансцендентной по отношению к порядку временного существования. Поэтому «право на свободу продолжает существовать и для тех, кто не удовлетворяет обязанности искать истину и принимать ее»49. |
|
«Если, учитывая особые условия, в которых находятся отдельные народы, в правопорядке общества дается одной определенной религиозной общине особое гражданское признание, то необходимо, чтобы вместе с тем право на свободу в религиозной области было признано и соблюдаемо для всех граждан и религиозных общин»50. |
|
Право на религиозную свободу не означает морального дозволения сознательно принимать заблуждение51, а равно и предполагаемого права на заблуждение52. Оно означает естественное право человека на гражданскую свободу, то есть в справедливых пределах на свободу от внешнего давления в вопросах религиозного характера со стороны политических властей. Это естественное право должно быть признано в юридическом устроении общества, так, чтобы оно представляло собой гражданское право53. |
|
Право на религиозную свободу само по себе не может быть ни беспредельным54, ни ограниченным только «общественным порядком», понимаемом в позитивистском или натуралистическом смысле55. «Справедливые пределы», ему присущие, должны быть политическим благоразумием определены отдельно для каждой социальной ситуации, согласно требованиям общего блага, и утверждены гражданской властью в соответствии с «юридическими правилами, сообразными объективному моральному порядку»56. |
|
|
|
Первая заповедь запрещает поклоняться другим богам, кроме Единого Господа, явившего Себя Своему народу. Она запрещает суеверие и безбожность. Суеверие представляет собой, в какой-то степени, порочный избыток религиозности; безбожность - это порок, который, будучи отрицанием, противоположен религиозной добродетели. |
|
|
|
Суеверие - это искажение религиозного чувства и предписываемого им поведения. Оно может оказать влияние и на поклонение истинному Богу, например, когда приписывают как бы магическое значение действиям, в ином плане законным или нужным. Связывать действенность молитв или сакраментальных знаков с одной только материальной их стороной, вне требуемого ими внутреннего расположения, означает впасть в суеверие57. |
|
|
|
Первая заповедь осуждает многобожие (политеизм). Она требует от человека не верить в других богов, кроме Бога, не поклоняться другим божествам, кроме Единого. Писание постоянно напоминает о необходимости отвергать «идолов - серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят»... Эти пустые идолы делают человека пустым: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс 115, 4-5. 8)58. Бог, напротив, есть Бог Живой (Ис Нав 3, 10; Пс 42, и т.д.), дающий жизнь и являющий себя в истории. |
|
Идолопоклонство касается не только ложных языческих верований. Оно остается постоянным соблазном веры. Оно состоит в обожествлении того, что не есть Бог. Идолопоклонство возникает в тот момент, когда человек благоговеет перед сотворенным существом, ставя его на место Бога, и поклоняется ему - будь то божества или демоны (сатанизм, например), или власть, или наслаждение, или раса, или предки, государство, деньги и т.д. «Не можете служить Богу и маммоне», говорит Иисус (Мф 6, 24). Множество мучеников предпочли смерть поклонению «Зверю»59, отказавшись даже симулировать такое поклонение. Идолопоклонство отрицает единое владычество Божие; значит, оно несовместимо с общением с Богом60. |
|
Поклонение Единому Богу интегрирует человеческую жизнь. Заповедь поклоняться Единому Господу упрощает человека и спасает его от бесконечного разделения. Идолопоклонство - это извращение врожденного религиозного чувства в человеке. Идолопоклонник - тот, кто «приписывает чему угодно, кроме Бога, свое неистребимое ощущение Бога»61. |
|
|
|
Бог может открыть будущее Своим пророкам или другим святым. Тем не менее праведное христианское поведение состоит в том, чтобы с доверием предать себя в руки Провидения в том, что касается будущего и отказаться от всякого нездорового любопытства по этому поводу. Неосторожность может оказаться недостатком ответственности. |
|
Любые формы гадания должны быть отброшены: попытки прибегать к сатане или к демонам, вызывать умерших, а также иные методы, якобы «открывающие» будущее62. Обращение к гороскопам, астрология, хиромантия, толкование предзнаменований и судеб, феномены ясновидения, обращение к медиумам - скрывают за собой желание получить власть над временем, над историей и, в конечном счете, над человеком, и одновременно стремление расположить к себе некие оккультные силы. Все эти явления находятся в противоречии с поклонением и почтением, соединенными со страхом, исполненными любви, которые подобают одному только Богу. |
|
Какое бы то ни было применение магии или колдовства, с помощью которых пытаются приручить оккультные силы, чтобы пользоваться ими и обладать сверхъестественной властью над ближним - хотя бы и для того, чтобы дать ему здоровье, - серьезно противоречит религиозной добродетели. Такого рода практика тем более предосудительна в том случае, если к ней прибегают с намерением повредить кому-то или если речь идет о вмешательстве бесов. Также заслуживает порицания привычка носить амулеты. Спиритизм часто ведет к гаданию или магии. Поэтому Церковь предупреждает верных о том, что надо избегать его. Обращение к так называемой народной медицине не узаконивает ни призывания злых духов, ни эксплуатацию чьей-то доверчивости. |
|
|
|
Первая Заповедь осуждает основные грехи безбожности: искушение Бога словом или делом, кощунство (святотатство) и симонию (святокупство). |
|
Искушение Бога означает попытку подвергнуть испытанию, словом или делом, Божие милосердие и Его всемогущество. Так сатана хотел добиться, чтобы Иисус бросился вниз с храма и этим жестом заставил Бога вмешаться63. Иисус возражает ему Божиими словами: «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор 6, 16). Вызов, содержащийся в подобном искушении Бога, нарушает уважение и доверие, которые мы должны оказывать нашему Создателю и Господу. В нем всегда присутствует сомнение в Его любви, в Его Провидении и Всемогуществе64. |
|
Кощунство состоит в надругательстве над таинствами или иными литургическими действами или в непочтительном обращении с ними, а также с лицами, вещами или местами, посвященными Богу. Кощунство есть грех особенно тяжкий, когда касается Евхаристии, ибо в этом таинстве само Тело Христа присутствует субстанциально65. |
|
Симония66 - это покупка или продажа духовных благ. Симону Волхву, хотевшему купить духовную власть, действие которой он наблюдал у апостолов, Петр отвечает: «Серебро твое да будет погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян 8, 20). Он сообразуется здесь со словами Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф 19, 8)67. Невозможно присвоить себе духовные блага и обращаться с ними как собственник или хозяин, ибо источник их - в Боге. Их можно только безвозмездно получить от Него. |
|
«Вне приношений, разрешенных компетентной властью, священнослужитель не должен испрашивать ничего за совершение таинств, всегда следя за тем, чтобы нуждающиеся не были лишены помощи таинств из-за своей бедности»68. Компетентная власть указывает сумму приношений на основе принципа, по которому христианский народ должен обеспечивать содержание духовенства. «Трудящийся достоин пропитания» (Мф 10, 10)69. |
|
|
|
«Многие из наших современников совсем не замечают глубокой жизненной связи с Богом или же открыто отвергают ее, а поэтому атеизм надлежит считать в числе самых серьезных явлений нашего времени»70. |
|
Под именем атеизма скрываются самые разные явления. Часто встречающаяся его форма - это практический материализм, ограничивающий местом и временем нужды и устремления человека. Атеистический гуманизм ложно полагает, что человек «является самоцелью, единственным кузнецом и демиургом своей истории»71. Другая форма современного атеизма - ожидание освобождения человека от экономического и социального закрепощения, которому «противостоит религия, поскольку по своей природе она возлагает надежду человека на будущую и призрачную жизнь, отвлекая ее от созидания земного града»72. |
|
Отвергая или отрицая существование Бога, атеизм становится грехом против религиозной добродетели73. Но обстоятельства и намерения могут значительно смягчить виновность в нем. В зарождении и распространении атеизма «немалую вину могут нести сами верующие, поскольку о них можно сказать, что пренебрегши воспитанием веры, или вследствие ложного изложения учения, или также в силу недостатков их религиозной, нравственной и социальной жизни, они более скрывают, нежели раскрывают подлинный облик Бога и религии»74. |
|
Часто атеизм основывается на ложной концепции независимости человека, вплоть до отрицания какой бы то ни было зависимости его от Бога75. Но «признание Бога ни в коей мере не противоречит достоинству человека, поскольку достоинство это в Самом Боге основывается и совершается»76. Церковь знает, «что ее благовестие созвучно глубочайшим устремлениям человеческого сердца»77. |
|
|
|
Существуют разные формы агностицизма. В некоторых случаях агностик отказывается отрицать Бога; он, напротив, утверждает, что есть трансцендентное существо, которое якобы не может явить себя и никто не может ничего сказать о нем. В других случаях агностик не высказывается по поводу существования Бога, заявляя, что доказать его невозможно и невозможно даже утверждать или отрицать, что Бог есть. |
|
Агностицизм может иногда содержать в себе некие поиски Бога, но может также быть безразличием, бегством от главного вопроса существования, а также леностью совести. Агностицизм слишком часто равносилен практическому атеизму. |
|
|
|
Божие повеление означало, что запрещено любое изображение Бога человеческой рукой. Второзаконие объясняет: «(...) вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-нибудь кумира» (Втор 4, 15-16). Бог, явивший Себя Израилю, - это Бог абсолютно Трансцендентный. «Он есть все», но, в то же время, «Он превыше всех дел Своих» (Сир 43, 29-30), «Он Виновник красоты» (Прем 13, 3). |
|
Однако, уже в Ветхом Завете Бог повелел или позволил создавать изображения, которые символически приводили бы к спасению через Воплощенное Слово: это - медный змей78, ковчег Завета и херувимы79. |
|
Именно основываясь на тайне Воплощенного Слова Седьмой Вселенский Собор в Никее (в 787 г.) осудил иконоборцев и утвердил почитание икон: изображений Христа, а также Богоматери, ангелов и всех святых. Воплотившись, Сын Божий начал новое «домостроительство» образов. |
|
Христианское почитание изображений не противоречит Первой Заповеди, запрещающей идолов. Действительно, «почитание, воздаваемое образу, обращено к прообразу»80, и «тот, кто почитает образ, почитает изображенную на нем личность»81. Почитание икон - это «выражение глубокого почтения», а не поклонение, которое подобает одному только Богу. |
|
Изображения почитаются не сами по себе как вещи, а потому что ведут нас к Воплощенному Богу. Таким образом, почитание изображения как такового не останавливается на нем, но направлено к тому, кто представлен82. |
|
Коротко |
|
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6, 5). |
|
Первая Заповедь призывает человека верить в Бога, уповать на Него и любить Его превыше всего. |
|
«Господу твоему поклоняйся» (Мф 4, 10). Поклоняться Богу, молиться Ему, воздавать Ему почитание, подобающее Ему, исполнять обещания и обеты. Ему данные, - все это проявления религиозной добродетели, проистекающие из повиновения Первой Заповеди. |
|
Долг подлинного поклонения Богу касается человека и в личном, и в социальном плане. |
|
Человек «должен иметь возможность свободно исповедовать религию и в частном порядке, и публично»83. |
|
Суеверие есть искажение нашего поклонения истинному Богу. Оно находит сильнейшее выражение в идолопоклонстве, так же, как и в различных формах гадания и магии. |
|
Искушение Бога словом или делом, кощунство, симония суть грехи безбожности, запрещенные Первой Заповедью. |
|
Поскольку атеизм отвергает или отрицает существование Бога, он является грехом против Первой Заповеди. |
|
Почитание святых изображений основывается на тайне Воплощения Слова Божия. Оно не противоречит Первой Заповеди. |
Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно (Исх 20, 7; Втор 5, 11). Сказано древним: «Не преступай клятвы» (...) А Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф 5, 33-34). |
|
Вторая Заповедь предписывает почитать имя Господа. Как и Первая Заповедь, она относится к религиозной добродетели и регламентирует, в частности, нашу речь по отношению к святыням. |
|
Среди всех слов Откровения есть одно особенное - откровение имени Божиего. Бог доверяет Свое имя верящим в Него; Он открывает им Себя в Своей личной тайне. Дар имени принадлежит к порядку доверия и близости. «Имя Господа свято». Поэтому человек не может злоупотреблять Им. Он должен хранить его в памяти, в тишине поклонения, исполненного любви84. Он не должен произносить его иначе, нежели благословляя, восхваляя и прославляя его85. |
|
Почитание имени Бога выражает преклонение перед тайной Самого Бога и перед всей священной реальностью, о которой говорит это имя. Чувство священного принадлежит к религиозной добродетели. |
|
Чувство страха и чувство священного - христианские ли это чувства? Никто рассудочно не может в этом сомневаться. Мы с особой силой испытывали бы эти чувства, если бы нам дано было видение Всемогущего Бога. Мы имели бы эти чувства, если бы «осознавали» Его присутствие. И в меру того, что мы веруем в Его присутствие, мы должны их иметь. Не ощущать их - значит, не осознавать Его присутствие и не верить в него86. |
|
Верный должен свидетельствовать об имени Господа, бесстрашно исповедуя свою веру87. Проповедь и катехизация должны быть проникнуты поклонением имени Господа нашего Иисуса Христа и его почитанием. |
|
Вторая Заповедь запрещает злоупотреблять именем Господа, то есть любое непочтительное и неуместное использование имени Бога, Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и всех святых. |
|
Обещания, данные во имя Божие, становятся делом чести, верности, правдивости и авторитета Бога. Справедливости ради они должны выполняться. Не выполнять их означает злоупотребить именем Божиим и в какой-то степени сделать из Бога лжеца88. |
|
Богохульство прямо противоречит Второй Заповеди.
Оно состоит в произнесении - наедине с собою или во всеуслышание - слов
ненависти, упрека, вызова; в злословии Бога; в недостатке почитания
Его в словах о Нем; в злоупотреблении Его именем. Св. апостол Иаков
осуждает тех, «кто бесславит доброе имя (Иисуса), которым вы называетесь»
(Иак 2, 7). Запрещение богохульства распространяется также на высказывания
против Церкви Христовой, против святых и святынь. Богохульство совершается
также, когда Божие имя используют для того, чтобы прикрывать преступные
действия, держать в рабстве народы, подвергать пыткам или убивать людей.
Злоупотребление Божиим именем с целью совершить преступление ведет к
отвержению религии. |
|
Проклятия, в которые вводится имя Божие без намерения богохульства, являются неуважением к Господу. Вторая Заповедь запрещает также употребление имени Божия в контексте магии. |
|
Величие имени Бога проявляется тогда, когда его произносят с почтением, достойным Его царственного величества. Имя Бога свято там, где его произносят с благоговением и боязнью оскорбить Его90. |
|
|
|
Вторая Заповедь запрещает ложную клятву. Поклясться или принести присягу - значит призвать Бога в свидетели того, что утверждаешь, использовать Божию правдивость как залог своей собственной правдивости. Клятва заручается именем Господним. «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись» (Втор 6, 13). |
|
Осуждение ложной клятвы есть долг перед Богом. Как создатель и Господь, Бог есть мерило всякой правды. Слово человека может быть в согласии или в противоречии с Богом, который есть сама Истина. Если клятва правдива и законна, она проливает свет на соотношение между человеческим словом и Божией истиной. Клятва ложная призывает Бога в свидетели лжи. |
|
Тот, кто клятвенно дает обещание, которого не намерен сдержать, или тот, кто дав такое обещание, впоследствии его не исполняет, - клятвопреступник. Клятвопреступление - тяжкое неуважение к Господу всякого слова. Поклясться совершить злое дело - противно святости имени Божьего. |
|
Иисус представил Вторую Заповедь в Нагорной проповеди: «Еще слышали вы, что сказано древним: „не приступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. А Я говорю вам: не клянись вовсе (...). Да будет же слово ваше: „да, да”, „нет, нет”; а что сверх этого, от лукавого» (Мф 5, 33-34. 37*)91. Иисус учит, что всякая клятва касается Бога и что присутствие Бога и Его истины надо почитать в каждом слове. Тактичность в употреблении имени Божия в разговорном языке непосредственно связана с почтительным вниманием к Его присутствию; каждое наше утверждение свидетельствует о нем или, наоборот, является его поруганием. |
|
Вслед за св. Павлом92, Предание Церкви считает, что слово Иисуса не воспрещает клятву, если она дается по важной и справедливой причине (например, перед судом). «Клятва, то есть произнесение имени Бога как свидетеля правды, может быть дана только для того, чтобы свидетельствовать о правде, благоразумно и по справедливости»93. |
|
Святость имени Божия требует, чтобы не прибегали к нему попусту и не клялись при таких обстоятельствах, когда это может быть истолковано как поддержка власть имущим, несправедливо добивающимся своего. Когда клятвы требует незаконная гражданская власть, можно отказаться ее давать. Надо отказаться давать клятву в том случае, если ее требуют с целью, противоречащей человеческому достоинству или церковной общине. |
|
|
|
Таинство Крещения даруется «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28, 19). В крещении имя Господа освящает человека, и христианин получает свое имя в Церкви. Это может быть имя святого, то есть ученика Христова, прожившего свою жизнь в примерной верности своему Господу. Покровительство святого предлагает образец любви и обеспечивает заступничество. Имя, данное при крещении, может также быть выражением христианской тайны или христианской добродетели. «Родители, восприемники и священник должны заботиться о том, чтобы не нарекали имени, которое чуждо христианскому духу»94. |
|
Христианин начинает свой день, свои молитвы и свои действия, осеняя себя крестным знамением «во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Крещеный посвящает день Славе Божией и взывает к благодати Спасителя, которая помогает ему действовать в Духе Святом как чаду Отца. Крестное знамение укрепляет нас в искушениях и трудностях. |
|
Бог зовет каждого по имени его95. Имя каждого человека свято. Имя - икона человека. Оно требует уважения к себе в знак достоинства того, кто его носит. |
|
Полученное имя - имя вечное. В Царстве Божием тайна и уникальность каждой личности, отмеченной именем Божиим, воссияет полным светом. «Побеждающему (...) дам белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр 2, 17). «И увидел я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Его и имя Отца Его написаны на челах их» (Откр 14, 1). |
|
Коротко |
|
«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс 8, 2). |
|
Вторая Заповедь повелевает почитать имя Господа. Имя Господа свято. |
|
Вторая заповедь запрещает любое неподобающее использование имени Божия. Богохульство состоит в использовании имени Бога, Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и святых оскорбительным образом. |
|
Ложная клятва призывает Бога в свидетели лжи. Клятвопреступление - тяжкая вина перед Господом, Который всегда верен Своим обещаниям. |
|
«Не клянись ни Творцом, ни творением, иначе как по истине, ради необходимости и с почтением»96. |
|
При крещении христианин получает имя в Церкви. Родители, восприемники и священник должны заботиться о том, чтобы ему было дано христианское имя. Покровительство святого предлагает образец любви и обеспечивает его заступничество. |
|
Христианин начинает свои молитвы и дела с того, что осеняет себя крестным знамением «во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». |
|
Бог зовет каждого по имени его97. |
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай,
и делай в них всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу
твоему: не делай в оный никакого дела (Исх 20, 8-1098). |
|
Третья Заповедь Декалога напоминает о святости субботы. «Седьмой (день) - суббота покоя, посвященная Господу» (Исх 31, 15). |
|
Священное Писание по этому поводу напоминает сотворение мира: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20, 11). |
|
Кроме того. Священное Писание открывает нам в дне Господнем напоминание об освобождении Израиля из египетского рабства: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его» (Втор 5, 15). |
|
Господь даровал Израилю субботу, чтобы он соблюдал ее в знак нерушимого Завета99. Суббота для Господа - это день святой, хранимый для восхваления Бога, дела Его творения и спасительных деяний во благо Израиля. |
|
Действия Бога - образец для действий человека. Если Господь «почил и покоился» на седьмой день (Исх 31, 17), то человек тоже должен отдыхать и дать возможность другим, особенно бедным, перевести дух (Исх 21, 12). Суббота прерывает ежедневные труды и дает передышку. Это день протеста против рабства труду и культа денег100. |
|
Евангелие повествует о множестве случаев, когда Иисуса обвиняли в нарушении закона субботы. Но Иисус никогда не нарушает святости этого дня101. Он авторитетно дает истинное толкование его: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк 2, 27). Исполненный сострадания, Христос считает законным «в субботу добро делать», а не зло, «душу спасти», а не «погубить» (Мк 3, 4). Суббота есть день Господа милосердного и почитания Бога102. «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк 2, 28). |
|
|
|
Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный (Пс 118, 24). |
|
|
|
Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Мф 28, 1; Мк 16, 2; Лк 24, 1; Ин 20, 1). Будучи «первым днем», день Воскресения Христова напоминает первое творение. Как «восьмой день», следующий за субботой103, он означает новое творение, начатое с Воскресением Христа. Для христиан он стал первым из всех дней, первым из всех праздников, Днем Господним (ή κυριακή ήμέρα - по-гречески, «dies dominica» - по-латыни: День Господень), «воскресеньем»: |
|
Мы собираемся все вместе в день солнца, потому что это первый день [после еврейской субботы, но также первый день], когда Господь, вызволяя из тьмы вещество, создал мир, и потому что в этот же день Иисус Христос, наш Спаситель, воскрес из мертвых104. |
|
|
|
Воскресенье отчетливо отличается от субботы, за которой оно хронологически следует каждую неделю и которую оно заменяет для христиан с точки зрения обрядового предписания. Через Пасху Христову воскресенье исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге. Ибо культ Закона подготавливал тайну Христа, и то, что совершалось в нем, было в определенном смысле прообразом, относящимся ко Христу105: |
|
Те, кто жил по старому порядку вещей, обрели новое упование, не соблюдая более субботы, но празднуя День Господа, в который наша жизнь получила благословение от Него и от Его смерти106. |
|
Празднование воскресенья претворяет в жизнь моральное правило, естественно вписанное в человеческое сердце, «внешнее, видимым образом, публично и регулярно почитать Бога, чтобы сохранять память того великого всеобъемлющего благодеяния, какое он сотворил людям»107. Воскресное богослужение есть исполнение морального правила Ветхого Завета, ритм и дух которого оно продолжает, еженедельно прославляя Создателя и Искупителя своего народа. |
|
|
|
Воскресное празднование Дня Господня и Евхаристии Господа
находится в самом сердце церковной жизни. «Воскресенье, когда по апостольской
традиции прославляется Пасхальная тайна, должно соблюдаться во всей
Церкви как самый главный из предписанных праздников»108. |
|
Обычай христианского собрания датируется началом апостольского века110. Послание к Евреям напоминает: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга» (Евр 10, 25). |
|
Предание хранит память об увещевании, неизменно живом: «Прийти в церковь рано, приблизиться к Господу и исповедоваться в грехах, молитвенно покаяться (,..). Принимать участие в святой и божественной литургии, закончить молитву и не уходить до отпуста (...), Мы часто говорили: этот день дан вам для молитвы и отдыха. Это день, который сотворил Господь. Возрадуемся и возвеселимся в нем»111. |
|
«Приходом является определенная община верующих христиан, постоянным образом учрежденная в отдельной Церкви, пастырское попечение о которой под руководством епархиального епископа доверяется приходскому настоятелю как ее пастырю»112. Это место, где все верующие могут собираться на воскресное совершение Евхаристии. Приход приобщает христианский народ к обычному выражению литургической жизни и собирает его на совершение литургии; он преподает спасительное учение Христа; он воплощает в жизнь милосердие Господне в добрых и братских делах: |
|
Ты не можешь молиться дома так, как в церкви, где собрано множество народа и где вопль к Господу взлетает единым сердцем. Тут есть нечто большее, союз духа, согласие душ, связь любви, молитвы священников113. |
|
|
|
Заповедь Церкви определяет и уточняет Закон Господень: «В воскресенье и в другие дни предписанных праздников верные обязаны участвовать в Святой Мессе114. Тот выполняет обязательство участия в Святой Мессе, кто участвует в ней там, где она совершается по католическому обряду или в самый день праздника, или накануне вечером»115. |
|
Воскресная Евхаристия - основа и утверждение всей христианской жизни в вере. Поэтому верные обязаны участвовать в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они не освобождены от этого обязательства по серьезной причине (например, болезнь или уход за грудным ребенком) или если их священник снял с них обязательство116. Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех. |
|
Участие в общем совершении воскресной Евхаристии - это свидетельство принадлежности и верности Христу и Его Церкви. Верные подтверждают так свое общение в вере и любви. Они вместе свидетельствуют о святости Бога и о своей надежде на Спасение. Они поддерживают друг друга под водительством Святого Духа. |
|
«Если из-за отсутствия священнослужителя или по какой-либо другой серьезной причине участие в совершении Евхаристии невозможно, верным настоятельно рекомендуется участвовать в литургии Слова, если таковая совершается в приходской церкви или в другом освященном месте, согласно распоряжению епархиального епископа, или же посвятить приличествующее время молитве, в одиночку или в семейном кругу, или же, если это возможно, в собрании нескольких семей»117. |
|
|
|
Как Бог «почил в день седьмой от всех дел Своих» (Быт 2, 2), так и человеческая жизнь проходит в ритме труда и отдыха, сменяющих друг друга. Установление Дня Господня способствует тому, чтобы все имели время для отдыха и свободно избранных занятий, достаточное для того, чтобы посвящать себя семейной, культурной, социальной и религиозной жизни118. |
|
В воскресенье и другие дни предписанных праздников верные должны воздерживаться от трудов или деятельности, которые препятствуют должному почитанию Бога, радости, присущей Дню Господню, исполнению дел милосердия и необходимому отдыху тела и духа119. Семейные обязанности или дело, приносящее большую общественную пользу, представляют собой законное основание для несоблюдения предписания о воскресном отдыхе. Верные должны следить за тем, чтобы эти законные причины не повлекли за собой привычек, вредных для религии, семейной жизни и здоровья. |
|
Любовь к истине ищет святого покоя; неизбежный долг любви принимает на себя праведный труд120. |
|
Христиане, располагающие временем для досуга, пусть помнят о братьях своих, у которых есть те же права и те же нужды, но которые не могут отдыхать из-за бедности и нищеты. Воскресенье традиционно посвящается, согласно принципам христианского благочестия, добрым делам и смиренному уходу за больными, инвалидами, стариками. Христиане освящают также этот день, даря своей семье и близким время и заботу, которые трудно предоставить в другие дни недели. Воскресенье - время размышления, молчания, чтения и раздумия, которые способствуют росту духовной и христианской жизни. |
|
Почитание воскресных и праздничных дней требует общих усилий. Каждый христианин должен избегать того, чтобы без нужды налагать на других дела, которые помешают блюсти День Господень. Когда обычаи (спорт, развлечения и т.д.) или причины социального характера (общественные службы и т.д.) требуют от некоторых воскресного труда, каждый несет ответственность за то, чтобы иметь достаточное время отдыха. Верные должны благоразумно и с любовью заботиться о том, чтобы массовый досуг не вызывал, как это иногда бывает, эксцессов и насилия. Несмотря на экономические трудности, власти должны стараться обеспечить гражданам свободное время для отдыха и для религиозной жизни. Работодатели имеют подобные же обязанности по отношению к своим служащим. |
|
В порядке уважения к религиозной свободе и к общему благу, христиане должны добиваться законного признания воскресных дней и церковных праздников нерабочими днями. Им надлежит подавать всем публичный пример молитвы, уважения и радости, а также защищать свои традиции как драгоценный вклад в духовную жизнь человеческого общества. Если законодательство страны или другие причины заставляют людей работать в воскресенье, этот день должен быть, тем не менее, прожит как день нашего освобождения, которое позволяет нам участвовать в «торжествующем соборе», «церкви первенцев, написанных на небесах» (Евр 12, 22-23). |
|
Коротко |
|
«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его» (Втор 5, 12). «В седьмой (день) - суббота покоя, посвященная Господу» (Исх 31, 15). |
|
Суббота, представлявшая собой завершение первого творения, заменена воскресеньем, напоминающим о новом творении, начавшемся с Воскресением Христа. |
|
Церковь празднует день Воскресения Христова в восьмой день, названный по праву Днем Господним, или воскресеньем121. |
|
«Воскресный день (...) должен соблюдаться во всей Церкви как основной из предписанных праздников»122. В воскресенье и в другие предписанные праздники верные обязаны участвовать в литургии123. |
|
«В воскресенье и другие дни предписанных праздников верные должны воздерживаться от такой работы и таких дел, которые препятствуют должному почитанию Бога, радости, присущей Дню Господню, и достойному отдыху духа и тела124. |
|
Установление воскресенья способствует тому, чтобы «все могли пользоваться достаточным отдыхом и досугом для семейной, культурной, социальной и религиозной жизни»125. |
|
Каждый христианин должен избегать навязывания без нужды другим того, что могло бы помешать им соблюдать День Господень. |
к содержанию | ||||||||
1 Ср.
Мф 5, 17. 2 Ср. Мф 19, 6-12. 21. 23-29. 3 Ср. Мф 5, 46-47. 4 Ср. Втор 6, 5; Лев 19, 18. 5 Ср. Втор 31, 9. 24. 6 Ср. Исх 20, 7 Ср. Втор 5, 8 Ср., напр. Ос 4, 2; Иер 7, 9; Иез 18, 5-9. 9 Ср. Исх 19. 10 Ср. Исх 24. 11 Ориген, Проповеди на Исход 8, 1. 12 Св. Ириней, Против ересей 4, 16, 3-4. 13 Св. Августин, Проповеди 33, 2, 2. 14 Ср. DS 1562-1570. 15 LG 24. 16 Ср. Иак 2, 10-11. 17 Св. Ириней, Против ересей 4, 15 1. 18 Св. Бонавентура, На книги сентенций 4, 37, 1, 3. 19 Ср. Иак 2, 10-11. 20 Ср. Лк 10, 27: «и всею крепостию твоею». 21 Ср. Втор 5, 6-9. 22 Ср. Исх 19, 16-25; 24, 15-18. 23 Св. Иустин, Диалог с Трифоном Иудеем 11, 1. 24 CR 3, 2. 4. 25 Ср. Рим 1, 26 CIC кан. 751. 27 Ср. Втор 6, 4-5. 28 Ср. Лк 1, 46-49. 29 Св. Августин, О граде Божием 10, 6. 30 Ср. Ам 5, 31 Ср. Ис 1, 10-20. 32 Ср. Ос 6, 6. 33 Ср. Евр 9, 34 CIC кан. 1191, § 1. 35 Ср. Деян 18, 18; 21, 23-24. 36 Ср. CIC кан. 654. 37 LG 42. 38 Ср. CIC кан. 692; 1196-1197. 39 DH 1. 40 DH 2. 41 NA 2. 42 DH 14. 43 DH 1. 44 АА 13. 45 Ср. DH 1. 46 Ср. АА 13. 47 Ср. Лев XIII, Энциклика «Immortale Dei»; Пий XI, Энциклика «Quas primas». 48 DH 2. 49 DH 2. 50 DH 6. 51 Ср. Лев XIII, Энциклика «Libertas praestantissimum». 52 Ср. Пий XII, Речь 53 Ср. DH 2. 54 Ср. Пий VI, Послание «Quod aliquantum». 55 Ср. Пий IX, Энциклика «Quanta cura». 56 DH 7. 57 Ср. Мф 23, 58 Ср. Ис 44, 59 Откр 60 Ср. Гал 5, 20; Еф 5, 5. 61 Ориген, Против Цельса 2, 40. 62 Ср. Втор 10, 18; Иер 29, 8. 63 Ср. Лк 4, 9. 64 Ср. 1 Кор 10, 9; Исх 17, 2-7; Пс 95 (94), 9. 65 Ср. CIC кан. 1367; 1376. 66 Ср. Деян 8, 67 Ср. уже Ис 55, 1. 68 CIC кан. 848. 69 Ср. Лк 10, 7; 1 Кор 9, 70 GS 19, §1. 71 GS 20, §1. 72 GS 20, § 2. 73 Ср. Рим 1, 18. 74 GS 19, §3. 75 GS 20, § 1. 76 GS 21, § 3. 77 GS 21, § 7. 78 Ср. Чис 21, 4-9; Прем 16, 79 Ср. Исх 25, 80 Св. Василий Кесарийский, Книга о Духе Святом 18, 45. 81 II Никейск.Соб.: DS 5601; ср. Трид. Соб.: DS 1821-1825; SC 126; LG 67. 82 STh 2-2, 83, 3, ad 3. 83 DH 15. 84 Ср. Зах 2, 17. 85 Ср. Пс 29, 2; 96, 2; 113. 1-2. 86 Ньюман, Проповеди приходские и простые 5, 2. 87 Ср. Мф 10, 32; 1 Тим 6, 12. 88 Ср. 1 Ин 1, 10. 89 Ср. CIC кан. 1369. 90 Св. Августин, О Нагорной проповеди Господа 2, 45, 19. 91 Ср. Иак 5, 12. 92 Ср. 2 Кор 1, 23; Гал 1, 20. 93 CIC кан. 1199, § 1. 94 CIC кан. 855. 95 Ср. Ис 43, 1; Ин 10, 3. 96 Св. Игнатий Лойола, Духовные упражнения 38. 97 Ср. Ис 43, 1. 98 Ср. Втор 5, 99 Ср. Исх 31, 16. 100 Ср. Неем 13, 101 Ср. Мк 1, 21; Ин 9, 16. 102 Ср. Мф 12, 5; Ин 7, 23. 103 Ср. Мк 16, 1; Мф 28, 1. 104 Св. Иустин, Апологии 1, 67. 105 Ср. 1 Кор 10, 11. 106 Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Магнезийцам 9, 1. 107 STh 2-2, 122, 4. 108 CIC кан. 1246, § 1. 109 CIC кан. 1246, § 1. 110 Ср. Деян 2, 42-46; 1 Кор 11, 17. 111 Неизвестный автор, Проповедь воскресного дня. 112 CIC кан. 515, § 1. 113 Св.Иоанн Златоуст, О непостижимом естестве Божием 3, 6. 114 CIC кан. 1247. 115 CIC кан. 1248, § 1. 116 Ср. CIC кан. 1245. 117 CIC кан. 1248, §2. 118 Ср. GS 67, §3. 119 Ср. CIC кан. 1248. 120 Св. Августин, О граде Божием 19, 19. 121 SC 106. 122 CIC кан. 1246, §1. 123 CIC кан. 1247. 124 CIC кан. 1247. 125 GS 67, § 3.
|