<< назад

к содержанию

далее >>

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Спасение Божие: закон и благодать

Призванный к блаженству, но уязвленный грехом, человек нуждается в Божием спасении. Божественная помощь приходит к нему во Христе через закон, который им руководит, и через благодать, которая его поддерживает:

1949

Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2,12 - 13).

Статья первая
Нравственный закон

Нравственный закон есть дело божественной Премудрости. В библейском смысле можно определить его как отеческое наставление, Божию педагогику. Он предписывает человеку пути, правила поведения, ведущие к обещанному блаженству; он отвергает пути зла, отвращающие от Бога и Его любви. Предписания закона строги; обещания его, в то же время, утешительны.

1950
53
1719

Закон - это правило поведения, установленное компетентной властью ради общего блага. Нравственный закон предполагает разумный порядок, учрежденный могуществом, мудростью и милосердием Творца между творениями, для их собственного блага и ввиду их цели. Любой закон черпает первичную и высшую свою истинность в Вечном Законе. Закон декларируется и устанавливается разумом как причастность к Провидению Бога живого. Создателя и Искупителя всех. «Упорядочение разумом - вот то, что называется законом»1.

1951


295
306

Человек - единственное из живых созданий, которое может похвалиться тем, что удостоился получить Закон от Бога: наделенное разумом животное, способное понимать и распознавать, он будет строить свое поведение, пользуясь разумом и свободой, в повиновении Тому, Кто все вверил ему2.





301

Выражения нравственного закона разнообразны, и все они координированы между собой: Вечный Закон, источник в Боге всех законов; естественный закон; Закон, данный в Откровении, включающий в себя Ветхий Закон и Новый или евангельский Закон; и, наконец, законы гражданские и церковные.

1952

Нравственный закон находит полноту и единство в Христе. Иисус Христос есть лично путь совершенства. Он - цель Закона, ибо один Он учит справедливости Божией и дает ее: «Конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Рим 10,4).

1953

578

I. Естественный нравственный закон

 

Человек участвует в Премудрости и благости Создателя, доверяющего ему властвование над его действиями и способность управлять собою для блага и истины. Естественный закон выражает первозданное нравственное чувство, позволяющее человеку при помощи разума распознавать, что такое добро и зло, правда и ложь.

1954
307

1776

Естественный закон вписан в душу каждого человека и запечатлен в ней, ибо он есть человеческий разум, приказывающий делать добро и запрещающий грешить. (...) Но это предписание человеческого разума не имело бы силы закона, если бы не было голосом и выражением высшего разума, которому должны подчиняться наш дух и наша свобода3.

 

«Божественный и естественный»4 закон указывает человеку путь, по которому надо идти, чтобы делать добро и достигать своего назначения. Естественный закон излагает первые и основные правила, управляющие нравственной жизнью. Краеугольным камнем его является стремление к Богу и послушание Ему, Источнику и Судье всякого блага, а также восприятие всякого другого человека как самого себя. В основных своих положениях естественный закон изложен в Декалоге (Десяти Заповедях, или Десятословии). Этот закон называется «естественным» не потому, что относится к естеству неразумных существ, но потому, что разум, который его провозглашает, принадлежит собственно естеству человека.

1955 
1787

396

2070

Куда же вписаны эти правила, если не в книгу света, который мы называем Истиной? Сюда именно записан всякий справедливый закон, отсюда он переходит в сердце человека, действующего по справедливости, не только преходящим образом, но налагая на него отпечаток - как печать, переходящая с перстня на воск, но при этом не покидающая перстня5.
Естественный закон - не что иное, как свет разума, влитый в нас Богом; посредством его мы знаем, что надо делать и чего надо избегать. Этот свет или закон Бог дал творению6.

 

Присутствующий в сердце каждого человека и утвержденный разумом, естественный закон универсален в своих предписаниях, и власть его распространяется на всех людей. Он выражает достоинство личности и определяет основание ее фундаментальных прав и обязанностей:

1956
2261

Нет сомнения, что существует настоящий закон - правильный разум; он соответствует природе, присущей всем людям; он неизменим и вечен; его веления призывают к исполнению долга; его запреты отклоняют от ошибок. (...) Заменять его законом противоположным - кощунство; не позволительно не применять хотя бы одно единственное его положение; что до совершенной отмены его, то никто не обладает такой возможностью7.

 

Применение естественного закона на деле бывает очень различным; может появиться надобность обдумать его и приспособить к различным условиям жизни, в зависимости от места, эпохи и обстоятельств. Тем не менее, при многообразии культур естественный закон остается правилом, соединяющим людей друг с другом и предписывающим им общие принципы, преодолевая неизбежные различия.

1957

Естественный закон неизменен8 и постоянен, несмотря ни на какие исторические изменения; он существует среди изменяющихся идей и обычаев и содействует их развитию. Правила, в которых он выражается, остаются по существу в силе. Даже если дойти до отрицания принципов этого закона, нельзя ни уничтожить его, ни вырвать из сердца человека. Он постоянно возрождается в жизни индивидов и общества:

1958 
2072

Воровство, конечно, наказывается законом Твоим, Господи, и законом, который вписан в сердце человека и которого не изгладит и само его беззаконие9.

 

Будучи прекрасным творением Создателя, естественный закон дает солидное основание, для созидания системы моральных правил, которые будут направлять человека. Он закладывает также нравственные основания, необходимые для строительства общества. Наконец, он создает необходимую базу для гражданского законодательства, которое с естественным законом связывается либо путем рассуждения, делающего выводы из его принципов, либо путем дополнений положительного и юридического характера.

1959

1879

Предписания естественного закона не всеми воспринимаются ясно и непосредственно. В нынешней ситуации грешному человеку необходимы благодать и Откровение, чтобы моральные и религиозные истины познавались «всеми без затруднений, с твердой уверенностью и без примеси ошибок»10. Естественный закон дает Закону, дарованному в Откровении, и благодати основу, подготовленную Богом и находящуюся в полной гармонии с действием Святого Духа.

1960
2071

37

II. Ветхий Закон

 

Бог, наш Создатель и Искупитель, избрал Израиль Своим народом и открыл ему Свой Закон, подготовляя таким образом пришествие Христа. В Моисеевом Законе выражены многочисленные истины, естественно доступные разуму. Эти истины явлены и удостоверены в лоне Завета Спасения.

1961
62

Ветхий Закон - первый этап Закона, данного в Откровении. Его нравственные предписания резюмированы в Десяти Заповедях (Декалоге). Предписания Десяти Заповедей закладывают основы призвания человека, созданного по образу Божию; они запрещают то, что противоречит любви к Богу и к ближнему, и предписывают то, что для человека существенно. Десять Заповедей - это свет, который предлагается совести каждого человека, чтобы открыть ему Божий путь и призыв и защитить его от зла.

1962

2058

Бог начертал на скрижалях Закона то, чего люди не умели прочесть в своих сердцах11.

 

Согласно христианскому преданию, Закон святой12, духовный13 и благой14 еще несовершенен. Как педагог15, он указывает, что надо делать, но сам по себе не дает силы и благодати Духа для исполнения. Из-за греха, снять который он не может, он остается законом рабства. Согласно св. Павлу, он, в частности, призван осудить и показать грех, являющийся «законом вожделения»16 в человеческом сердце. Тем не менее. Закон остается первым этапом на пути к Царству. Он готовит и делает способным избранный народ и каждого христианина к обращению и к вере в Бога Спасителя. Он представляет учение, пребывающее вовек, ибо это - Слово Божие.

1963 
1610 

2542

2515

Ветхий Закон - это подготовка к Евангелию. «Закон есть пророчество о будущей действительности и подготовка к ней»17. Он предрекает и предсказывает освобождение от греха, которое совершится во Христе, он дает Новому Завету образы, «типы», символы, чтобы выразить, что значит жить по Духу Святому. Закон, наконец, окончательно дополняется учением книг премудрости и книг пророков, ориентирующих его на Новый Завет и Царствие Небесное.

1964
122

При Ветхозаветном Законе были души, исполненные любовью и благодатью Святого Духа, искавшие, прежде всего, духовных и вечных обещаний, и этим они примыкали к Новому Завету. И наоборот - при Новом Завете есть люди плотские, еще далекие от совершенства Нового Закона: чтобы побудить их к добродетельным делам, нужен был страх перед наказанием и некоторые земные обещания - даже и при Новом Завете. Во всяком случае, даже если Ветхозаветный Закон предписывал любовь, он не давал Духа Святого, Которым «любовь Божия излилась в сердца наши» (Рим 5,5)18.





1828

III. Новый, или Евангельский Закон

 

Новый, или Евангельский Закон есть совершенство на земле Божиего Закона, естественного и данного в Откровении. Он есть дело Христа и выражается в особенности в Нагорной проповеди. Он - также дело Святого Духа и через Него становится внутренним законом любви: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. (...) Вложу законы мои в мысли их и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр 8,8-10)19.

1965
459

581




715

Новый Закон - это благодать Святого Духа, дарованная верным через веру в Христа. Закон действует через любовь, он использует проповедь Господа, чтобы научить нас, что надо делать, и таинства, чтобы наделить нас благодатью, нужной для того, чтобы его исполнять.

1966
1999

Тот, кто с благоговением и проницательностью задумается над проповедью, которую произнес Господь наш на горе, как мы читаем ее в Евангелии от Матфея, без всякого сомнения, найдет в ней совершенный устав христианской жизни. (...) В этой проповеди содержатся все правила, присущие христианской жизни20.

 

Евангельский закон «исполняет»21, очищает, превосходит и доводит до совершенства Ветхий Закон. В Заповедях Блаженства он исполняет обещания Божий, возводя их к Царству Небесному и ему подчиняя. Он обращен к тем, кто готов принять с верой это новое упование: это бедные, смиренные, скорбящие, чистые сердцем, гонимые за Христа; таким образом он начертывает удивительные пути Царства.

1967 
577

Евангельский Закон исполняет заповеди Закона. Проповедь Господня не только не отменяет и не обесценивает моральные предписания ветхого Закона, но, напротив, выявляет его скрытые возможности, извлекая из него новые требования. Евангельский Закон открывает всю божественную и человеческую истину. Он не добавляет новых внешних правил, но изменяет сам корень деяний, сердце, в котором человек делает выбор между чистым и нечистым22, в котором вырастают вера, надежда и любовь, и с ними - другие добродетели. Так Евангелие ведет Закон к его полноте через подражание совершенству Отца Небесного23 прощение врагов и молитву за гонителей, по образцу Божественного великодушия24.

1968

129

582

Новый Закон означает совершение в жизни религиозных действий: милостыня, молитва и пост; направляет их к «Отцу, видящему тайное», в противоположность желанию, «чтобы видели люди»25. Молитва Нового Закона - «Отче наш»26.

1969
1434

Евангельский Закон предполагает решающий выбор «между двумя путями»27 и осуществление на деле слов Господа28. Он сжато выражен в золотом правиле: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф 7,12)29.

Весь Евангельский Закон заключен в «новой заповеди» Иисуса (Ин 13,34) - любить друг друга, как он возлюбил нас30.

1970
1696, 1789 
 


 
1823

К проповеди Господа надлежит добавить нравственное учение апостолов, содержащееся в Рим 12-15; 1 Кор 12-13; Кол 3,4; Еф 4-5 и др. Это учение передает авторитетом апостолов учение Господа - в частности, через изложение добродетелей, проистекающих из веры во Христа и движимых любовью - главным даром Святого Духа. «Любовь да будет непритворна (...) будьте братолюбивы друг к другу с нежностью (...); утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы; в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Рим 12,9-13). Это назидание учит нас также рассматривать случаи нравственного выбора в свете нашей связи с Христом и Церковью31.

1971











1789 

Новый Закон называется Законом Любви, потому что он побуждает к действию более из любви, даруемой Святым Духом, нежели из страха; Законом Благодати, потому что посредством веры и таинств он дает благодатную силу действовать; Законом Свободы32, потому что он освобождает нас от соблюдения обрядов и юридических предписаний Ветхозаветного Закона, побуждает нас действовать спонтанно под влиянием любви и, наконец, заставляет нас перейти из состояния раба, «не знающего, что делает господин его» в состояние друга Христа, «потому что Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15,15), или в состояние сына и наследника33.

1972
782


 
1828

Кроме правил, Новый Закон содержит также евангельские советы. Традиционное отличие Божиих заповедей от евангельских советов устанавливается по отношению к любви или совершенству христианской жизни. Заповеди предназначены для того, чтобы устранить все, что несовместимо с любовью; целью советов является устранение того, что, даже не противореча любви, может препятствовать ее развитию34.

1973
2053
915

Евангельские советы делают явной живую полноту любви, неутомимо жаждущей давать все больше и больше. Они свидетельствуют о силе и призывают нас к духовной готовности. Совершенство Нового Закона состоит, в основном, в предписаниях любви к Богу и к ближнему. Советы указывают нам наиболее прямые пути, удачные средства, и им надо следовать в зависимости от призвания каждого человека:

1974

2015

Бог не хочет, чтобы каждый следовал всем советам, но только тем, которые подходят, соответственно разнообразию лиц, эпох, обстоятельств и сил, как требует любовь; ибо именно она, будучи царицей всех добродетелей, всех заповедей, всех советов и, в конечном счете, всех законов и всех христианских деяний, дает им всем истинное положение, порядок, время и ценность35.

 

Коротко

 

Согласно Писанию, Закон есть отеческое воспитание, которое дает Бог, указывающее человеку пути к обещанному блаженству и не разрешающее идти по путям греховным.

1975

«Закон есть подчинение разума общему благу, утверждаемое тем, на ком лежит забота об общине»36.

1976

Христос есть конец закона37. Он Один учит справедливости Божией и дарует ее.

1977

Божественный закон - это причастность к мудрости и доброте Божией человека, созданного по образу Творца. В нем выражается достоинство человеческой личности и закладываются основы его фундаментальных прав и обязанностей.

1978

Естественный закон незыблем и действует постоянно на протяжении истории. Правила его остаются по существу неизменными. Он представляет собой необходимую основу для построения моральных правил и для гражданского законодательства.

1979

Ветхий Закон представляет собой первичное состояние Закона, данного в Откровении. Его нравственные правила заключены в Десяти Заповедях.

1980

В Моисеевом Законе содержится множество истин, естественно доступных разуму. Бог открыл их, ибо человек не читал их в своем сердце.

1981

Ветхий Закон есть подготовка к Евангелию.

1982

Новый Закон есть благодать Святого Духа, полученная через веру в Христа и действующая любовью. Он, в частности, выражен в Нагорной проповеди Господа и использует таинства для дарования нам благодати.

1983

Евангельский Закон исполняет, превосходит и доводит до совершенства Ветхозаветный Закон: его обещания - через Заповеди Блаженства Царства Небесного, его заповеди - через преображение корня всех наших действий, то есть сердца.

1984

Новый Закон - это Закон Любви, Закон Благодати, Закон Свободы.

1985

Помимо правил, Новый Закон содержит также евангельские советы. «Святость Церкви сохраняется, в частности, множеством советов, которые Господь в Евангелии предложил соблюдать Своим ученикам»38.

1986

Статья вторая
Благодать и оправдание

I. Оправдание

Благодать Духа Святого обладает властью оправдать нас, то есть омыть нас от грехов и передать нам «правду Божию через веру в Иисуса Христа» (Рим 3,22) и через Крещение39.

1987
734

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6,8-11).

Силою Духа Святого мы участвуем в Страстях Христа, умирая для греха, и в Его Воскресении, возрождаясь к новой жизни; мы - члены Тела Его, которое есть Церковь40, ветви, привитые к виноградной лозе, которая есть Он Сам41.

1988
654

Мы участвуем в Боге Духом. Участием Духа мы участвуем в божественной природе (...). Поэтому те, в ком обитает Дух, обожествлены42.

460

Первое действие благодати Святого Духа - это обращение, совершающее оправдание согласно возвещению Иисуса в начале Евангелия: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4,17). Под воздействием благодати человек обращается к Богу и отворачивается от греха, принимая, таким образом, прощение и справедливость свыше. «Оправдание, стало быть, означает не только отпущение грехов, но также освящение и обновление внутреннего человека»43.

1989
1427

Оправдание отделяет человека от греха, противоречащего любви Божией, и очищает от греха его сердце. Оправдание следует за инициативой Божиего милосердия, дарующего прощение. Оно примиряет человека с Богом. Оно освобождает от рабства греху и исцеляет.

1990
1446

1733

Оправдание есть одновременно принятие Божией справедливости через веру в Иисуса Христа. Оправдание означает здесь правоту Божией любви. С оправданием вера, надежда и любовь изливаются в наши сердца, и нам даруется послушание воле Божией.

1991

1812

Оправдание было заслужено для нас Страстями Христа, отдавшего Себя на распятие как Живую, Святую и благоприятную Богу Жертву, и Кровь Его стала средством умилостивления за грехи всего человечества. Оправдание даруется Крещением, которое есть таинство веры. Крещение приводит нас к принятию справедливости Бога, Который могуществом Своего милосердия делает нас внутренне праведными. Цель оправдания - Слава Бога и Христа и дар вечной жизни44.

1992
617

1266

294

Но ныне, независимо от Закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют Закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (Рим 3,21-26).

Оправдание устанавливает сотрудничество между Божией благодатью и свободой человека. Со стороны человека оно выражается в согласии в вере со Словом Божиим, зовущим его к обращению, и в содействии в любви импульсу Святого Духа, предупреждающего и хранящего его:

1993
2008

Когда Бог касается сердца человеческого светом Духа Святого, человек не остается пассивным, получая это вдохновение, от которого, кстати, он может и отказаться; и, тем не менее, он не может без благодати Божией, одной своей свободной волей, приготовиться к суду правды перед Богом45.

2068

Оправдание - самое совершенное деяние любви Божией, явленной в Иисусе Христе и дарованной Святым Духом. Св. Августин считает, что «оправдание грешника - деяние более великое, чем сотворение неба и земли», потому что «небо и земля пройдут, тогда как спасение и оправдание избранных пребудут вовеки»46. Он считает даже, что оправдание грешников важнее создания ангелов в справедливости, ибо свидетельствует о еще большем милосердии.

1994

312


 
412

Святой Дух - внутренний учитель. Рождая «внутреннего человека» (Рим 7,12; Еф 3,16), оправдание означает освящение всего существа.

1995
741

Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. (...) Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная (Рим 6,19.22).

II. Благодать

Наше оправдание происходит от Божией благодати. Благодать есть милость, безвозмездная помощь, которую Бог оказывает нам, чтобы мы ответили на Его зов - быть чадами Божиими47, детьми усыновленными48, причастниками Божественного естества49, жизни вечной50.

1996
153

Благодать есть участие в жизни Бога, она вводит нас внутрь троической жизни; через Крещение христианин участвует в благодати Христа, Главы Его Тела. Как «усыновленный», христианин может отныне называть Бога Отцом, в единстве с Единородным Сыном. Он получает жизнь Духа, вдыхающего в него любовь и созидающего Церковь.

1997
375, 260

Это призвание к вечной жизни сверхъестественно. Оно полностью зависит от щедрости инициативы Бога, ибо только Он Один может открыть и даровать Себя Самого. Оно превосходит возможности разумения и силой воли человека, как и любого творения51.

1998
1719

Благодать Христова - безвозмездный дар, которым Бог дает нам Свою жизнь, вливаемую Святым Духом в нашу душу, чтобы исцелить ее от греха и освятить: это освящающая, или обожествляющая, благодать, получаемая при Крещении. Она в нас - источник освящения52.

1999
1966

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою (2 Кор 17-18).

Освящающая благодать - это постоянный (габитуальный) дар, устойчивое и сверхъестественное расположение, совершенствующее саму душу, чтобы сделать ее способной жить с Богом и действовать через Его любовь. Мы отличаем постоянную (габитуальную) благодать, то есть постоянное расположение жить и действовать по зову Божию, от благодати воздействующей (актуальной), то есть Божиего вмешательства у истоков обращения или в процессе освящения.

2000

Подготовка человека к принятию благодати уже есть действие благодати. Она необходима для того, чтобы вызвать и поддержать наше содействие оправданию верой и освящению любовью. Бог завершает в нас то, что начал, «ибо Он начинает, самим действием Своим делая так, чтобы мы захотели; Он завершает, взаимодействуя с нашей же обращенной волей»53 :

2001
490

Мы, разумеется, трудимся тоже, но мы только и делаем, что трудимся с Богом, Который трудится. Ибо милосердие Его опередило нас, чтобы мы исцелились; и оно еще следует за нами, чтобы, исцелившись, мы были оживляемы; оно опережает нас, чтобы мы были призваны, оно следует за нами, чтобы мы были прославлены; оно опережает нас, чтобы мы жили благочестиво; оно следует за нами, чтобы мы вечно жили с Богом, ибо без Него мы ничего не можем сделать54.

Свободная инициатива Бога требует свободного ответа человека, ибо Бог создал человека по своему образу и дал ему, вместе со свободой, способность знать и любить Его. Душа может войти в общение любви только свободно. Бог непосредственно прикасается к человеческому сердцу и непосредственно и прямо движет им. Он заложил в человека стремление к истине и добру, которое может удовлетворить только Он Один. Обещания «вечной жизни» отвечают этому устремлению сверх всякой надежды:

2002
1742

Как Ты почил в день седьмой от всех дел Своих, так прекрасно сотворенных (...), так и мы, по совершении дел наших, которые потому и хороши у нас, что они суть дар Твоей благодати, войдем в покой Твой и успокоимся в Тебе субботствованием вечной жизни55.





2550 

Благодать есть прежде всего и главным образом дар Духа, который оправдывает и освящает нас. Но благодать включает в себя также дары, которые Дух жалует нам, чтобы приобщить нас к своему творению, чтобы сделать нас способными содействовать спасению других и возрастанию Тела Христова - Церкви. Эти дары - это тáинственные (сакраментальные) благодати, или собственные дары различных таинств. Это, кроме того, особые благодати, которые называют также харизмами по греческому термину, употребляемому ев. Павлом и означающему милость, безвозмездный дар, благодеяние56. Каков бы ни был их характер, иногда необычный, как, например, дар творить чудеса или дар языков, харизмы подчинены освящающей благодати и имеют целью общее благо Церкви. Они служат любви, которая созидает Церковь57.

2003
1108



1127


799-801

Среди особых благодатей следует назвать «благодати состояния», сопровождающие ответственные функции в христианской жизни и формы служения в лоне Церкви:

2004

И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим 12,6-8).

Будучи сверхъественного порядка, благодать не познаваема опытом, но ее можно узнать только через веру. Значит, мы не можем основываться на наших чувствах или делах, чтобы, исходя из них, делать вывод, что мы оправданы и спасены58.

Но, согласно слову Господа: «Итак по плодам их узнаете их» (Мф 7,20), размышление о благодеяниях Божиих в нашей жизни и в жизни святых дает нам уверенность, что благодать действует в нас и побуждает нас к все большей вере и к позиции доверяющей нищеты:

2005

Мы находим одну из прекрасных иллюстраций такой позиции в ответе св. Жанны д'Арк на вопрос-ловушку ее церковных судей: «На вопрос, думает ли она, что она пребывает в благодати Божией, отвечает: „Если нет, то молю Бога даровать мне ее; если да, молю Бога мне ее оставить”»59.

III. Заслуга

Тебя окружают сонмы святых, и Ты, венчая их заслуги, тем венчаешь и дары Своей благодати60.

Выражение «заслуга» означает, как правило, вознаграждение, которое община или общество должны одному из своих членов за ту или иную деятельность, которая признана полезной (или, наоборот, вредной) и достойной поощрения (или наказания). Заслуга соотносится с добродетелью справедливости, соответственно принципу равенства, ее регламентирующему.

2006
1723




1807

По отношению к Богу, в чисто правовом смысле, у человека заслуг нет. Между Ним и нами неравенство беспредельно, ибо мы все получили от Него, нашего Создателя.

2007
42

Заслуга человека перед Богом в христианской жизни происходит из того, что Бог Своей свободной волей постановил приобщить человека делу Своей благодати. Отеческое действие Бога явлено первым благодаря его вдохновению, в то время как свободное действие человека оказывается вторичным как его сотрудничество, так что заслуги за добрые дела должны быть прежде всего причислены Божией благодати, и только затем - христианину. Но сама заслуга человека возвращается, в конечном счете, Богу, ибо добрые дела его происходят во Христе по вдохновению и благодаря помощи Святого Духа.

2008
306

155, 970

Усыновление, делая нас через благодать причастными к божественному естеству, может, по безвозмездной Божией справедливости, - даровать нам настоящую заслугу. Это право, происходящее из Божией благодати, полное право любви, делающее нас «сонаследниками» Христа и достойными обрести «обетованное наследие вечной жизни»61. Заслуги за наши добрые дела - это дары милости Божией62. «Благодать предшествовала; теперь мы возвращаем долги. (...) Твои заслуги суть дары Божии»63.

2009




304

Поскольку в порядке благодати инициатива принадлежит Богу, никто не может заслужить первичную благодать, которая находится у истоков обращения, прощения и оправдания. По внушению Святого Духа и любви мы можем затем заслужить для самих себя и для окружающих нас людей благодати, полезные для нашего освящения, для возрастания благодати и любви и для обретения вечной жизни. Даже земные блага - такие, как здоровье или дружба, - могут быть заслужены согласно мудрости Божией. Эти благодати и эти милости являются объектом христианской молитвы. Они отвечают на нашу потребность в благодати, необходимой нам для заслуживающих дел.

2010
1998

Любовь Христа есть источник в нас всех наших заслуг перед Богом. Благодать, объединяя нас со Христом действенной любовью, придает нашим поступкам сверхъестественные качества, а следовательно, делает их заслугой перед Богом и перед людьми. Святые всегда живо сознавали, что их заслуги были исключительно плодом благодати.

2011
492

После земного изгнания я надеюсь насладиться Тобой в Отечестве, но я не хочу накапливать заслуг для доступа на небо, я хочу трудиться только ради Твоей любви (...). На закате этой жизни я предстану перед Тобой с пустыми руками; ведь я не прошу Тебя, Господи, учитывать мои дела. Все то, что мы считаем правдой, в Твоих глазах запятнано. Поэтому я хочу облечься в Твою Правду и получить от Твоей Любви вечное обладание Тобою Самим...64



1460

IV. Христианская святость

«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8,28-30).

2012
459

«Призыв к полноте христианской жизни и к совершенству любви обращен ко всем верующим в Христа, каковы бы ни были их состояние и положение»65. Все призваны к святости: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф 4,48).

2013
915, 2545
825

Для достижения такого совершенства верные должны применять силы, по мере принятого дара Христова, чтобы (...) повинуясь во всем воле Отца, посвятить себя всей душой делу славы Божией и служения ближнему. Итак, святость народа Божия будет возрастать в преизобильных плодах, как это дивно проявляется в истории Церкви через жизнь стольких святых66.

Духовный прогресс устремлен ко все более глубокому союзу с Христом. Этот союз именуется «мистическим», потому что он есть участие в тайне Христа посредством таинств - «святых тайн», по-гречески «мистерия», - и, в Нем, в тайне Святой Троицы. Бог всех нас призывает к этому глубокому союзу с Ним, даже если особая благодать или особые знаки этой мистической жизни даются только некоторым как проявление безвозмездного дара, дающегося всем.

2014
774

Путь совершенства проходит через Крест. Нет святости без жертв и без духовной борьбы67. Духовный прогресс требует аскезы и умерщвления плоти, которые постепенно ведут к жизни в мире и радости Заповедей Блаженства:

2015
 407, 2725
1438

Тот, кто идет вверх, никогда не перестает начинать все время начала, а этим началам нет конца. Тот, кто идет вверх, никогда не перестает желать того, что уже знает68.

Дети матери нашей Святой Церкви справедливо уповают на благодать верности до конца и на награду Бога, их Отца, за добрые дела, сотворенные по Его благодати в общении с Иисусом69. Соблюдая то же правило жизни, верные разделяют «блаженное упование» тех, кого милосердие Божие собирает в «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр 21,2).

2016
162, 1821
1274

Коротко

Благодать Духа Святого дарует нам справедливость Божию. Объединяя нас, через веру и Крещение, со Страстями Христа и Его Воскресением, Святой Дух делает нас участниками Своей жизни.

2017

Оправдание, как и обращение, имеет два аспекта. Под воздействием благодати, человек обращается к Богу и отвращается от греха, таким образом принимая прощение и справедливость свыше.

2018

Оправдание означает прощение грехов, освящение и обновление внутреннего человека.

2019

Оправдание заслужено для нас Страстями Христа. Оно дается нам в Крещении. Оно делает нас верными справедливости Бога, Который делает нас праведными. Цель его - Слава Бога и Христа, а также дар вечной жизни. Оно - совершеннейшее дело Божиего милосердия.

2020

Благодать - это помощь, которую Бог оказывает нам, чтобы мы могли отвечать нашему призванию стать детьми усыновления. Она вводит нас в глубину троической жизни.

2021

Божественная инициатива в деле благодати предупреждает, подготавливает и побуждает свободный ответ человека. Благодать отвечает глубоким чаяниям человеческой свободы; она призывает ее к сотворчеству и совершенствует ее.

2022

Освящающая благодать есть безвозмездный дар, посредством которого Бог дает нам Свою жизнь, изливаемую Духом Святым в нашу душу, чтобы исцелить ее от греха и освятить.

2023

Освящающая благодать делает нас «угодными Богу». Харизмы, особые дары благодати Святого Духа, подчинены освящающей благодати и имеют целью общее благо Церкви. Бог действует также многочисленными дарами воздействующей (актуальной) благодати, которые надо отличать от благодати постоянной (габитуальной), непрерывно находящейся в нас.

2024

У нас может быть заслуга перед Богом только вследствие Его свободного Замысла приобщить человека к делу Его благодати. Заслуга прежде всего принадлежит благодати Божией, и только потом - человеческому сотрудничеству. Заслуга человека возвращается Богу.

2025

Благодать Святого Духа, в силу нашего усыновления Богом, может даровать нам настоящую заслугу по безвозмездной справедливости Божией. Любовь - основной источник заслуги перед Богом.

2026

Никто не может заслужить первичной благодати, находящейся у истоков обращения. Под воздействием Святого Духа мы можем заслужить для нас самих и для других все благодати, полезные для достижения вечной жизни, а также получить необходимые земные блага.

2027

«Призыв к полноте христианской жизни и совершенству любви обращен ко всем верующим во Христа»70. «Христианское совершенство имеет лишь один предел - беспредельность»71.

2028

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16,24).

2029

Статья третья
Церковь - мать и наставница

Свое призвание христианин осуществляет в Церкви в общении со всеми крещеными. От Церкви он принимает Слово Божие, содержащее наставления «Закона Христова» (Гал 6,2). От Церкви получает он благодать таинств, поддерживающих его в «пути». От Церкви учится примеру святости; он узнает ее образец и источник в Пресвятой Деве Марии; он узнает ее также в подлинном свидетельстве тех, кто живет свято; он открывает ее в духовной традиции и богатой истории прежних святых, которых литургия прославляет в почитании святых.

2030


828





1172

Нравственная жизнь есть духовное почитание. Мы «приносим наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу»72 в лоне Тела Христова, которое мы составляем, и в причастии к Его Евхаристической Жертве. В литургии и совершении таинств молитва и наставление соединяются с Христовой благодатью, чтобы просвещать и питать христианское делание. Как и вся христианская жизнь в целом, жизнь нравственная находит свой источник и вершину в Евхаристической Жертве.

2031
1368

I. Нравственная жизнь и Учительство Церкви

85-87,
888-892

Церковь, «столп и утверждение истины» (1 Тим 3,15), «получила от апостолов торжественное поручение Христа возвещать спасительную истину»73. «Церкви надлежит во все времена повсюду возвещать принципы нравственности, также и в том, что касается социального порядка, и оценивать все человеческие дела, в той мере, в какой требуют того основные права человеческой личности и спасение душ»74.

2032

 
2246


2420

Учительство пастырей Церкви в области морали обыкновенно осуществляется в катехизации и проповеди при помощи творений богословов и духовных авторов. Так передается от поколения к поколению, под эгидой и наблюдением пастырей, «залог» христианской морали, состоящий из характерной совокупности правил, заповедей и добродетелей, происходящих от веры во Христа и оживляемых любовью. Эта катехизация традиционно принимает как фундамент, помимо Символа веры и молитвы «Отче наш», Десять Заповедей (Декалог), провозглашающих принципы нравственной жизни, важные для всех людей.

2033


84

Папа Римский и епископы «как подлинные учители и носители власти Христовой, проповедуют вверенному им народу веру, которую дόлжно принимать и согласно которой нужно жить»75. Обычное и универсальное Учительство Папы и епископов в общении с ним преподает верным истину, в которую надо верить, любовь, которую надо воплощать в жизнь, и блаженство, на которое надо уповать.

2034

Высшая степень причастности к власти Христа гарантирована харизмой безошибочности (непогрешимости). Безошибочность простирается до пределов сокровищницы Божиего Откровения76; она простирается также на все элементы вероучения, в том числе учения морального, без которых спасительные истины веры не могут соблюдаться, излагаться и пpимeнятьcя77.

2035

Учительская власть распространяется также на специфические предписания естественного закона, ибо их соблюдение, которого требует Создатель, необходимо для спасения. Напоминая о предписаниях естественного закона, Учительство Церкви исполняет существенную часть своей пророческой функции, состоящей в том, чтобы объявлять людям, кто они есть на самом деле, и напоминать им, каковыми им надлежит быть перед Богом78.

2036
1960

Божий Закон, доверенный Церкви, преподается верным как путь жизни и истины. Это значит, что верные имеют право79 обучаться божественным спасительным предписаниям, очищающим суждение и с помощью благодати исцеляющим раненый человеческий разум. Их долг - соблюдать постановления и правила, учрежденные законной властью Церкви. Эти решения должны выполняться с любовью, даже если носят дисциплинарный характер.

2037

 




2041

В деле научения христианской морали и ее воплощения в жизнь Церковь нуждается в преданности пастырей, в знаниях богословов, в сотрудничестве всех христиан и людей доброй воли. Вера и применение на практике Евангелия приносит каждому опыт жизни «во Христе», который освещает и делает способным распознавать реальность божественную и человеческую согласно Духу Божию80. Так Дух Святой может пользоваться самыми малыми, чтобы просветить самых ученых и высокопоставленных.

2038


2442

Служение надо нести в духе братства и преданности Церкви во имя Господа81. В то же время, совесть каждого в нравственном суждении о своих личных поступках не должна замыкаться в индивидуальном размышлении. Она должна как можно более стремиться рассматривать их с точки зрения общего блага, как оно выражено в законе моральном, естественном и данном в Откровении, а следовательно в законе Церкви и в ее Учительстве в вопросах морали. Не следует противопоставлять личную совесть и разум нравственному закону или Учительству Церкви.

2039
 






1783

Так среди христиан может развиться подлинный дух сыновнего отношения к Церкви. Это - обычное продолжение благодати крещения, родившей нас в лоне Церкви и сделавшей нас членами Тела Христова. В своей материнской заботе Церковь дарует нам милосердие Божие, превосходящее все наши грехи и действующее особенно в таинстве Примирения. Как заботливая мать, Церковь в своей Литургии день за днем щедро питает нас Словом и Евхаристией Господа.

2040






167

II. Заповеди Церкви

Заповеди Церкви находят свое место в нравственной жизни, соединенной с жизнью литургической, от которой она питается. Обязательный характер положительных законов, установленных пастырской властью, имеет целью гарантировать верующим необходимый минимум в духе молитвы и в нравственном усилии, в возрастании любви к Богу и ближнему:

2041

Первая заповедь («Участвуй в Мессе и будь свободен от работы в воскресные дни и другие праздники») требует от верных освящения того дня, в который вспоминается Воскресение Христово, и особых литургических празднований в честь тайн Господа, Блаженной Девы Марии и святых, — в первую очередь, участием в совершении евхаристического служения, во время которого собирается христианская община, а также отдыхом от тех трудов и дел, которые могут помешать такому освящению этих дней.82

Вторая заповедь («Исповедоваться в грехах своих по меньшей мере раз в год») обеспечивает подготовку к Евхаристии через принятие таинства Примирения, которое продолжает дело обращения и прощения, начатое в Крещении83.

Третья заповедь («Принимай Таинство Евхаристии по меньшей мере раз в год, в Пасхальное время») определяет минимум принятия Тела и Крови Господа в связи с пасхальными праздниками, источником и центром христианского богослужения84.

2042
1389
2180




2177

 

1457

 
1389

Четвертая заповедь («Соблюдай предписанные Церковью периоды воздержания от мясной пищи и посты») определяет периоды аскетической жизни и покаяния, которые готовят нас к литургическим празднованиям и способствуют тому, что мы приобретаем власть над своими инстинктами и свободу сердца85.

Пятая заповедь («Поддерживай Церковь в ее нуждах») означает, что верные, каждый в меру своих возможностей, обязаны оказывать поддержку Церкви в её материальных нуждах86.

2043



 
1387
1438

1351 

III. Нравственная жизнь и миссионерское свидетельство

Верность крещеных - первостепенное условие для возвещения Евангелия и для миссии Церкви в мире. Чтобы люди увидели силу истины и лучезарность Благой Вести, нужно подтверждение этой Вести через свидетельство христианской жизни. «Свидетельство христианской жизни и добрые дела, творимые в сверхъестественном духе, обладают силой привлекать людей к вере и к Богу»87.

2044
852, 905

Поскольку христиане являются членами Тела, Глава которого - Христос88, постоянством убеждений и нравов они содействуют созиданию Церкви. Церковь растет, расширяется и развивается святостью своих верных89, «доколе все придем (...) в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4,13).

2045
753 

848 

Живя согласно учению Христову, христиане приближают пришествие Царства Божиего, «Царства правды, истины и мира»90. Это не значит, что они пренебрегают своими обязанностями на земле; верные Учителю, они выполняют их честно, терпеливо и с любовью.

2046
671, 2819

Коротко

Нравственная жизнь есть духовное почитание. Христианский образ жизни питается от литургии и совершения таинств.

2047

Заповеди Церкви касаются нравственной и христианской жизни, соединенной с литургией и питающейся ею.

2048

Учительская власть пастырей Церкви в нравственной сфере осуществляется обыкновенно в катехизации и проповеди, на основе Десяти Заповедей, провозглашающих принципы нравственной жизни, важные для каждого человека.

2049

Римский Первосвященник и епископы, как подлинные учители, проповедуют Народу Божиему веру, которую должно исповедовать и воплощать в жизнь. Им надлежит также высказываться по поводу нравственных вопросов, относящихся к естественному закону и благоразумию.

2050

Безошибочность Учительство пастырей простирается на все элементы вероучения, в том числе и морального характера, без которых нельзя сохранять, излагать и соблюдать спасительные истины веры.

2051

Десять Заповедей

Исход 20, 2-17

Втор 5, 6-21

Катехитическая формулировкаI

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

Я Господь, Бог твой:

Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Не произноси имя Господа, Бога твоего, напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои;

а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его.

Помни, что ты должен освящать праздничные дни.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе

Почитай отца твоего и матерь твою.

Почитай отца твоего и матерь твою.

Не убивай.

Не убивай.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не прелюбодействуй.

Не прелюбодействуй.

Не кради

Не кради

Не кради

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего;

 

не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Не желай жены ближнего твоего.

 

Не желай (...) всего, что есть у ближнего твоего.

Не желай жены его.

 

 

Не желай его добра.

<< назад

к содержанию

далее >>

1 Лев XIII, Энциклика «Libertas praestantissimum»; цитата из STh 1-2, 90, 1.
2 Тертуллиан, Против Маркиона 2, 4.
3 Лев XIII, Энциклика «Libertas praestantissimum».
4 GS 89, § 1.
5 Св. Августин, О Троице 14, 15, 21.
6 Св. Фома Аквинский, Объяснение двух заповедей любви и десяти заповедей Закона 1.
7 Цицерон, О государстве 3, 22, 33.
8 GS 10.
9 Св. Августин, Исповедь 2, 4. 9.
10 Пий XII, Энциклика «Humani generis»: DS 3876.
11 Св. Августин, Объяснение Псалмов 57, 1.
12 Ср. Рим 7, 12.
13 Ср. Рим 7, 14.
14 Ср. Рим 7, 16.
15 Ср. Гал 3, 24.
16 Ср. Рим 7.
17 Св. Ириней, Против ересей 4, 15, 1.
18 STh 1-2, 107, 1, ad 2.
19 Ср. Иер 31, 31-34.
20 Св. Августин, О Нагорной проповеди Господа 1, 1.
21 Ср. Мф 5, 17-19.
22 Ср. Мф 15, 18-19.
23 Ср. Мф 5, 48.
24 Ср. Мф 5,44.
25 Ср Мф 6, 1-6, 16-18.
26 Мф 6, 9-13.
27 Ср. Мф 7, 13-14.
28 Ср. Мф 7, 21-27.
29 Ср. Лк 6, 31.
30 Ср. Ин 15, 12.
31 Ср. Рим 14; 1 Кор 5-10.
32 Ср. Иак 1, 25; 2, 12.
33 Ср. Гал 4, 1-7; 21-31; Рим 8, 15.
34 Ср. STh 2-2, 184, 3.
35 Св. Франциск Сальский, Трактат о любви Божией 8, 6.
36 STh 1-2, 90, 4.
37 Ср. Рим 10, 4.
38 LG 42.
39 Ср. Рим 6, 3-4.
40 Ср 1 Кор 12.
41 Ср. Ин 15, 1- 4.
42 Св. Афанасий Александрийский, Послание к Серапиону 1, 24.
43 Трид. Соб.: DS 1528.
44 Ср. Трид. Соб.: DS 1529.
45 Трид. Соб.: DS 1525.
46 Трактат на Послание Иоанна к Парфянам 72, 3.
47 Ср. Ин 1, 12-18.
48 Ср. Рим 8, 14-17.
49 Ср. 2 Петр 1, 3-4.
50 Ср. Ин 17, 3.
51 Ср. 1 Кор 2, 7-9.
52 Ср. Ин 4, 14; 7, 38-39.
53 Св. Августин, О благодати и свободном решении 17.
54 Св. Августин, О природе и благодати 31.
55 Св. Августин, Исповедь 13, 36, 50.
56 LG 12.
57 Ср. 1 Кор 12.
58 Ср. Трид.Соб.: DS 1533-1534.
59 Св. Жанна д'Арк, Акты судебного процесса.
60 MR, Префация святых, цитирующая «Доктора благодати» св. Августина, Объяснение Псалмов 102, 7.
61 Трид. Соб.: DS 1546.
62 Ср. Трид. Соб.: DS 1548.
63 Св. Августин, Проповеди 298, 4-5.
64 Св. Тереза Младенца Иисуса, Акт приношения себя в дар милосердной Любви.
65 LG 40.
66 LG 40.
67 Ср. 2 Тим 4.
68 Св. Григорий Нисский, Беседы на Песнь песней 8.
69 Ср. Трид. Соб.: DS 1576.
70 LG 40.
71 Св. Григорий Нисский, О жизни Моисея.
72 Ср. Рим 12, 1.
73 LG 17.
74 CIC кан. 747.
75 LG 25.
76 LG 25.
77 Конгр.вер.: Инструкция «Mysterium Ecclesae» 3.
78 Ср. DH 14.
79 CIC кан. 213.
80 Ср. 1 Кор 2, 10-15.
81 Ср. Рим 12, 8. 11.
82 Ср. CIC кан. 1246-1248; ССЕО кан 880, 3, 881, 1. 2. 4.
83 Ср. CIC кан. 989, ССЕО кан. 719.
84 Ср CIC кан. 920, ССЕО кан. 708.881,3.
85 Ср. CIC кан. 1249-1251; ССЕО кан. 882.
86 Ср CIC кан. 222; ССЕО кан. 25 Кроме того, Епископские Конференции могут устанавливать другие церковные предписания для своей территории; ср.: CIC, кан. 455.
87 АА 6.
88 Ср. Еф 1, 22.
89 LG 39.
90 MR, Префация Христа-Царя.


I Catechismus Catholicus, cura et studio P. Card. Gasparri concinnatus (Typis Polyglottis Vaticanis 1933), p. 23-24.

<< назад

к содержанию

далее >>