<< назад

к содержанию

далее >>

ГЛАВА ВТОРАЯ
Бог идет навстречу человеку

Природным разумом человек может определенно познать Бога по Его творениям. Но существует другой порядок знания, которого человек совершенно не способен достичь своими собственными силами, — это Божественное Откровение1. Своим свободным решением Бог открывает и отдает Себя человеку. Он делает это, открывая Свою Тайну, Свой благой Замысел, предвечно задуманный Им во Христе ради всех людей. Он открывает Свой Замысел во всей полноте его, посылая Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святого.

50
36


1066

Статья первая
Откровение Божие

I. Бог открывает Свой «благой замысел»

«Богу угодно было во всей Премудрости и Благости Своей открыть Себя Самого и поведать Тайну Своей воли, благодаря которой люди, через Христа, Слово Воплощенное, в Духе Святом достигают Отца и становятся причастными естеству Божию»2.

51
2823

1996

Бог, «Который обитает в неприступном свете» (1 Тим 6, 16), желает сообщить Свою Собственную Божественную жизнь людям, свободно Им сотворенным, чтобы в едином Сыне Своем усыновить их3. Открывая Себя, Бог хочет дать людям способность ответить Ему, познавать Его и любить Его превыше всего, на что они сами по себе способны.

52

Божественный замысел Откровения осуществляется одновременно «в действиях и в словах, тесно связанных между собой и освещающих друг друга»4. Замысел требует особой «божественной педагогики»: Бог открывает Себя человеку постепенно, Он поэтапно готовит его к восприятию сверхъестественного Откровения о Себе Самом, которое достигнет высшего совершенства в Лице и деле Воплощенного Слова — Иисуса Христа.

Св. Ириней Лионский очень часто говорит об этой божественной педагогике, изображая ее как взаимное привыкание Бога и человека: «Слово Божие обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека понимать Бога и приучить Бога жить в человеке, по воле Отца»5.

53
1953
1950

II. Этапы откровения

С самого начала Бог позволяет Себя познавать

«Бог, сотворивший и сохранивший все Словом, в сотворенных вещах дает людям непрерывное свидетельство о Себе Самом; желая, кроме того, открыть путь высшего спасения, Он открыл Себя с самого начала нашим прародителям»6. Он призвал их к глубинному общению с Ним, облачив их в сияние благодати и правды.

54
32



374

Это Откровение не было прервано грехом наших прародителей. Ведь Бог «после грехопадения обещал им искупление и ободрил их надеждой спасения; Он беспрестанно проявлял заботу о роде человеческом, чтобы даровать жизнь вечную тем, кто через постоянство в добре ищет спасения»7.

«Когда же, ослушавшись, он утратил Твою близость, Ты не оставил его во власти смерти. (...) Ты многократно предлагал людям союз»8.

55
397, 410







761

Завет с Ноем

После того как единство рода человеческого было разорвано грехом, Бог старается прежде всего спасти человечество через каждую из его частей. Завет с Ноем после потопа9 выражает принцип Божественного домостроительства по отношению к «народам», — то есть людям, объединенным «по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт 10, 5)10.

56
401
1219

Этот порядок — одновременно космический, социальный и религиозный — множественности народов11, предназначен для того, чтобы положить пределы гордости падшего человечества, которое, в единомыслии зла12, решило воссоздать свое единство собственными методами на манер Вавилонской башни13. Но по причине греха14 многобожие и идолопоклонство народа и его вождя постоянно ставят это временное домостроительство под угрозу языческого извращения.

57

Завет с Ноем действует до тех пор, пока продолжаются языческие времена15, до повсеместного провозглашения Евангелия. Библия отдает дань почтения некоторым великим фигурам «народов» — таким, как «праведный Авель», царь и священник Мелхиседек16, прообраз Христа17, или праведные «Ной, Даниил и Иов» (Иез 14, 14). Так, Писание говорит нам о том, каких высот святости могут достигнуть те, кто живет согласно Ноеву Завету в ожидании времен, когда Христос «рассеянных чад Божиих соберет воедино» (Ин 11, 52).

58
674





2569

Бог выбирает Авраама

Чтобы собрать разбросанное человечество, Бог избрал Авраама, призвав его «из земли своей, от родства своего и из дома отца его» (Быт 12, 1), чтобы сделать из него Авраама, то есть «отца множества народов» (Быт 17, 5): «И благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12, 3)18.

59
145, 2570

Народ, происшедший от Авраама, будет хранителем обетования, данного патриархом, избранным народом19, — при званным подготовить будущее воссоединение всех детей Божиих в единстве Церкви20; он будет корнем, на который будут привиты язычники, ставшие верующими21.

60
760
762, 781

Патриархи, пророки и другие действующие лица Ветхого Завета были и всегда будут почитаемы как святые во всех литургических традициях Церкви.

61

Бог подготавливает Свой народ Израиль

После патриархов Бог подготовил Израиль к тому, чтобы он был Его народом, спасая его от египетского плена. Он заключил с Израилем завет (союз) на горе Синай и дал ему через Моисея Свой закон, чтобы Израиль признал Его и служил Ему как единому Живому и Истинному Богу, Отцу-Промыслителю и Праведному Судии, а также чтобы ожидал Его как обещанного Спасителя22.

62
2060, 2574



1961

Израиль — священнический народ Божий23, на котором «имя Господа нарицается» (Втор 28, 10). Это народ «первых, к кому были обращены слова Господа»24, народ «старших братьев» в вере Авраамовой.

63
204, 2801
839

Через пророков Бог образует Свой народ в чаянии спасения, в ожидании нового и вечного Завета, предназначенного всем народам25 и написанного на сердах их26. Пророки возвещают коренное искупление народа Божия, очищение его от всех его измен27, спасение, которое будет простираться на все народы28. Прежде всего нищие и смиренные в Господе29 станут носителями этой надежды. Святые женщины, такие как Сарра, Ревекка, Рахиль, Мариам, Девора, Анна, Иудифь и Есфирь, сохранили живой надежду на спасение Израиля. Самый чистый образ этой надежды — Мария30.

64
711
1965


489

III. Иисус Христос —
«Посредник и Полнота всего Откровения»31

Бог все сказал в Слове Своем

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последний дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1, 1–2). Христос, Сын Божий, ставший человеком, есть единственное, совершенное и непревосходимое Слово Отца. В Нем Он говорит все, и не будет иного Слова, кроме этого. Св. Иоанн Креста, вслед за многими другими, сказал об этом в ярких словах, комментируя Послание к Евреям (Евр 1, 1–2):

«Поскольку Он дал нам Своего Сына, Который есть единственное и исключительное Слово Его, Он разом все сказал нам в единственном Слове и ничего более пространного не имеет сказать. (...) Ибо все, что Он частично говорил пророкам, Он теперь сказал нам полностью в Нем, дав нам всего Его — Своего Сына. Вот почему тот, кто хотел бы вопросить Бога сегодня или пожелал бы получить от Него видение или откровение, не только совершил бы безумие, но оскорбил бы Бога, не направив взор свой на Христа, и ища чего-то другого или нового»32.

65

102










516



2717

Другого Откровения не будет

«Христианское домостроительство, будучи Новым и окончательным Заветом, никогда не кончится, и не надо ожидать, стало быть, никакого нового всеобщего откровения вплоть до пришествия во Славе Господа нашего Иисуса Христа»33. И всетаки, если Откровение и завершено, оно не полностью доступно нашему пониманию; христианской вере предстоит на протяжении веков проникать постепенно в глубины его смысла.

66


94

В ходе веков бывали откровения, называемые «частными», некоторые из них были признаны Церковью. Они, тем не менее, не принадлежат к залогу веры. Их роль — не «улучшить» и не «дополнить» окончательное Откровение Христа, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху. Под руководством Учительства Церкви интуиция верующих умеет отличить и принять то, что в этих откровениях составляет истинный призыв Христа или святых Его, обращенный к Церкви.

Христианская вера не может принять «откровений», претендующих превзойти или исправить Откровение, завершение которого — Христос.

Подход некоторых нехристианских религий, а также некоторых недавно возникших сект, основывается именно на таких «откровениях».

67
84




93

Коротко

Из любви Бог открыл и даровал Себя человеку. Таким образом, Он дает окончательный и полный ответ на вопросы о сути и цели жизни, которые человек задает себе.

68

Бог открыл Себя человеку, постепенно сообщая ему Свою тайну словами и действиями.

69

Помимо свидетельства о Себе, которое Бог дает Своими творениями, Он явился Сам нашим прародителям. Он говорил с ними, и, после падения их, обещал им спасение34 и предложил им завет с Ним.

70

Бог заключил с Ноем вечный завет между Собою и всеми живыми существами35. Завет этот будет длиться, пока существует мир.

71

Бог избрал Авраама и заключил завет с ним и его потомками. Из этого потомства Он образовал Свой народ и открыл ему через Моисея Свой Закон. Через пророков Он подготовил его к принятию спасения, предназначенного всему человечеству.

72

Бог открыл Себя во всей полноте, послав Своего собственного Сына, в Котором Он установил Завет навсегда. Сын есть окончательное Слово Отца, так что после Него не будет другого Откровения.

73

Статья вторая
Передача Божественного Откровения

Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2, 4), то есть Христа Иисуса36. Значит, необходимо, чтобы Христос был возвещен всем народам и всем людям и чтобы таким образом Откровение достигло всех концов земли:

«Откровение это дано для спасения всех народов, Бог же по благости
Своей распорядился, чтобы оно навсегда сохранило целостность и передавалось из поколения в поколение»37.

74
851

I. Апостольское Предание

«Христос Господь, в Котором завершается все Откровение Бога Всевышнего, Сам совершив и возгласив Своими Собственными устами Евангелие, сначала обещанное пророками, приказал своим апостолам проповедовать его всем как источник всей спасительной истины и всякого морального правила, передавая всем Божественные дары»38.

75



171

Апостольская проповедь...

Передача Евангелия, согласно велению Господа, совершалась двумя путями:

Устно «апостолами, которые устной проповедью, примером и установлениями передали либо то, что они узнали из уст Христа, живя с Ним и видя Его действия, либо то, что было внушено им Духом Святым»;

Письменно «теми апостолами и людьми из их окружения, которые, тоже по вдохновению Духа Святого, запечатлели в письменной форме Весть Спасения»39.

76

...продолженная в апостольской преемственности

«Для того, чтобы Евангелие всегда сохранялось в Церкви неприкосновенным и живым, апостолы оставили своими преемниками епископов, которым „они передали свою собственную миссию учительства”»40. И действительно, «апостольская проповедь, которую мы в особенности находим в богодухновенных книгах, должна быть сохранена в непрерывном преемстве вплоть до скончания века»41.

77
861

Эта живая передача, совершаемая в Духе Святом, называется Священным Преданием, в отличие от Священного Писания, хотя они тесно между собой связаны. В ней «Церковь увековечивает в своем учении, своей жизни и своем служении и передает каждому последующему поколению все, что есть она сама и во что она верит»42. «Учение Святых Отцов свидетельствует о живительном присутствии этого Предания, богатства которого входят в деятельность и в жизнь Церкви, верующей и молящейся»43.

78
174
1124, 2651

Таким образом, сообщение Отцом Себя Самого через Слово в Святом Духе всегда присутствует и действует в Церкви: «Бог, говоривший ранее, не перестает беседовать с Невестой Возлюбленного Сына Своего, и Дух Святой, через Которого живой голос Евангелия звучит в Церкви, а через нее — во всем мире, вводит верующих во всю полноту истины и дает Слову Христову обитать в них с изобилием»44.

79

II. Отношение между Преданием и
Священным Писанием

Общий источник...

«Священное Предание и Священное Писание тесно и взаимно между собой связаны. Ибо оба берут начало в одном и том же Божественном источнике, составляют каким-то образом единое целое и стремятся к единой цели»45. И то и другое даруют Церкви присутствие и плодоносность тайны Христа, Который обещал по обетованию Его оставаться со Своими «во все дни до скончания века» (Мф 28, 20).

80

...два различных способа передачи

«Священное Писание есть Слово Божие, поскольку по вдохновению Духа Святого оно запечатлено в письменной форме».

«Что до Священного Предания, то оно несет Слово Божие, доверенное Господом Иисусом Христом и Духом Святым апостолам, и передает его во всей полноте их преемникам, чтобы, вдохновленные Духом Истины, в своей проповеди они хранили Его, излагали и распространяли с верностью».

81



113

Отсюда следует, что Церковь, которой доверено распространение и толкование Откровения, «черпает свою уверенность о всем, что было открыто, не только из одного Священного Писания. Поэтому и Писание, и Предание должны приниматься и почитаться с одинаковым чувством благоговения и уважения»46.

82

Апостольское Предание и церковные предания

Предание, о котором мы говорим здесь, идет от апостолов и передает то, что они получили от учения и примера Иисуса, и то, чему они научились через Духа Святого. Ведь первое поколение христиан не имело еще письменного Нового Завета, а сам Новый Завет свидетельствует о процессе живого Предания.

83

Надо отличать его от «преданий (традиций)» богословских, дисциплинарных, литургических или молитвенных, рожденных на протяжении веков в поместных Церквах. Они представляют собой особые формы, в которых великое Предание выражается так, как это присуще данному месту и данной эпохе. Именно в свете Предания эти местные традиции могут сохраняться, изменяться или же упраздняться под руководством Учительства Церкви.

1202, 2041
2684

III. Толкование залога (наследия) веры

Залог веры вверенной всей Церкви

«Священный залог»47 веры (depositum fidei), содержащийся в Священном Предании и в Священном Писании, был вверен апостолами всей совокупности Церкви. «Придерживаясь его, весь святой народ со своими пастырями пребывает постоянно в учении Апостолов и в общении, в преломлении хлеба и молитвах, так что в соблюдении, исполнении и исповедании переданной веры выявляется особое согласие епископов и верующих»48.

84
857, 871



2033

Учительство Церкви

«Обязанность подлинно толковать написанное или устно переданное Слово Божие была вверена только живому Учительству Церкви, власть которого основана на имени Иисуса Христа»49, то есть это служение поручено епископам в единстве с преемником Петра, Епископом Римским.

85
888892
20322040

«Это Учительство не превышает Слова Божия, а служит ему, уча только тому, что было передано, так как, в силу Божественного поручения и при содействии Духа Святого, оно благочестиво слушает Слово, свято хранит его, верно излагает и черпает в этом едином залоге веры всё то, чему оно предлагает верить как богооткровенному»50

86


688

Верующие, памятуя Слова Христа, обращенные к апостолам: «Слушающий вас Меня слушает» (Лк 10, 16)51, — послушно принимают наставления и указания, которые в разных формах дают им пастыри.

87
1548
2037

Догматы веры

Учительство Церкви полностью зиждется на власти, полученной от Христа, когда оно формулирует догматы, то есть когда оно предлагает в форме, обязывающей христианский народ к необратимому согласию в вере, истины, содержащиеся в Божественном Откровении, или же когда оно предлагает в определенной форме истины, бесспорно с ним связанные.

88

Есть органическая связь между нашей духовной жизнью и догматами. Догматы — это свет на пути нашей веры, который они освещают и делают безопасным. И наоборот, — если мы живем честно, наш разум и наше сердце будут открыты, чтобы принять свет догматов веры52.

89
2625

Взаимосвязь и последовательность догматов ясны во всей совокупности Откровения о тайне Христа53. «Разнообразие их отношений с основами христианской веры отражает порядок или „иерархию” истин католического вероучения».

90
114, 158
234

Сверхъестественный смысл веры

Все верующие причастны к пониманию и передаче истины Откровения. Они получили помазание Святого Духа, Который учит54 их и ведет к полноте истины55.

91
737

«Вся совокупность верующих (...) не может ошибаться в вере и проявляет это качество посредством сверхъестественного чувства веры, принадлежащего всему народу в целом, когда — „от епископов до последнего из верующих мирян” — он соборно высказывает согласие с истинами, относящимися к вере и к нравственности»56.

92
785

«Благодаря этому чувству веры, пробужденному и поддержанному Духом Истины, и под водительством Священного Учительства (...) Народ Божий нерасторжимо связывает себя с верой, переданной святым раз и навсегда, он проникает в нее еще глубже, давая ей правильное толкование, и более совершенно применяет ее в своей жизни»57.

93
889

Возрастание в понимании веры

Благодаря помощи Святого Духа, понимание как сути, так и слов наследия веры может расти в жизни Церкви:

— через «созерцание и исследование верующими, которые хранят их в своем сердце»58; речь идет, в частности, «о богословских исследованиях, углубляющих познание истины Откровения»59;

— через «внутреннее опытное разумение всего духовного»60 «слова Божий и тот, кто читает их, растут вместе»61;

— через «проповедь тех, кто благодаря епископскому преемству получил несомненный дар истины»62.

94
66

2651





2038, 2518

«Итак, очевидно, что Священное Предание, Священное Писание и Учительство Церкви, по премудрому совету Божию так между собой связаны и соединены, что одно не без другого, а все вместе, каждое своим способом, под действием единого Духа Святого, действенно способствуют спасению душ»63.

95

Коротко

То, что Христос доверил апостолам, они передали своей проповедью или писаниями, по вдохновению Духа Святого, всем поколениям — вплоть до пришествия Христа во славе,

96

«Священное Предание и Священное Писание составляют единый священный залог Слова Божия»64, в котором, как в зеркале. Церковь странствующая созерцает Бога, Источник всех своих богатств.

97

«В своем вероучении, своей жизни и своем служении Церковь увековечивает и передает каждому поколению все, что она сама есть, все, во что она верует»65.

98

Благодаря своему сверхъестественному чувству веры, Народ Божий в своей совокупности не перестает принимать дар Божественного Откровения, проникать в него все глубже и жить им все полнее.

99

Обязанность подлинно толковать Слово Божие вверена одному только Учительству Церкви — Папе и епископам в общении с ним.

100

Статья третья
Священное Писание

I.  Христос — единственное Слово Священного Писания

В снисхождении Своей благости Бог, чтобы открыть Себя людям, говорит с ними человеческим языком: «Ибо слова Божий, высказанные на человеческих языках, уподобились человеческому языку, как некогда Слово Предвечного Отца, приняв на Себя немощь нашей плоти, сделалось подобным людям»66.

101

Сквозь все слова Священного Писания Бог говорит одноединственное Слово: Свой единый Глагол, в Котором Он выражает Себя во всей полноте67.

«Вспомните, что это все то же Слово Божие, Которое простирается во всем Писании, что это все тот же самый Глагол, Который звучит из уст всех священнослужителей. Глагол, Который, будучи изначально Богом у Бога, не имеет там нужды в слогах, иботам не подвержен времени»68.

102
65, 2763



426429

По этой причине Церковь всегда почитала Священное Писание, как почитает она и Тело Господне. Она неустанно предлагает верующим Хлеб жизни от трапезы Слова Божия и Тела Христова69.

103
1100, 1184
1378

В Священном Писании Церковь непрерывно обретает питание и силу70, ибо принимает от него не только человеческое слово, но то, что оно есть на самом деле, — Слово Божие71. «Ибо в Священных книгах Отец, Который на небесах, с великой любовью идет навстречу Своим детям и вступает в беседу с ними»72.

104

II. Богодухновенность и истинность
Священного Писания

Бог есть автор Священного Писания. «Богооткровенная истина, которая содержится и излагается в книгах Священного Писания, запечатлена в них по вдохновению Духа Святого.

«Святая Матерь Церковь, согласно своей апостольской вере, считает священными и каноническими все книги как Ветхого, так и Нового Завета, во всех их частях, так как, написанные по вдохновению Духа Святого, они имеют своим автором Бога, и как таковые они были переданы самой Церкви»73.

105

Бог вдохновил людей — авторов Священных книг. «Для того, чтобы составить эти Священные книги, Бог избрал людей, к которым обратился, используя полностью их способности и силы, с тем, чтобы, при Его действии, в них и через них, они письменно изложили, как настоящие авторы, все, и только то, что Он хотел»74.

106

Боговдохновенные книги учат истине. «Так как все, что утверждают богодухновенные авторы или священнописатели, должно быть принято как утверждение Духом Святым, то нужно исповедовать, что книги Писания твердо, верно и безошибочно учат истине, которую Бог ради нашего спасения восхотел запечатлеть в Священном Писании»75.

107


702

Однако, христианская вера — это не «религия Книги». Христианство — это религия «Слова» Божия, «не написанного и немого слова, но Слова воплощенного и живого»76. Чтобы Писание не осталось мертвой буквой, нужно, чтобы Христос, Вечное Слово Бога Живого, Святым Духом «отверз нам ум к уразумению Писаний» (Лк 24, 25).

108

III. Святой Дух, Толкователь Писания

В Священном Писании Бог говорит с человеком так, как говорят люди. Чтобы уметь толковать Писание, нужно обращать внимание на то, что авторы-люди действительно намеревались утверждать и что соблаговолил показать нам Бог через их слова77.

109

Чтобы обнаружить намерения священнописателей, нужно учитывать условия их времени и культуры, «литературные жанры», бытовавшие в ту эпоху, современные им способы восприятия, выражения, повествования. «Действительно, истина предлагается и выражается различными способами в разных текстах исторических, в текстах пророческих, или в поэтических, или в других видах речи»78.

110

Но в силу того, что Священное Писание богодухновенно, существует другой принцип верного толкования, не менее важный, чем предыдущий, и без которого Писание осталось бы мертвой буквой: «Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью Того же Духа, под воздействием Которого оно было написано»79.

II Ватиканский Собор указывает три критерия для толкования Писания в соответствии с Духом, вдохновившим его80:

111

1. Прежде всего обращать большое внимание «на содержание и единство всего Писания». Ибо, как ни разнообразны книги, в него входящие, Писание едино в силу единства Замысла Божия, центром и сердцем которого — открытым со времени Своей Пасхи — является Христос81.

Сердце82 Христово знаменует Священное Писание, а оно позволяет познать сердце Христово. Это сердце было закрыто до страстей, ибо Писание было неясно. Но после страстей Писание открылось, ибо те, кто отныне разумеет его, знают и отличают, как надо толковать пророчества83.

112
128


368

2. Затем: читать Писание в «живом предании всей Церкви». Отцы Церкви говорили, что точнее Священное Писание читается в сердце Церкви, нежели в вещественных средствах письма (т.е. на бумаге). Действительно, Церковь несет в своем Предании живую память Слова Божия; это Святой Дух дает ей духовное толкование Писания («...согласно духовному разумению, которое Дух дарует Церкви»84).

113
81

3. Быть внимательным к «аналогии веры»85. Под «аналогией веры» мы понимаем связь истин веры между собой и в общем замысле Откровения.

114
90

Различные смыслы Писания

Согласно древней традиции, можно различать два смысла Писания: буквальный и духовный, причем последний подразделяется на аллегори-ческий, нравственный и анагогический (сокровенный). Глубокое согласование этих четырех смыслов обеспечивает живому чтению Писания в Церкви все его богатство:

115

Буквальный смысл. Он передан в словах Писания и раскрывается при помощи экзегезы, которая следует правилам верного толкования. «Всякий смысл Священного Писания находит себе поддержку в его буквальном смысле»86.

116
110114

Духовный смысл. Благодаря единству замысла Божия, не только текст Писания, но также реалии и события, о которых в нем говорится, могут быть знамениями.

1. Аллегорический смысл. Мы можем достичь более глубокого понимания событий, если постигнем их значение во Христе; так, переход через Красное море есть знамение победы Христа и тем самым — Крещения87.

2. Нравственный смысл. События, изложенные в Писании, должны привести нас к праведному поведению. Они описаны «в наставление нам» (1 Кор 10, II)88.

3. Анагогический смысл. Можно также видеть реальность и события в вечном значении, ведущем (греч. άναγωγή) нас к нашей духовной родине. Так, Церковь на земле — знамение небесного Иерусалима89.

117
1101

Средневековое двустишие резюмирует эти четыре смысла: «Буквальный — излагает события, аллегория — учит, чему верить, Нравственный — что делать, анагогия — к чему стремиться»90.

118

«Задача же экзегетов — стараться согласно этим правилам более глубоко проникнуть в смысл Священного Писания и изложить его, чтобы благодаря как бы предварительному изучению созревало суждение Церкви. Ибо все, что касается толкования Писания, в конечном итоге подлежит суждению Церкви, которая исполняет полученное от Бога повеление и служение: хранить Слово Божие и толковать его»91:

«Я не верил бы в Евангелие, если бы не побуждал меня к этому авторитет Вселенской Церкви»92.

119

94






113

IV. Канон Писания

Именно апостольское Предание позволило Церкви распознать, какие Писания должны войти в список священных книг93. Этот полный список называется «каноном» Священного Писания. В него входят 46 книг Ветхого Завета (45, если считать Иер и Плач одной книгой) и 27 — Нового94:

Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, две книги Самуила* 1, две книги Царств* 2, две книги Паралипоменон, книги Ездры и Неемии, Товита, Иудифи, Есфири, две книги Маккавейские, книга Иова, Псалтирь, книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Исайи, Иеремии, Плач Иеремии, книги Варуха, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии — в Ветхом Завете;

Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния Апостолов, Послания апостола Павла Римлянам, первое и второе к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, первое и второе к Фессалоникийцам, первое и второе к Тимофею, Титу, Филимону, Послание к Евреям, Послания Иакова, первое и второе — Петра, три Послания Иоанна, Послание Иуды и Откровение — в Новом Завете.

120
1117

Ветхий Завет

Ветхий Завет — неотторжимая часть Священного Писания. Его книги богодухновенны и сохраняют свою неизменную ценность95, так как Ветхий Завет никогда не был отменен.

121
1093

Действительно, «домостроительство Ветхого Завета было прежде всего направлено к приготовлению пришествия Искупителя мира». Книги Ветхого Завета, «хотя в них есть вещи несовершенные и преходящие», свидетельствуют о божественном педагогическом попечении спасительной любви Божией: в них «находится возвышенное учение о Боге, спасительная мудрость касательно человеческой жизни и дивная молитвенная сокровищница, в них, наконец, сокрыта тайна нашего спасения»96.

122
702, 763


708


2568

Христиане почитают Ветхий Завет как истинное Слово Божие. Церковь всегда резко отвергала мысль отказаться от Ветхого Завета под предлогом того, что Новый Завет упраздняет его (Маркионова ересь).

123

Новый Завет

«Слово Божие, которое есть сила Божия во спасение каждого верующего, особым образом является в Писаниях Нового Завета и являет силу свою»97. Эти Писания дарят нам окончательную истину о Божественном Откровении. Их главный предмет — Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, Его деяния, Его учительство, Его Страсти и Его прославление, а так-же рождение Его Церкви под действием Святого Духа98.

 124

Евангелия — сердце всего Священного Писания, «поскольку они составляют первостепенное свидетельство о жизни и учении воплотившегося Слова, нашего Спасителя»99.

125
515

В создании Евангелий можно различить три этапа:

1. Жизнь и учение Иисуса... Церковь твердо считает, что четыре Евангелия, «историчность которых она безоговорочно удостоверяет, верно передают то, что Иисус, Сын Божий, живя среди людей, действительно творил и о чем Он учил для вечного их спасения, до того дня, когда Он был вознесен на небо».

126

2. Устное предание. «То, что Господь говорил и делал, апостолы, после вознесения Его, передали своим слушателям с тем более полным разумением, которому они были научены славными событиями жизни Христовой и наставлены светом Духа истины».

76

3. Письменный текст Евангелия. «Священнописатели составили четыре Евангелия, выбирая из многого, что было передано устно или уже письменно, одно приводя в синтез, другое излагая с учетом состояния Церквей, наконец, сохраняя форму провозглашения, с тем, чтобы сообщать нам всегда истинное и подлинное об Иисусе»100.

76

Четвероевангелие занимает в Церкви уникальное место, о чем свидетельствует то почитание, которым окружено оно в богослужении, и ни с чем несравнимое влечение, которое во все времена испытывали к нему святые:

«Нет учения лучшего, более ценного и блистательного, чем текст Евангелия. Смотрите и запоминайте то, чему наш Господь и Учитель, Христос, учил словами Своими и что совершал делами»101.

127
1154

«Превыше всего Евангелие поддерживает меня в молитвах; в нем я нахожу все, в чем нуждается моя бедная душа. Я всегда открываю там новый свет, сокровенный и таинственный смысл»102.

2705

Единство Ветхого и Нового Заветов

Еще в апостольские времена103 и затем постоянно в Предании Церковь с помощью типологии освещала единство Божественного домостроительства в двух Заветах. Типология позволяет открыть в делах Божиих ветхозаветных времен прообразы того, что Бог совершил, когда настала полнота времен, в Лице воплотившегося Сына.

128

1094

489

Следовательно, христиане читают Ветхий Завет в свете Христа умершего и воскресшего. Это типологическое чтение обнаруживает неисчерпаемое содержание Ветхого Завета, но не должно заставить нас забыть, что Ветхий Завет как Откровение сохраняет свою собственную ценность, подтвержденную Самим Господом нашим104. Вдобавок Новый Завет требует, чтобы и его читали в свете Ветхого. Раннее христианское учительство постоянно прибегало к Ветхому Завету105. По старинному присловью: «Новый Завет в Ветхом скрывается, в Новом же Ветхий раскрывается»106.

129
651


2055




1968

Типология знаменует устремленность к исполнению Божиего Замысла, когда «будет Бог все во всем» (1 Кор 15, 28). Так, например, призвание патриархов и исход из Египта не теряют своей собственной ценности в замысле Божием оттого, что они одновременно представляют собой его промежуточные этапы.

130

V. Священное Писание в жизни Церкви

«В Слово Божие вложена такая сила, такое могущество, что оно есть поддержка и крепость Церкви, а для детей Церкви — крепость веры, пища души, чистый и неистощимый источник духовной жизни»107. Нужно, «чтобы христианам был широко открыт доступ к Священному Писанию»108.

131

«Изучение Священного Писания должно быть как бы душою священного богословия. Также и служение словом, то есть пастырская проповедь, катехизация и всякое христианское наставление, в котором литургическая проповедь должна занимать особое место, здраво питается и свято укрепляется словом Писания»109.

132
94

Церковь «особенно и настоятельно увещает всех верующих во Христа (...) приобрести „превосходное познание Иисуса Христа” (Флп 3, 8) через частое чтение Божественных Писаний, ибо „не знать Писания — не знать Христа” (св. Иероним)»110.

133
2653
1792

Коротко

«Все Священное Писание — это одна книга, и эта одна книга есть Христос, ибо все Священное Писание о Христе говорит и все Священное Писание во Христе исполняется»111.

134

«Священное Писание содержит Слово Божие, и, так как оно богодухновенно, оно воистину — Слово Божие»112.

135

Бог есть Автор Священного Писания, ибо Он вдохновил его авторов-людей; Он действует в них и через них. Он тем самым дает уверенность, что их писания безошибочно учат спасительной истине113.

136

Толкование богодухновенных Писаний должно прежде всего обращать внимание на то, что Бог хочет открыть через священнописателей для нашего спасения, «Что исходит от Духа — может быть полностью услышано только действием Духа»114.

137

Церковь принимает и почитает как богодухновенные 46 книг Ветхого Завета и 27 — Нового.

138

Четвероевангелие занимает центральное место, ибо Иисус Христос стоит в центре его.

139

Единство двух Заветов вытекает из единства замысла Божия и Его Откровения. Ветхий Завет готовит Новый, в то время как Новый исполняет Ветхий; они проливают свет друг на друга; оба — истинное Слово Божие.

140

«Церковь всегда чтила Божественные Писания, как она чтила и Само Тело Господне»115: оба питают и направляют всю христианскую жизнь. «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс 119, 105)116.

141

<< назад

к содержанию

далее >>

1 Ср. I Ват. Соб., DS 3015.
2 DV 2.
3 Ср. Еф 1, 4-5.
4 DV 2.
5 Св. Ириней Лионский, Против ересей, 3, 20, 2; ср. напр., Против ересей 3, 17, 1; 4, 12, 4; 4, 21, 3.
6 DV 3.
7 DV 3.
8 Римский Миссал (далее — MR) IV Евхаристическая молитва, 118.
9 Ср. Быт 9, 9.
10 Ср. Быт 10, 20–31.
11 Ср. Деян 17, 26–27.
12 Ср. Прем 10, 5.
13 Ср. Быт 11, 4–6
14 Ср. Рим 1, 18–25.
15 Ср. Лк 21, 24.
16 Ср. Быт 14, 18.
17 Ср. Евр 7, 3.
18 Ср. Гал 3, 8.
19 Ср. Рим 11, 28.
20 Ср. Ин 11, 52; 10, 16.
21 Ср. Рим 11, 17–18; 24.
22 Ср. DV 3.
23 Ср. Исх 19, 6.
24 MR, Великая Пятница 13: Всеобщая молитва VI.
25 Ср. Ис 2, 2–4.
26 Ср. Иер 31, 31–34; Евр 10, 16.
27 Ср. Иез 36.
28 Ср. Ис 49, 5–6; 53, 11.
29 Ср. Со 2, 3.
30 Ср. Лк 1, 38.
31 DV 2.
32 Св. Иоанн Креста, Восхождение на гору Кармил 2, 22.
33 DV 4.
34 Ср. Быт 3, 15.
35 Ср. Быт 9, 16.
36 Ср. Ин 14, 6.
37 DV 7.
38 DV 7.
39 DV 7.
40 DV 7.
41 DV 8
42 DV 8.
43 DV 8.
44 DV 8.
45 DV 9.
46 DV 9.
47 Ср. 1 Тим 6, 20;
48 Тим 1, 12–14
49 DV 10.
50 DV 10.
51 Ср. «Lumen gentium» («Свет народам»): Догматическая конституция II Ват. Соб. о Церкви (далее — LG) 20.
52 Ср. Ин 8, 31–32.
53 Ср. I Ват. Соб. : DS 3016: LG 25.
54 «Unitatis redintegratio»: Декрет II Ват. Соб. об экуменизме (далее — UR) 11.
55 Ср. 1 Ин 2, 20. 27. — 8. Ср. Ин 16, 13.
56 LG 12
57 LG 12.
58 DV 8.
59 GS 62, § 7; cp. 44, § 2; DV 23; 24; UR 4.
60 DV 8.
61 Св. Григорий Великий, Проповеди на Иезекииля 1, 7, 8.
62 DV 8.
63 DV 10, § 3.
64 DV 10.
65 DV 8.
66 DV 13.
67 Ср. Евр 1, 1–3.
68 Св. Августин, Объяснения Псалмов 103, 4, 1.
69 Ср. DV 24.
70 Ср. DV 24.
71 Ср. 1 Фес 2, 13.
72 DV 21.
73 DV 11.
74 Там же.
75 DV 11.
76 Св. Бернард, Проповеди, 4, 11.
77 Ср. DV 12, § 1.
78 DV 12, § 2.
79 DV 12, § 3.
80 Ср. DV, 12, § 3.
81 Ср. Лк 24, 25–27, 44–46.
82 Ср. Пс 22, 15.
83 Св. Фома Аквинский, Объяснение Псалмов 21, 11.
84 Ориген, Проповеди на Левит, 5, 5.
85 Ср. Рим 12, 6.
86 STh 1, 1, 10, ad 1
87 Ср. 1 Кор 10, 2.
88 Ср. Евр 3–4, 11.
89 Ср. Откр 21, 1–22, 5
90 Августин Дацийский, Rotulus pugillaris, I.
91 DV 12, 3.
92 Св. Августин, Против послания манихея 5, 6.
93 Ср. DV 8, 3.
94 Ср. DS 179; 1334–1336; 1501–1504.
95 Ср. DV 14.
96 DV 15.
97 DV 17.
98 DV 20.
99 DV 18.
100 DV 19.
101 Святая Цезария Младшая, Письмо Рихильде и Радегунде.
102 Святая Тереза из Лизье
103 Ср. 1 Кор 10, 6, 11; Евр 10, 1; 1 Петр 3, 21.
104 Ср. Мк 12, 29–31.
105 Ср 1 Кор 5, 6–8; 10, 1–11.
106 Св. Августин, Беседы на Семикнижие 2, 73; ср. DV 16.
107 DV 21.
108 DV 22.
109 DV 24.
110 DV 25; ср. св. Иероним, Толкования на Исаию, Пролог.
111 Гуго Сен-Викторский, О Ноевом ковчеге 2, 8; ср. там же 2, 9.
112 DV 24.
113 DV 11.
114 Ориген, Проповеди на Исход 4, 5.
115 DV 21.
116 Ср. Ис 50, 4.
* 1 Прим. пер.: В православной традиции и, соответственно, в русской синодальной Библии это 1-я и 2-я книги Царств.
* 2 Прим. пер.: В синодальной Библии — 3-я и 4-я книги Царств.