|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

ТЕКСТЫ

1. Святой Григорий Нисский. О двойной природе человека

...«Во Христе Иисусе, — говорит апостол, — нет мужеского пола, ни женского». Но, утверждает Писание, так был разделен человек. Оттого и устроение природы нашей должно было стать двойным, одна ее часть несет в себе подобие Божие, другая — различение полов. По-видимому, на это указывает и священный текст, если мы будем читать его со вниманием к порядку слов. Ибо сначала говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его», а затем: «мужчину и женщину сотворил их», а такое не может быть соотнесено ни с чем, подобным Богу. Тем самым, как я разумею, Писание хочет преподать нам учение высокое и величественное. Вот оно.

Человек образует середину между двумя крайностями: природой Божией, целиком духовной, и неразумной природой животной. В составе человеческом легко распознать присутствие каждого из этих двух начал. Ибо божественная природа человека наделена разумом и пониманием, не ведающим пола, от природы неразумной получает он свое тело, разделенное на два пола. Одно и другое начало, безусловно, присутствуют во всяком индивиде, причастном человеческой жизни. Однако порядок, коего придерживается повествователь, указывает нам на то, что разумное начало стоит на первом месте, и что общение и родство с началом неразумным было добавлено к человеку. Так Моисей говорит, что Бог «сотворил человека по образу Своему», указывая тем самым, что, в сем существе, по слову Апостола, не было ни мужеского пола, ни женского. Так что же постигаем мы здесь? Прошу, чтобы никто не рассердился на меня, когда я взойду на ступень более высокую, дабы разъяснить дело.

Бог по природе Своей всеблаг. Он заключает в Себе всякую мыслимую благость или, скорее, Он превосходит всякую благость, которую можно помыслить и представить. Он сотворил жизнь человеческую не по какой иной причине, кроме как по благости Своей. И будучи благим, Он, взявшись за устроение природы человеческой, не пожелал лишь на половину проявить Свою благость, дав человеку лишь одну часть Своих даров, ревниво воспретив ему всякий доступ к другой. Ибо совершенство благости проявило себя в том, что Он вызвал человека из небытия к бытию и осыпал его всеми дарами. И список этих благодеяний столь длинен, что все их невозможно и перечислить. Однако все они могут быть переданы одним словом о человеке, что называет его сотворенным «по образу Божию». Оно как бы говорит о том, что Бог сделал природу человеческую причастницей всякого блага ...

Среди же этих благодеяний укажем на избавление от необходимости, на неподчинение господству Природы, на возможность свободно располагать собою по своему усмотрению. Ибо добродетель есть вещь независимая, владеющая сама собой... Но если бы образ мог состязаться с красотой своего Образца, то не был бы более образом, но слился бы с ним без остатка. В чем же мы нашли бы тогда различие между Божеством и тем, что Его напоминает? А вот в чем: Божество пребывает нетварно, тогда как человек существует лишь благодаря тому, что был создан. И это различие вызывает немало других. Всеми признается, что нетварная Природа недвижна, неизменна, тогда как тварь не может не изменяться. Ибо сам переход от небытия к бытию есть уже движение, коим то, чего не было, возникает под действием воли Божией... Так и существо, начавшее жить через изменение, сохраняет в себе родство с этим изменением... Вот почему Тот, Кто, по слову Писания, видит все вещи до их появления на свет, исследовав, или скорее предугадав заранее, в какую сторону повлечет человека его свободный и независимый выбор, как только прозрел это, добавил к образу разделение на мужское и женское начало, разделение, не имеющее никакого отношения к божественному Первообразу, но которое, как было сказано, породняется с природой неразумной.

Причину этого разделения на два пола могут понять до конца лишь те, кто созерцал истину и передал нам Слово. Что касается нас, ищущих истину путем догадок и образов, то мы излагаем то, что пришло нам на ум, ничего не утверждая безусловно, как бы упражняясь и предоставляя наши изыскания благосклонному вниманию читателей. Что же мы «измыслили» по этому поводу?

Слово, говорящее о том, что Бог сделался человеком, обозначает тем самым и всю человеческую природу. Ибо имя Адам не было дано существу сотворенному, о котором затем рассказывает Писание. Человек тварный не имеет особого имени, он — человек всеобщий. И потому этим всеобщим обозначением природы дают нам уразуметь, что Провидение и Всевластие Божие распространяется на весь род человеческий с первого дня творения. И не следует приписывать Богу никакой неопределенности в устроении живых существ, но всякое существо получает свою границу и меру от Премудрости Божией. Как индивидуальный человек ограничен размерами своего тела, так что можно измерить количество вещества, содержащегося в нем, так представляется мне, вся полнота человечества заключена в одном теле предвидящей Властью, заключенной в Боге

вселенной — всему этому учит нас слово о том, что Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. Ибо образ этот — не воплощен ни в одной частице природы, и благодать его тоже не привязана ни к одному индивиду среди тех, на кого он взирает, но на весь род человеческий простирается эта сила. Мы имеем указание и на то, что дух обитает одинаково во всем: все обладают способностью мыслить, предвидеть и всеми прочими преимуществами, с помощью которых природа Божия отражается в Своем образе. В этом отношении нет ни малейшей разницы между человеком первого дня творения, и человеком, грядущим в конце веков, ибо равным образом они запечатлены образом Божиим. Вот почему все множество было названо одним человеком, ибо для власти Божией нет ни прошлого, ни будущего, но то, чего ожидаем, заключено вместе с настоящим во всеохватывающей Власти.

И потому вся человеческая природа от первых людей до последних несет в себе образ Сущего. Что касается разделения на мужской пол и женский, то оно было добавлено, как мне кажется, по причине, о коей я говорил...

Об устроении человека, гл. 16 (P.G. 44, 181-185).

2. Святой Григорий Нисский. Всеобщая человеческая природа

...Согласуется ли наше рассуждение с истиной? Сама истина ведает об этом. Что касается нас, то вот что приходит нам на ум.

Повторю вначале то, что было сказано выше. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему». Это следует понять так, что образ Божий достигает своего завершения во всей совокупности человеческой природы. Но Адам еще не был сотворен. Ибо Адам, если верить гебраистам, согласно этимологии слова, означает «созданный из земли». Вот почему Апостол, отлично знающий язык своих отцов, называет человека χοϊκον, коим переводится слово «Адам» на греческий.

И потому человек, сотворенный по образу Божию, есть природа, понятая как целое. Именно она сотворена по подобию Божию. И таким образом был сотворен человек всемогущей Премудростью Божией, что не только часть Целого, но вся природа за один раз обрела свое существование. Ибо Тот, Кто, по слову Писания, как бы держит в руках Своих пределы всякой вещи, и предвосхищает все вещи еще до появления их на свет, ведал и то, до какого числа должен умножиться род человеческий. И предвидел Он также и то, что произойдет: как мы опустимся до более низкого удела, и, утратив в грехопадении нашем то присущее нам достоинство, что делало нас равными ангелам, сольемся с тварью, коей досталась более смиренная участь. Тогда примешал Он к Своему образу некоторые черты зверя. Ибо не следует думать, что в этой блаженной и божественной Природе существует различение полов. Однако, сообщив человеку то, что присуще животным, Бог наделил род человеческий таким способом размножения, который ничуть не соответствовал великолепию первого творения. И поистине эту способность плодиться и производить себе подобных Бог не дал роду человеческому, когда Он сотворил его по образу Своему, но лишь произведя в нем разделение полов, сказал Он: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»995.

Об устроении человека, гл. 22 (P.G. 44, 204-205)

3. Север Антиохийский. На общей могиле

Торжество сие есть поминовение бедняков и чужестранцев, что за долгое время, протекшее до сего дня, окончили дни свои и ныне покоятся в общей могиле как в странноприимном доме, вернув земле свою плоть, слепленную из праха, что была соединена с душою образом Божиим.

Не будем следить лишь за внешним обрядом, но сумеем проникнуть в дух его. Те, кто учредил его, знали, что Христос умер не за тех-то и тех-то, но за всех людей, и что точно так же и воскрес Он для всех... И потому, усвоив заветы своего Господа и провозглашая делами общую пользу от помощи Божией, они объявили, что один раз будут служить поминальную службу и ради всех тех, кто был лишен здесь всяких родственных уз и всякой дружбы по плоти, помышляя о том союзе, который созерцал апостол Павел, когда говорил: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

И потому всей толпою следует нам придти на эту церемонию по причине нашей природной общности и совершить святое погребение тех, кто ушел раньше нас, а те, кто придут позднее, и нам воздадут благодарение... И обычай сей должен напоминать нам, что Христос умер и воскрес за всех, а нам следует поразмыслить о том, что Тот, Кого мы почитаем в бедняках и чужестранцах, есть тот же Христос, что сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Затем, поднявшись на эту высоту, мы должны будем подняться и до той высочайшей мысли, что те мертвые, коими пренебрегают как людьми нестоящими, запечатлены великим достоинством образа Божия. Вспомним же наконец, что и Христос, Кто был богат, обнищал, чтобы обогатить нас Своею нищетой, столь обнищал, что не имел и камня, где преклонить главу, и Тело Его было положено в чужую могилу...

Слово 76 (P.O., t.12, р.136-138); d'apres la traduction de Maurice Briere996.

4. Блаженный Августин. Адам рассеянный и собранный

Он будет судить вселенную по правде». Не часть, ибо не одну только часть приобрел Он. Он должен судить все, потому что за все заплатил выкуп. Вы слышали, что говорит Евангелие: и когда придет, то «соберет избранных Своих от четырех ветров». Он соберет избранных своих от четырех ветров, а значит и со всей вселенной. Ибо самое имя Адама, как не раз говорил я вам, означает по-гречески всю вселенную. Оно состоит из четыре букв: А, Д, А и М. По-гречески же наименование каждой из четырех сторон света начинается с одной из этих букв: Восток называется «Anatole», Запад — «Dysis», Север — «Arctos», Юг — «Mesembria»; из чего получается: «Адам»997. Значит и сам Адам разнесен отныне по всему лицу земли. Пребывавший некогда на одном месте, он пал, как бы разбившись, заполнив своими осколками всю вселенную. Но милосердие Божие отовсюду собрало разрозненные осколки, оно расплавило их в огне любви, оно восстановило их расколотое единство998. Таково дело, которое может свершить Делатель; пусть никто не отчаивается в этом. Дело это безмерно поистине, но поразмыслите, каков же Делатель. Он создал заново то, что создал, и перестроил то, что построил. «Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей»999.

На псалом 95, n.15 (P.L. 37, 1236)

5. Дюран де Менде. Тройная опрокинутая перегородка

Гимн этот — «Слава в вышних» — не только гимн ангелов, но и людей, радующихся тому, что женщина, потерявшая свою драхму, уже зажгла свой светильник, чтобы найти ее, и тому, что пастух, оставивший свои девяносто девять овец, уже отправился на поиски единственной потерянной.

Ибо до рождения Христа было три стены вражды: первая — между Богом и человеком, вторая — между человеком и ангелом, третья — между человеком и человеком. Человек же непослушанием своим оскорбил Создателя, грехопадением — воспрепятствовал восстановлению ангелов; разнообразием своим обычаев — разошелся с самим собой: с одной стороны у иудея были свои предписания, у язычника — его идолопоклонство.

Но вот Мир Наш, явившись внезапно, образовал из трех разрозненных частей единое существо и разрушил разные перегородки. Он избавил человека от греха и примирил его с Богом; восстановил падшее и примирил человека с ангелом1000; Он отменил разнообразие обычаев и тем самым примирил человека с человеком

И потому следует сказать вместе с Апостолом, что Он все небесное и земное соединит под главою Христом. Вот почему пело эти неисчислимое небесное воинство «Слава в вышних Богу», т.е. слава ангелам, которые никогда не грешили и не имели разлада с Богом; и «на земле мир, в человеках благоволение», т.е. мир среди иудеев и язычников «доброй воли», что до Рождества Христова пребывали в раздоре с Богом и с ангелами. Для того-то и приходит ангел, чтобы поговорить с пастухами и возрадоваться вместе с ними, ибо мир водворился между ангелами и людьми. И более, Бог родился человеком: мир водворился между человеком и Богом. Наконец родился Он в яслях для вола и осла, и мир водворился между человеком и человеком, ибо вол изображает народ иудейский, а осел — языческий.

Трактат о Богослужении, 1.4. с. II (ed. de 1672. р.109). СТ. с.33 (р.147-148)1001

6. Кардинал дю Перрон. Спасение единством

Бог по неоценимой Своей благости и непостижимой Премудрости, соблаговолив взять на Себя попечение о том, чтобы подготовить и сопроводить нашу здешнюю жизнь к вечному блаженству, которое Ему угодно обещать и сберечь для нас, избрал для сего способ, наиболее соразмерный великолепию и достоинству Его природы. Будучи единым и началом всякого единства, т.е. будучи Сам единством, Он вместо того, чтобы вести нас к спасению различными и обособленными путями, обязал нас заключить воедино и средства и условия нашего спасения. «Он един, — говорит блаженный Августин (In psalm. 101). — Церковь же составляет единство, и ничто не соответствует Единому, кроме единства». Это значит, что Он не довольствовался тем, чтобы приобрести нас и обладать нами по отдельности как разрозненными и рассеянными подданными, но пожелал, чтобы тот же союз, в коем был заключен завет между Им и нами, тесно сплотил нас — одних с другими — в одну общину, чтобы образовать под властью имени Его своего рода духовное тело, по форме подобное государству или республике. «Иисус умрет за народ, — говорит евангелист Иоанн Богослов, — и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино».

Replique a la Response du Serenissime Roy de la Grand Bretagne (Paris. 1620). Предисловие.

7. Фульгенции Руспийский. Чудо языков

Почему же знаком присутствия Духа Святого явилось то, что принявшие Его заговорили на разных языках? Ибо и сегодня нисходит Святой Дух, те же, однако, кто получает Его, не говорят на всех языках; явное это чудо, коим Дух засвидетельствовал Свое присутствие, не обновляется более.

Следует понять, возлюбленные братья, что именно Духом Святым любовь разливается в наших сердцах. Но коль скоро любовь должна собрать Церковь Божию со всей вселенной, то, что мог сделать один человек, принявший Духа Святого, ныне совершает само единство Церкви: сей человек говорил тогда на всех языках, и сегодня единство Церкви, собранной Духом Святым, говорит на всех языках. И потому, когда спрашивают одного из нас: «Ты получил Духа Святого, почему ж ты не говоришь на всех языках?», — он должен ответить: Конечно же, говорю я на всех языках. Ибо я пребываю в Теле Христовом, т.е. в Церкви, что говорит на всех языках. Разве в присутствии Духа Святого указал Бог на что-то иное, кроме Церкви Его, что однажды должна заговорить на всех языках?1002...

Восславьте же день сей как члены единства Тела Христова. Ибо вы не восславите его тщетно, если и сами вы — то, что восславляете, если принадлежите совместно этой Церкви, которую Бог исполнил Духом Святым и признает Своей, видя, как она возрастает, наполняясь всеми людьми, признанными и ею... Именно вам, представляющим все народы, вам, т.е. Церкви Христовой, членам Христа, Телу Христову, Супруге Христовой сказал Апостол: «Снисходите друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира». Отметьте же: там, где Он повелел нам снисходить друг к другу, упомянул Он и любовь; указав на упование единства, явил Он и союз мира. Таков Дом Божий, построенный из камней живых, который преисполнил всякой радостью Домовладыка его; и гибельность разделений да не оскорбит очей Его.

Проповедь 8 на Пятидесятницу, n.2 et 3 (P.L. 65, 743-744)

8. Пастырь Ерма. Камень от двенадцати гор

— Теперь, господин, — сказал я, — объясни мне значение тех гор, почему они различны и разнообразны по виду.

— Слушай, — говорит он, — эти двенадцать гор, которые ты видишь, означают двенадцать племен, которые населяют весь мир: среди них был проповедан Сын Божий через апостолов.

— Почему же, — говорю я, — они различны и неодинакового вида?

— Слушай: эти двенадцать племен, населяющие весь мир, суть двенадцать народов; и как различны, ты видел, горы, так различны мысль и внутреннее настроение этих народов. Я покажу тебе смысл каждого из них.

— Прежде всего, господин, — говорю я, — объясни мне вот что: когда эти горы так различны, то каким образом камни от них, будучи положены в здание башни, сделались одноцветными и так же блестящими, как и камни, взятые из глубины?

— Потому, — говорит, — что все народы под небом, услышавши проповедь, уверовали и нареклись одним именем Сына Божия; посему, принявши печать Его, все получили один дух и один разум, и стала у них одна вера и одна любовь, и вместе с именем Его они облеклись духовными силами дев. Потому-то здание башни сделалось одноцветным и сияющим, подобно солнцу.

Пастырь, Подобие 9, гл. 17

9. Святой Игнатий Антиохийский. Христианская молитва

Итак, поскольку в вышеупомянутых лицах я узрел все ваше общество в вере и любви, то убеждаю вас, старайтесь сделать все в единомыслии Божием, так как епископ председательствует на место Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов, и диаконы, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и наконец явился видимо. Поэтому все, вступившие в сожительство с Богом, уважайте друг друга, и никто не взирай по плоти на своего ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего, что могло бы разделить вас; но будьте в единении с епископом и председящими, в образ и учение нетления.

Посему, как Господь, без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собою, ни через апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда в любвей и в радости непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляйте из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как бы одного Иисуса Христа, Который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отошел.

Послание к Магнезийцам, гл. 6 и 7.

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|