|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

10. Ориген."Consonantiae disciplia"

Рабы твои сосчитали воинов, которые нам поручены, и не убыло ни одного из них» (Числ. 31, 49).

Здесь не говорится вообще о воинах, из коих ни один не пропал, но только о тех, кто был назван «summa bellatorum». Из них-то не убыло ни одного, между ними нет никакого раздора. Именно о них и было сказано: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не назвал своим, но все у них было общее». Вот «сумма воинов», из коей никого не убыло, и где нет ни единой распри. Захватив в боях множество золота и всяческих украшений, они все это богатство посвящают Богу, т.е. приносят Ему все свои мысли, все свои труды... Я думаю, что говорится здесь о тех, кто со всем тщанием соблюдает завет Господень: «Итак, если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой», — дар воздаяния рук к Богу без гнева и раздора. Таковы те, кто говорит: «Мы сосчитали воинов, которые нам были поручены, и не было ни одного из них. И вот мы принесли приношение Господу».

И потому следует научиться нам науке гармонии (consonantae dasciplina). Как в музыке, если струны настроены гармонично, то инструмент издает пленительный звук модулированной мелодии, если же возникает какое-то разногласие в лире, то и звук, издаваемый ею, будет неприятен и сладость песнопения тотчас увянет, так и те, кто ведут битву за Бога: если среди них есть раздоры и распри, все, что они сделают, будет неугодно Богу и ничто не найдет благоволения в очах Его, даже если они одержат множество побед, даже если возьмут много добычи, даже если они принесут любые дары.

Слово 26 на Числа, n 2 (ed. Baehrens. p. 244-245)

11. Святой Максим Исповедник. Три закона

Существуют три общих закона: закон естественный, закон писаный и закон благодати. Каждый из них обладает своими особыми свойствами и следует собственным путем.

Закон естественный, в том случае, когда чувства не управляют разумом, непосредственно побуждают нас видеть во всех людях как бы родичей наших и приходить на помощь тем, кто терпит нужду; он внушает нам единодушное желание, чтобы счастье каждого заключалось в том, чтобы дать другому то, что он сам бы хотел получить. Этому и научил нас Господь: «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними». Подобное единодушие осуществляется в тех, чья природа подчинена разуму. Один и тот же образ жизни, один склад желаний и чувств приводит их к осознанию разумного единства человеческого естества: единства, в коем нет той разорванности природы, что вытекает ныне из эгоизма.

Что же касается писаного закона, то он начинается с подавления разнузданных импульсов безрассудных, внушая им страх перед наказанием. Он приучает дух к соблюдению неукоснительной правды и самой строгостью своей приходит на помощь закону естествен ному. Ибо под действием времени силы правды, в конце концов, врастают в природу, и любовь к добру мало-помалу преодолевает страх. Так вот человек приводится, наконец, к любви, которая есть полнота закона... Закон писаный или, скорее, полнота писаного закона есть, стало быть, не что иное как закон естественный, что открывает весь свой духовный смысл в социальной взаимопомощи и внутренней сообразности. Поэтому и написано: «возлюби ближнего своего как самого себя», а не только: «поступай с ближним своим, как поступаешь с самим собой», ибо это вторая формула касается существа ближнего, тогда как первая обращена к его духовному блаженству.

Но закон благодати безо всякого посредничества наставляет тех, кого он направляет к подражанию Самому Богу, возлюбившему нас, если можно так сказать, больше Самого Себя... «Нет больше той любви, говорит он нам, как если кто положит душу свою за друзей своих...»

Вкратце скажем, что закон природы есть не что иное как природный разум, подчиняющий чувства, чтобы отвергнуть безумие, по которому совершается разделение тех. кто едины по природе. Писаный закон также есть естественный разум, что, лишив безумие чувств, внушает духовное стремление к согласованности между членами, обладающими одной природой. Наконец закон благодати есть разум, превосходящий природу и неустрашимо преобразующий ее ради ее обожествления...1003

64 вопрос к Фалласию (P.G. 90, 742-748)

12. Бодуэн Кентерберийский. Молитва о братском союзе

Сохрани меня, Господи, сохрани меня от тяжкого греха, коего я так страшусь: от ненависти к любви Твоей. Да не согрешу я против Духа Святого, Который есть любовь, Который есть союз, единство, мир и согласие; да не отделюсь я от единства Духа Твоего, от единства мира Твоего, совершив грех, что не будет отпущен ни в этой жизни, ни в будущей. Сохрани меня, Господи, среди братьев моих и ближних, дабы возвещать мир, от Тебя исходящий. Сохрани меня среди тех, кто сохраняет единство духа в союзе мира.

Братья возлюбленные, позаботимся же со всяким тщанием обо всем, что касается исповедания нашей общей жизни, сохраним единство духа в союзе мира, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, любовию Бога и Отца и причастием Святого Духа. От любви Бога и Отца исходит единство духа; от благодати Господа нашего Иисуса Христа — союз мира; от причастия Святого Духа — то общение, что необходимо всем, кто живет сообща, дабы жизнь их была поистине общей.

...Единство это, что производит в нас любовь Божия, сохраняется в союзе мира благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Он Сам есть Мир наш, связующий два народа в один, и при Рождестве Его пели ангелы: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!», а перед тем, как взойти на небо, Он сказал Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам».

Каков же этот мир, что дан нам Христом и в союзе которого сохраняется единство духа? Это взаимная любовь, которой мы любим друг друга, что не терпит ущерба, если мы едины в речах и не имеем расколов. Блаженный Петр увещевает нас: «Более же всего имейте усердную любовь друг к другу». Что же эта любовь, как не твоя и моя одновременно, когда я говорю о ней с тем, кого люблю?..

Таков и этот закон совместной жизни: единство Духа в любви Божией, союз мира во взаимной и постоянной любви всех братьев, соединение всех благ, и потому любой вид владения изымается из области святой религии. И дабы укрепились в нас эти склонности, и было у нас одно сердце и одна душа и все общее, «благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми нами». Аминь.

Верую, Господи, в Духа Святого, во святую католическую Церковь, в общение святых. Здесь мое упование, здесь мое доверие, здесь вся моя надежность в исповедании веры моей: в благости Духа Святого, в единстве Католической Церкви, в общении святых.

И если мне дано, несмотря на мое недостоинство, Господи, любить Тебя и любить моего ближнего, то сколь же возрастает и мое упование. Ибо я уповаю на то, что в общении любви помогут мне заслуги святых, что они восполнят мои немощи и несовершенства. Слово пророческое утешает меня: «Я видел предел всякого совершенства, но заповедь Твоя безмерно обширна». О любовь, неохватная любовь, сколь велико место обитания твоего, сколь безмерны твои владения!

Дабы не замкнуться нам в себе самих, не будем замыкаться и в границах какой-нибудь одной правды. Любовь простирает наше упование вплоть до общения святых, до причастия воздаяний, но она простирается в будущее, к той славе, что откроется в нас.

Ибо есть три вида причастия: причастие природе, к которому добавляется причастность заблуждению и гневу, причастность благодати и наконец причастность славе; причастностью благодати начинает восстанавливаться причастность природе, откуда исключается причастность заблуждению, но в силу причастности славе причастность природе восстанавливается, достигая совершенства, и причастность гневу исключается полностью, когда Бог отрет всякую слезу с очей своих. И тогда у всех святых будет одно сердце и одна душа, и у всех у них будет общее и Бог будет все во всем. И дабы мы достигли этой причастности, дабы мы собрались воедино, «благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми нами. Аминь».

Трактат о монашеской жизни (P.L. 204, 544-556 et 562)

13. Клодиан Мамерт. Соприсутствие в Боге

Постигнув ныне со всей очевидностью, сколь отдаленным и низшим является телесное видение, ты не даешь сомнениям потревожить тебя, и если, по словам твоим, ты думаешь о твоем отсутствующем друге, то считаешь его отсутствующим, ибо не видишь его в телесном его облике. Однако если он дорог тебе той своей частью, благодаря которой вы суть люди и любите друг друга взаимной любовью, то тогда он для тебя столь же близок, как близок ты сам для себя1004.

И вправду, все то, чем являешься ты, по сути, есть и он. Однако разум — это зрение души. Если же силою своего разума ты видишь себя, то видишь и его, т.е. никого иного как самого себя; ибо если бы он присутствовал там телесно, то дал бы тебе знать о себе обозначениями своего тела. И если, прочитав эти обозначения, ты убедишься, что в действительности перед тобою враг, тогда, разумеется, под действием антипатии душа твоя некоторым образом отпрянет от него, и тогда, пребывая телами в одном месте, как бы в одном материальном моменте, вы отдалитесь друг от друга в силу враждебности воль.

Если так, то не думаю я, чтобы расстояние разъединяло сердца, которые, как мы увидим, могут быть разделены, когда тела находятся в одном месте. Но зато препятствие, которое могут чинить тела соприкосновению душ, незначительно, ибо в телах ищут образ Божий, и не их ищут. Ибо было бы делом жалким и противным истине искать образ Божий, разумея истинного человека в теле его, а не в нем самом. Человека истинного ищут и признают в нем самом, если ищут его в образе Божием. Потому что образ Божий есть всякая разумная душа. И потому тот, кто ищет образ Божий в нем самом, ищет самого себя, равно как и ближнего своего, и тот, кто ища его, находит его в себе, обретает его также и во всяком человеке. Но ты вполне прав, утверждая, что друг твой отсутствует для тебя, ибо в нем ты любишь тело, и ты не можешь любить ничего иного, кроме тела в том, кого ты считаешь лишь телом.

Возлюби Бога твоего и в Боге полюби твоего друга, носящего образ Бога твоего. И пусть он также, любя Бога, полюбит в Боге и тебя. Если ты и он станете искать то, что едино, если обратитесь к единому, то всегда будете один подле другого, ибо утвердитесь в едином. Но для меня равно удивительно, чтобы тела, оказавшись вместе, утратили бы свою разделенность, или чтобы души, собранные в едином, не слились ли бы друг с другом.

De statu animae, L. 1, с. 27: Quod anima саго suo absente etiam corpore spiritu praesens poterit esse» (ed. A. Engelbrecht, p. 97-99)

14. Святой Петр Дамиани. Единство Тела Христова

Даже при служении мессы, сказав: «Memento, Domine, famulorum famularumque tuarum», — священник добавляет затем: «pro quibus tibi offerimus, vel qui tibi offerunt hoc sacrificium laudis» («Помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих, за которых мы приносим или которые тебе приносят эту жертву хваления»). Слова эти ясно указывают, что жертва хваления приносится всеми верными, мужчинами и женщина ми, хотя и кажется, что жертва приносится только одним священником, ибо то, что совершает он руками, собрание верных совершает В духе. Именно это провозглашается словом: «Hanc igitur oblationem servitutis nostrae, sed et cunctae familiae tuae, quaesumus, Domine, ut placatus accipias» («Просим, Господи, чтобы Ты соблаговолил принять приношение служения нашего и всего дома Твоего»). И со всею ясностью обнаруживается то, что жертва, полагаемая на алтаре священником, приносится всем семейством Божиим в целом.

Это единство Церкви облекается Апостолом в ясные понятия, когда он говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело». Столь велико единство Церкви во Христе, что во всем мире есть лишь один хлеб Тела Христова и одна чаша — Крови Его1005. Подобно тому, как есть одна божественная природа Слова Божия, наполняющего весь мир, хотя бы и Тело это освящалось в разные дни и во многих местах, так нет и многих тел, но одно-единственное Тело Христово. И подобно тому, как этот хлеб и это вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, так и те, кто достойно принимают это таинство в Церкви, становятся, несомненно, единым Телом Христовым. Он Сам засвидетельствовал о том, говоря: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

Если же мы суть все единое Тело Христово, хотя и по внешней видимости как будто отстоим в стороне от него, то, мы не можем быть разделены друг с другом, ибо пребываем в Нем. И я не вижу, что может служить препятствием для каждого следовать общему обычаю Церкви, поскольку, благодаря этому таинству единства, мы никогда не бываем разлучены с нею. И вправду, когда во внешнем моем одиночестве я произношу слова, общие для всей Церкви, то тем самым я свидетельствую, что поистине она присутствует во мне духов но. Однако же если я поистине член ее, то ничто не препятствует тому, чтобы я нес служение за всех.

На «Dominus vobiscum», гл. 8 (P.L. 145, 237-238)

15. Гийом де Сен-Тьерри. О тройном Теле Господнем

...Всякий раз, когда благоразумный читатель найдет в книгах нечто, касающееся плоти или тела Господа Иисуса, то да обратится он к тому тройному определению Тела Его и Плоти Его, которое я не мог найти ни в собственных измышлениях, ни представить в моем сознании, но которое я извлек из речений Отцов...

Особо надлежит нам представлять себе эту плоть и это тело, что висит на древе и приносится в жертву на алтаре; особо — плоть Его и тело Его, которые есть Жизнь, пребывающая в том, кто ест его; и, наконец, особо — плоть Его или Тело Его, которое есть Церковь, ибо Церковь также называется плотью Христовой1006...

Мы вовсе не хотим представить Христа имеющим как бы три Тела, подобно басне о пресловутом Герионе1007, ибо Апостол говорит, что Тело Христово одно. Однако различие это утверждается разумом и чувством на том пути, на котором вера созерцает его. Что до самой реальности, то она облекается в незамутненную истину своей простоты. И по сути эта троица Тела Господня не должна быть понята иначе как само Тело Господа, взятое то в Его сути, то в Его единстве, то в Его действии. Ибо Тело Христа, коль скоро принадлежит Ему, всем предается в пищу вечной жизни, и те, кто принимает с верой, должны жить в единстве с ним; и благодаря любви и причастности Его природе должны быть едины с Ним, Главою Тела Церкви1008.

О таинстве алтаря, гл. 12 (P.L. 180, 361-362)

16. Феодор Мопсуестийский. Священник призывает Духа Святого

...Затем священник просит о том, чтобы благодать Духа Святого снизошла на всех здесь собравшихся, дабы соединенные в одно тело символом возрождения, были бы заключены теперь в одно тело причастием Телу Господа нашего, дабы собрались они в единство, связанные взаимными узами, единодушием, миром, ревностным служением. Да убоимся мы, что, взирая на Господа всем духом нашим, мы примем во осуждение причастие Духа Святого, будучи разделены в мыслях, склонны к спорам и ссорам, к ревности и зависти, равнодушные к добрым нравам. Но чтобы оказаться нам достойными воспринять Его, пусть око души нашей обращается к Богу в единодушии, мире, ревности о благе и духе совершенном. И да будем мы столь едины для причастия Святым Тайнам, чтобы через них соединиться с Главой, Господом нашим Христом, ибо по вере нашей мы суть члены Его и благодаря Ему становимся причастниками Божеского естества.

Шестое литургическое слово (по переводу с латинского, с сирийского) de A. d. Rucker. Opuscula et Textus, series liturgica, f.2 (Monasterii, 1933), p.33

17. Фульгенций Руспийский. Единство в троице

Для того, чтобы испрашивать о духовном созидании Тела Христова, что возникает в любви, нет момента благоприятнее того, когда само Тело Христово, которое есть Церковь, подается нам в таинстве хлеба и чаши.

Чаша благословления, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». Потому и молимся мы, дабы той же благодатью, силою которой Церковь стала Телом Христовым, все члены его укреплялись в единстве этого Тела спаянностью любви.

И потому с полным правом испрашиваем мы, чтобы все это совершилось даром того Духа, Который есть единственный Дух Отца и Сына, ибо единство святой природы, равенство и любовь Троицы, которая есть один-единственный истинный Бог, освящает тех, кого Он усыновляет, облекая их единодушием. В неповторимом существе Троицы единство лежит в основе, равенство в родстве, и союз единства и равенства в любви. Никакого разделения этого единства, никакого разнообразия в этом равенстве, никакого неприятия в этой любви. Ни малейшего разногласия, ибо равенство дорого и едино, единство равно и дорого, и любовь едина и равна, и все они естественны и неизменны.

Именно причастием Духа Святого, если можно так сказать, раскрывается единственная любовь Отца и Сына... «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». И единственный Дух Отца и Сына производит в тех, кому он дарует благодать божественного усыновления, то, что соделал он в тех, о ком рассказывает книга Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа». Одно сердце и одна душа — вот что сотворил из этой толпы Тот, Кто есть единственный Дух Отца и Сына, и Кто со Отцом и Сыном есть единственный Бог. Так Апостол говорит о том, что это духовное единство должно заботливо сберегаться в союзе мира: «Итак, я, узник во Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу с любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух». Духа сего теряют те, кто, удаляясь от других, в своей испорченности и гордыне, порывают с единством тела Церкви. На это указывает и апостол Иуда, говоря: «Эти люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа». Также и Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия». Такие люди суть добыча разделений, ибо они не имеют Духа, в котором только члены Христовы сохраняют благословенное единство.

Богу благоприятны только жертвы Церкви, жертвы, которые приносит Ему духовное единство. Ибо истина веры не находит никакого расщепления внутри Троицы, и союз мира сохраняет в любви братское согласие1009.

Мониме, 1, 2, с.11 (P.L. 65, 190-191)

18. Фульгенций Руспийский. Жертва и призыв Духа

Познай же то, в чем заключается приношение жертвы, и ты поймешь, зачем нужна молитва о сошествии Духа Святого.

...Жертва предлагается, по учению апостола Павла, дабы возвещалась смерть Господня и ожило воспоминание о Том, Кто отдал жизнь Свою за нас. Христос умер за нас силою любви Своей, и когда, принося жертву, мы вспоминаем о Его смерти, то испрашиваем о том, чтобы сошествием Духа Святого была нам ниспослана любовь. Мы испрашиваем в наших молитвах, чтобы тою же любовью, подвигнувшей Христа распяться за нас, и мы, воспринявшие Духа Святого, могли бы быть распяты для мира в подражание смерти Господа нашего, дабы взойти нам к обновленной жизни... Бывает так, что все верные, любящие Бога и ближнего своего, даже если и не пьют чашу страданий телесных, пьют чашу любви Господней... Ибо чаша Господня пьется тогда, когда сохраняется святая любовь. Без любви же и предание огню собственного тела ничего не стоит. Однако даром любви поистине надлежит нам быть тем, что мистически мы приносим в жертву. Именно это объясняет нам Апостол, когда, сказав: «Один хлеб и мы многие одно тело», — он добавляет: «ибо мы причащаемся от одного хлеба».

Чтобы просить о том при принесении жертвы, дан нам спасительный пример Господа нашего. Ибо пожелал Он, чтобы мы просили, вспоминая о смерти Его, то же, что и Он, Истинный Первосвященник, испрашивал для нас в час Свой смертный, говоря: «Отче святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы»; и немного позднее добавляет: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенно воедино». Когда мы предлагаем Тело и Кровь Христовы, мы испрашиваем то, что Он испросил для нас, когда он Сам предал Себя за нас. Перечти Евангелие, и ты увидишь, что Искупитель наш, как только закончил Свою молитву, вошел в сад, где схватили Его руки иудеев... Так со всею ясностью показал Он нам, что все, о чем следует нам просить в особенности в момент принесения жертвы — это о том, что Он, Верховный Первосвященник, пожелал испросить в час совершения жертвы собственной. Однако то, что мы испрашиваем — единство наше в Отце и Сыне, — мы воспринимаем в силу единства духовной благодати, которую заповедал нам хранить блаженный Апостол: «Снисходите друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира». И потому мы просим о том, чтобы сошел Дух Святой не в беспредельности Своей божественной природы, но в даре личной любви...

Дух Святой нисходит на зов верных, когда Он благоволит даровать или увеличить дар любви и единодушия. Именно в этой роли мы знаем Его, здесь Он собственно и есть Дух Святой... И потому святая Церковь во время приношения жертвы Тела и Крови Христа молит Его о ниспослании Духа Святого, испрашивает и о даре любви, что позволил бы ей сохранить духовное единство в союзе мира. Потому написано: «сильна как смерть любовь», и для умерщвления ее земных членов она умоляет о ниспослании этой любви, благодаря которой она вспоминает, что Искупитель ее умер за нее. Дух Святой освящает жертву католической Церкви, и потому народ христианский остается в вере и любви, поскольку каждый верный, благодаря дару Духа Святого, вкушает и пьет достойно Тело и Кровь Господни, ибо придерживается правой веры в Бога своего и поступками своими не нарушает единства церковного тела.

Против Фабиана, фрагмент 8 (P.L. 65, 789-791)1010

19. Блаженный Августин. Церковь единственная, град Божий

По исповеданию веры нашей к Троице должна быть присоединена Церковь, как обитателю его дом, к Богу Его храм, к основателю его город. Здесь следует разуметь всю Церковь, не только ту лишь часть ее, что странницей идет по земле от востока Солнца и даже до Запада с новою песней на устах после древнего плена, но и ту, что всегда со дня Творения пребывает на небесах, соединенная с Богом и не испытавшая зла падения. Эта блаженная часть непременно пребывает среди святых ангелов и оказывает щедрую помощь своей странствующей части, ибо из той и другой слагается Град единственный, и обе они, обрученные любовью, соединены общей участью в вечности для поклонения одному Богу1011.

Enchiridion, c.57 (P.L. 40, 258-259)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|