|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|

20. Святой Иларий. "Природное" единство христиан

Вера создает единство среди тех, у кого есть лишь одно сердце и одна душа: одна вера, по Апостолу, как один Господь, одно крещение и упование. Если же благодаря вере, т.е. благодаря природе одной веры, все делаются едины, то как не назвать природным это единство среди тех, кто един благодаря природе единой веры? Все мы рождены вторично для целомудрия, бессмертия, познания Бога, для веры и упования. И если это вещи не могут быть различны сами по себе, есть одно упование, один Бог, один Господь, как одно крещение и возрождение к новой жизни — если же эти вещи едины скорее по согласию, чем по природе, то те, кто возрождаются в них, наделяются и простым единством воли. Но если они рождены вторично для единой жизни и единого бессмертия, благодаря ему они обретают единое сердце и единую душу, то мы не говорим уже о единстве, рождающемся из согласия в тех, кто един в новом рождении в одной и той же природе.

Мы не отстаиваем здесь мнения личного и не выдумываем обманчивого учения, извращая смысл слов, дабы ввести в соблазн наших слушателей: ...Ибо и Апостол учит нас, что это единство верующих проистекает из природы таинств, когда он пишет Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет ни раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе». То, что при таком разнообразии народов, уделов и полов все сливаются в одно, не проистекает ли из согласия воли или единства таинства, от того, что они приняли одно крещение и облеклись в одного Христа? Что же прибавит здесь согласие умов, коль скоро они едины уже тем, что облеклись во Христа, Бога единственного, природу единственного крещения?

Господь молит Отца Своего о том, чтобы все верующие в Него были бы едины, и как Сам Он в Отце, и Отец в Нем. Как можешь ты говорить о «беспристрастности» единства души и сердца по добровольному согласию? Если бы от их воли зависело образовать единство верующих, то Господь, богатый многими словами, мог сказать об этом прямо, и молился бы так: «Отче, как Мы хотим одного, так и они пусть хотят одного, и да будет все едино в этом согласии». Или не ведал Он смысла слов, Он, Кто есть Слово? Он, Кто есть Истина, не умел сказать правды? Он провозгласил во всем их совершенстве истинные и подлинные тайны веры евангельской... Он указал на исток и образец единства для всех учеников Своих, Он молился о том, чтобы как Отец в Сыне и Сын в Отце, точно так же и ученики Его были бы все едины во Отце и Сыне...

Не оставив никакой неясности в умах учеников Своих, Господь добавил: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в нас едино». Ныне спрашиваю я тех, кто говорит нам о единстве воли между Отцом и Сыном, пребывает ли Христос в нас ныне по истине Его природы или по согласию Его воли? Если Слово поистине стало плотью, и если поистине мы вкушаем Слово-плоть на трапезе Господней, то как уверуем мы, что «природно» остается в нас Тот, Кто, родившись человеком, воспринял природу нашей плоти, дабы не отделяться от нее впредь, и соединил природу Своей плоти с природой вечности в тайне плоти Его, которую Он нам сообщает? И мы все едины, потому что Отец во Христе и Христос в нас... И с того времени, когда мы нераздельно соединены в самой плоти Сына Божия, нам следует провозглашать тайну истинного и природного единства.

...Мы не отрицаем, разумеется, единодушия между Отцом и Сыном: еретики в заблуждении своем имеют склонность приписывать нам, что, отвергая простое единство согласия, мы будто бы утверждаем, что они находятся в раздоре. Пусть поймут они хорошенько, что мы не отрицаем единодушия. Отец и Сын едины по природе, по достоинству, по власти, и одна и та же природа не может испытывать противоречивые желания1012...

О Троице, 1.8 (P.L. 10, 241-250)

21. Святой Григорий Нисский. Чистая голубица

Когда совершенная любовь превозможет страх, и страх преобразится в любовь, тогда и все то, что будет спасено, образует совокупно возрастающее единство, пронизанное влечением к единственному Благу; и все окажутся, один в другом, в чистой Голубице. Так мы и понимаем эти слова: «Но единственная — она, голубица моя, чистая моя», и это говорит нам также и сам голос Господень в Евангелии, когда Он возвещает Своим ученикам... что они «будут все едино», соединившись с одним, единственным Благом так, что как бы окруженные единым Духом Святым в союзе мира, все станут одним Телом и единственным Духом.

Но лучше прямо привести эти слова Евангелия Божия: «Да будут все едино: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе». Единство это крепится славой. Однако то, что эта слава есть Дух Святой, не станет отрицать ни одно разумное существо, если поразмыслит над словами Господа: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им». Ибо поистине Он передал им ту же славу, сказав: «Примите Духа Святого». И она есть чистая Голубица, которая взирает на Супруга, говорящего: «Единственная — она, голубица моя, чистая моя»1013.

Слово 15 на Песнь Песней (P.O. 44, 1116-1117)1014

22. Евсевий Кесарийиский. Священническая молитва

Такова эта великая и великолепная молитва, с коей Господь ходатайствует за нас перед Отцом Своим: чтобы мы были с Ним там. где будет и Он. и созерцали славу Его, и Он любил бы нас, как Отец любит Его, и Он даст нам ту же славу, которую Сам получил от Отца, сделает всех нас едиными, чтобы отныне мы не оставались бы множеством, но все были бы едины, соединенные с Богом и причастные славе Царства, не потому, конечно, что мы образуемы как бы смесь внутри одной субстанции, но потому, что совершенствуемся в добродетели, достигшей высоты своей... Итак, став совершенны ми во всякой добродетели, мы войдем едиными в незакатный свет Бога-Отца; став сами светом силою нашего союза с Ним, мы сделаемся сынами Божиими причастием единственному Сыну, чье сияние и слава сообщены нам.

...«Я и Отец — одно», говорит Он: и молился о том, чтобы и мы по примеру Его соучаствовали бы в этом единстве... «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, да будут едино, как Мы едино...» Как Отец и Сын едины в причастии славе, то и Сын, открывая доступ к этой славе Своим ученикам, делает их соучастниками этого единства.

О богословии Церкви, 1.3. с. IX el 19 (P.O. 24. 1042-1043»

23. Ориген. В ожидании нового вина

...Если мы поняли, каков хмель святых и почему он обещан им для радости, то посмотрим теперь, почему Спаситель наш не будет пить вина до того дня, когда будет пить новое вино со святыми в Царствии Божием.

Ныне, когда Спаситель мой отягощен моими грехами, Он не может радоваться, пока я остаюсь в беззаконии. Отчего же не может? Потому что Сам Он — «ходатай за грехи наши перед Отцом», как говорит Иоанн Богослов, любимый ученик Его, - ибо «если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши». Как же может пить вино радости Тот, Кто ходатайствует за мои грехи, когда я огорчаю Его, продолжая грешить? Как же может пребывать в радости Тот, Кто приближается к алтарю, ходатайствуя за меня, грешника, коль скоро сердце Его без конца наполняется грустью о грехах моих? «Буду пить с вами новое вино, — сказал Он, — в Царстве Отца Моего». Но поскольку не споспешествуем мы тому, чтобы войти в Царство Божие, то и не может пить вина сего в одиночку Тот, Кто обещал пить его вместе с нами. И потому столько же пребывает Он в горести, сколько мы в заблуждении. Если уже Апостол Его «оплакивает многих, которые согрешили прежде и не покаялись» в своих преступлениях, то что сказать о Нем Самом, Кого зовут Сыном любви, Кто истребил Себя ради любви к нам, Кто, будучи равен Богу, не искал собственной выгоды, но нашего блага и ради него как бы отрешился от Самого Себя? В поисках нашего блага, не разыскивает ли Он теперь нас, не печется ли больше о наших нуждах, не страждет ли больше от наших заблуждений? Не больше ли оплакивает Он потерю нас, как оплакал Иерусалим: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!»1015. Принявший на Себя наши раны и пострадавший ради нас как врач душ и телес наших, пренебрежет ли нами теперь, видя гниение язв наших? «Ибо смердят, гноятся раны мои, — говорит псалмопевец, — от безумия моего». И потому за всех нас предстает Он ныне пред ликом Господним, за нас ходатайствуя; Он полагает Себя на алтарь, принося Богу умилостивление за нас; вот почему, зная, что Он взойдет на этот алтарь, Он сказал: «отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами но вое вино в Царстве Отца Моего». Он ожидает поэтому, что мы пойдем по Его следам, чтобы возрадоваться с нами и «пить с нами новое вино в Царстве Отца Его». Ныне Господь еще более жалостливый и милосердный, чем Апостол Его, «радуется с радующимися и плачет с плачущими». И тем более плачет Он над теми, кто некогда согрешил и не покаялся. Ибо не подобает думать, что если Павел печалится о грешниках и проливает слезы о тех, кто творит зло, то Господь Мой Иисус удержится от плача, когда окажется перед Отцом Своим. Тот, Кто приходит к алтарю, не пьет вина радости: это означает, что Он вкушает еще горечь грехов наших. И не хочет Он пить один вино в Царстве, ибо ждет нас, чтобы пить его — уже с нами. И пренебрегая своей жизнью, мы тем самым откладываем и радость Его1016.

Он ожидает нас, чтобы пить «плод сей виноградный». О каком же виноградники идет речь? О том, который служит изображением Его Самого. - «Я есмь лоза, а вы ветви». Отсюда и слово Его: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». Ибо поистине Он омыл одежду Свою в крови лозы виноградной. Так чего же ожидает Он? Радости. Сколько же будет Он ждать? До свершения дела Его. Когда же дело это будет завершено? Когда меня, последнего и худшего из грешников, доведет Он до совершенства, ибо пока я не совершенен, дело Его не закончено. Наконец, пока я не покорен Отцу, нельзя сказать, что и Он Сам покорен. Это не означает, что в Нем недостает покорности Отцу, но из-за меня, в коем Он еще не совершил Своего дела, Он оказывается непокорным. Мы читаем, что «вы — тело Христово, а порознь — члены». Что же означает это «порознь»? Я, например, подчинен сейчас Богу в духе, т.е. словах и воле, но коль скоро во мне плоть восстает против духа и дух против плоти, а я не могу подчинить плоть духу, я, несомненно, покорен Богу, но не полностью, а лишь «порознь». Но если мне удастся принудить мою плоть и все члены мои к «согласованию» с духом, тогда я окажусь покорным вполне. Если ты понял, что такое быть покорным порознь и всем своим существом, вернись теперь к тому, что мы говорили о покорности Господа, и посмотри, почему говорится, что все мы — Его тело и Его члены, хотя и есть среди нас такие, кто не пребывают в совершенном послушании, и потому Он сам не пребывает в нем. Но когда завершит Он дело Свое и приведет к высшему совершенству все Свое творение, тогда и Сам Он покорится в тех, кого Он покорил Отцу, и завершит дело, которое препоручил Ему Отец, дабы Бог был всячески во всем1017.

К чему эти слова? К тому, чтобы вразумить нас, отчего Он пьет вино и отчего не пьет. Он пил его до того, как войти в дарохранительницу, до того, как взойти на алтарь, но ныне не пьет его, ибо пребывает в алтаре, где оплакивает наши грехи. И он вновь станет пить его позднее, когда все покорится Ему, и все будут спасены, когда последний враг истребится — смерть, и жертвы за грех станут не нужны. Тогда настанет время радости и веселья, и разъятые кости соединятся, и тогда «скорбь и печаль и горе исчезнут»1018.

* * *

Но не забудем о точности: ведь не только об Аароне сказано, что не пьет вина, но также и о детях его, когда они входят в святилище. Ибо и Апостолы, как и все прочие, еще не получили своей радости: они ждут, когда я приду разделить ее с ними. Да и сами святые, что покидают нас, не получают тотчас полной награды за свои заслуги; они также ожидают нас, хотя мы и запаздываем, хотя мы и едва тащимся. Ибо и они не владеют совершенной радостью, будучи отягощены нашими заблуждениями и оплакивая наши прегрешения Может быть, ты не веришь мне; кто я, в конце концов, чтобы утверждать своею властью столь возвышенное учение? Но я привожу свидетеля, в коем ты не можешь сомневаться, ибо он есть учитель народов в вере и истине, апостол Павел. Он сам в Послании к Евреям, перечислив всех блаженных Отцов, оправданных верою, добавляет: «и все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного; потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». И потому ты видишь, почему Авраам все еще ждет нас, чтобы воспринять совершенное, Исаак также ждет и Иаков, и все пророки нас ждут, дабы войти с нами в окончательное блаженство. Вот почему тайна сия сохраняется до последнего дня, и суд отсрочен до того времени. Ибо есть одно тело, ожидающее оправдания, одно тело, о котором говорится, что оно воскреснет в день суда: «Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: «Ты мне не надобна». Но если глаз здоров и не имеет помех для зрения с того момента, как лишится прочих членов, какая будет у него радость? Или каким может быть его совершенство, если у него нет рук для служения, если ему недостает ног или еще чего-нибудь? Ибо если некая слава первенства принадлежит глазу, то она состоит, прежде всего, в том, что глаз — путеводитель тела, принимающий служение от других членов1019. И мне кажется, этому учит нас пророк Иезекииль в том его видении, когда он говорит, что кости должны приложиться к костям; суставы к суставам, и что нервы, сосуды, кожа и всякая ткань должны вернуться на свое место1020. Посмотри теперь на то, что он говорит далее. Эти кости, — говорит он, — он не говорит, что это все люди, но говорит «эти кости» — суть дом Израилев. Ты получишь радость, когда оставишь эту жизнь, если ты был святым. Но тогда только радость твоя будет полна, когда ни одного из членов не будет недоставать твоему телу. Ибо и ты будешь ждать других, как ожидали тебя самого.

Что до тебя, кто — лишь частица, то радость не будет полной, пока не будет хватать других частиц, и сколь более по праву полагает Господь и Спаситель наш, Глава и Создатель всего этого тела, что радость Его еще не совершенна, пока недостает каких-то членов Его телу1021. И, может быть, оттого и обращается Он с молитвой к Отцу Своему: «И ныне прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Значит, не хочет Он без тебя получать совершенной славы, без тебя, т.е. без Своего народа, который есть Тело Его и члены Его. Ибо Он хочет в этом теле Своей Церкви и в этих членах Своего народа обитать подобно душе, дабы управлять всеми их движениями и поступками, чтобы исполнилось в нас слово Пророка: «И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». Ныне пока мы еще далеки от совершенства, пока мы пребываем в грехах, Он пребывает в нас лишь частично, и вот почему мы отчасти знаем, отчасти пророчествуем, чтобы через то или иное из наших достоинств достичь той меры, о которой говорит Апостол: «Уже не я живу, а живет во мне Христос». И потому лишь частично, как говорит Апостол, мы ныне суть Его члены, частично мы суть кости Его. Но когда кости соединятся с костями и суставы с суставами, как мы говорили выше, тогда и Сам Он произнесет о нас: «Все кости мои скажут: Господи, кто подобен Тебе?» Ибо все эти кости говорят; они поют гимн и благодарят Бога, вспоминая о Его благодеянии: «Господи, кто подобен Тебе? Избавляющемy слабого от сильного». И об этих костях, что были еще рассеяны, пока не пришёл Тот, Кто должен будет собрать и соединить их, говорит и это пророчество: «Кости наши были рассеяны по берегу ада». И поскольку они были рассеяны, то другой пророк говорит: «И стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я, и вот, жилы были на них, и плоть выросла и кожа покрыла их сверху». Когда это совершится, тогда «все эти кости скажут: Господи, кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного?» Ибо каждая из этих костей была слаба и сражена рукою сильнейшего. Ибо не было сустава любви, не было нервов терпения, духа жизни и крепости веры. Но как только пришел Тот, Кто должен собрать рассеянные члены и соединить расчлененное, приложив кость к кости и сустав к суставу, то принялся за построение святого тела Церкви1022.

Может быть, сказанное представляет отступление от темы, но необходимо было объяснить это, чтобы увидеть яснее, почему мой Первосвященник входит в святая святых, и почему Он не пьет там вина, пока не исполнит своего священнического служения. После этого, однако, он вновь пьет вино, но вино новое, новое вино на новом небе и новой земле, в Новом человеке с новыми людьми, поющими новую песнь. Теперь ты видишь, что невозможно, чтобы новая чаша от нового виноградники принималась бы тем, кто еще облачен в ветхого человека со всеми его делами. Ибо никто, как говорят, не вливает нового вина в ветхие мехи. Если же и ты хочешь пить это новое вино, обнови себя и скажи: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».

Слово 7 на «Левит», п.2 (ed. Baehrens, p.374-380)

24. Святой Григорий Нисский. Когда Сын покорится

Когда подобно первым из людей, мы будем освобождены от зла, то и вся целокупность природы, смешавшись со своими первенцами и став одним неразрывным телом, откроется лишь владычеству одного блага; и все тело природы нашей, сообразовавшись в гармонии с нетленной природой Божией, войдет через нас в это послушание, называемое покорностью Сына, той покорностью, что покоряет тело Его Тому, Кто дарует нам благодать... Принимая нас, Он де лает нас едиными в Себе как членов тела Своего, дабы все мы ста ли одним телом. Тот, Кто соединяет нас с Ним, и Сам соединяется с нами, делаясь с нами во всем единым, так что все наше становится и Его. Однако высшее наше благо станет послушанием Богу с того времени, когда всякая тварь соединится в гармонии с Ним. Христос, стало быть, с Собою связует то послушание, которое все тело Его предаст Отцу.

Пусть никому не покажется объяснение это странным. Не имеем ли и мы обычая передавать языком нашим нашей душе то, что делает наше тело?..

Соединяя людей Собою, Он соединяет их с Отцом по слову Своему: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». И все последующее согласуется с этим словом: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им»; под славою же Своею разумеет Он, думаю, Духа Святого, Коего в дыхании Своем Он передал ученикам. Ибо те, кто разделены между собою, могут объединиться лишь единством Духа, но «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Дух же есть слава, о которой Иисус говорит Отцу: «И ныне прославь Меня, Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». До начала времени не было ничего, кроме Отца, Сына и Духа, и потому слава эта есть Дух. Потому и говорит Он: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им», чтобы благодаря ей — благодаря Духу — они были едины со Мною, а во Мне и с Тобой1023.

Трактат на слова: «Тогда и Сам Сын покорится»

(P.G. 44. 1? 16-1321)

25.Юлиания Норвическая. Духовная жажда Иисуса

...Духовная жажда Христа будет утолена. Это означает, что упрочится ревностное желание любви, что продлится оно вплоть до того, пока мы не засвидетельствуем о ней на Страшном Суде; ибо избранники, что станут радостью и счастьем Иисуса на всю вечность, отчасти еще пребывают здесь, а после нас придут другие. И потому у него есть горячее желание обладать всеми нами в Нем ради счастья Его — по крайней мере, так кажется мне.

Он есть блаженство совершенное и бесконечное, что не может быть ни увеличено, ни уменьшено, ибо Он — Бог. Но став человеком и восприняв природу Его, Он пожелал пройти через все скорби и саму смерть... Ныне Христос как Глава наша прославлен и не может страдать более. Однако в мистическом Своем теле Он еще не вкушает полной славы. И постоянно Он переносит то желание и ту жажду, которую ощущал на Кресте, и, думается мне, мучится ими всю вечность. И так будет продолжаться до того дня, пока последняя спасенная душа не войдет в вечное блаженство.

Эта духовная жажда сохранится в Иисусе пока мы, привлеченные Его блаженством, будем испытывать нужду в ней.

Откровения божественной любви, гл. 31

26. Арнольд Брешианский. Возрастание Тела Христова

...Уверуем сердцем и исповедаем устами, что невидимая сила Христа, действующая в видимом служении священника, сотворяет из этого хлеба истинное Тело Самого Христа... Уверуем и в то, что все те, кто был возрожден водою и Духом, когда они принимают эту пищу, облекаются в Самого Христа... Ибо, так говорит Апостол, «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос» (I Кор. 12, 12) Несомненно, об этом человеке говорит Павел в другом месте: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного» (Еф. 4, 13), и потому Он не говорит о «совершенных мужах», но о «муже совершенном». В этом муже Голова принадлежит Тому, Кто родился от Девы Марии, Кто умер и воскрес; члены же суть избранники от начала до конца веков.

И как у нас голова служит средоточием всех чувств и самого разума, тогда как остальное тело обладает лишь осязанием, таков, по слову Апостола, и Тот, Кто есть глава наша: в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3). И еще, - «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). И как бы в подтверждение этой аналогии немногим ранее он пишет: «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1, 18). Кроме того, Павел говорит и о членах: «Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4, 7). О себе самом, поистине подлинном члене этой главы, он говорит: «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1, 24), называя Христовыми те скорби, которые испытывает сам. Ибо Христос страдал в Павле, был распят в Петре, Петр и Павел были во Христе гражданами неба: «Наше же жительство — на небесах» (Фил. 3, 20). И в другом месте с еще большим доверием, «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2, 5-6). Вот чудо! Бичуемый на земле ангелом Сатаны, и все же по воскресении Своем сидящий со славою на небесах со Христом! Но говоря об этом, он разумеет союз, царящий между согласованными членами, о чем еще яснее указывает другой отрывок: «Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. XII. 26).

Сам Господь в Своем Евангелии нередко учит тому же самому: Так, когда Он говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин. 15, 5), или:

если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24)1, то что же подразумевает Он в этих сравнениях, как не согласованность всех соединенных членов? Он Сам соблаговолил даровать ее им, ибо по великой благости дал им разделить славу Свою...1024

К тому же приводит нас и видение царя Навуходоносора: он увидел небольшой камень — это был Христос, — который оторвался от горы без содействия рук, — как Христос был рожден без семени человеческого, — и сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2, 34-35). Оторвавшийся от горы камень вырос и стал горой, потому что это тело, воспринявшее лишь малую частичку из всей массы рода человеческого, благодаря наплыву верных со всех концов земли, разрастается до громадных размеров и не останавливается в росте вплоть до конца времен, пока не покроет собою всю землю1025.

Стало быть, Тело это достигло полной и совершенной славы во Главе своей, Прославлено оно и в некоторых из членов, о которых написано: «и многие тела усопших святых воскресли... и явились многим» (Мф. 27, 52-53), тех, кто ныне блаженно покоится на небе. Однако страждет оно еще в других Своих членах и прежде всего в тех из них, кто влачит эту смертную жизнь и пребывает еще в теле сем как в темнице. И потому говорится: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 23). И среди членов этого огромного и поистине гигантского Тела (ибо недаром поется в Псалме: «и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще»

— Пс. 19, 6) есть и такие, кто, очистившись от всякой скверны, пребывая в славе небесной, еще твердо уповают на то, что блаженство их возрастет, когда в конце времен тела их наконец воскреснут и в совершенной гармонии друг с другом войдут в жизнь вечную.

Может быть, именно это разнообразие частей, из коих столь великолепно сложено это Тело, подразумевает псалмопевец, когда в Духе произносит эти слова: «стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Кто же эта царица как не супруга того Царя, о котором говорится далее: «И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой» (Пс. 45, 10, 12)?

Царь сей есть Бог ее, Супруг ее и Глава. Она же есть Церковь Его. По природе прислужница Его, она благодатью стала Его Супругой и Телом Его; так совершилось таинство, обещанное от начала мира: «и будут (два) одна плоть». И она окружена множеством различных членов: одни из них — царствующие и веселящиеся, другие

— страдающие, сеющие слезы и ожидающие искупления тел своих. Но такое не продлится вечно, иначе нельзя было бы и вообразить ничего более жалкого. Так сколько же времени, до каких пор? Пока Царь останется распростертым на ложе Своем, Он, конечно же, медлит, но непременно придет. Когда же Он явится, Тот, Кто есть жизнь царицы, то и она вместе с Ним предстанет в славе своей. И тогда разнообразие ее упразднится, ибо смерть будет поглощена победою, и все тело облечется в блаженное бессмертие, и все члены, уподобившиеся Главе, возрадуются в общем единодушии и славе, присущей одновременно каждому и всем вместе, утопающим в сиянии друг друга. Тогда Господь Иисус вручит Царство Богу и Отцу и, сокрушив всякое начальство и силу, явит перед Собой Церковь Свою, не имеющую пятна или порока или чего-нибудь подобного, и Бог станет всяческая во всем.

Adel.manni ex scholastico Leodiensi episcopi Breixiensis de Efucharistiae sacramento ad Berehgarium epistola1026 (ed R.Heurtevent. Durand de Troarn et les des 1'heresie berengarienne, 1912, p.298-302).

27. Курно. Исторический характер Библии

Другие религии древности не имели в собственном смысле исторической родины, и хотя, естественно, у них была собственная история, какая есть у всякой секты и всякого человеческого установления, они все же не вели начала от истории как таковой; в свои священные тексты, если они обладают ими, они включают лишь космогонии и мифы. И, напротив, нет ничего более величественного, более простого и более краткого, чем космогония священных книг еврейского народа. И генеалогические повествования, что следуют за ними, если и не обладают характерными чертами истории, приближаются к ней более, чем какие-либо иные повествования того же жанра. И, наконец, то, чего нет нигде в ином месте: книги национальной истории, которые проверяют памятники иноземных историй и служат в свою очередь для их проверки, входят своей основной и весьма значимой частью в канонические книги. Позднее, по мере того, как судьбы евреев смешивались с судьбами великих империй древности, они соединяли с революциями в этих империях свои пророчества и упования конца времен и даже в грезах угнетенного народа пробивалась и развивалась идея планомерности исторических событий.

Traite I'enchainement des idees fondamentales dans les sciences et dans l'histoire, ed. Hachette, 1911, p.655-656.

28. Руперт из Туи. Лествица Иаковля

В эту Рождественскую ночь перед служением двух месс нам читают рассказ Евангелиста Матфея о родословной Христа. Таков традиционный обычай в святой Церкви, не лишенный прекрасных и таинственных оснований. Ибо поистине в евангельском чтении, совершающемся глубокой ночью, устроители богослужения нашего усматривали ту лестницу, которую видел ночью спящий Иаков. На верху этой лестницы, касающейся неба, предстал Иакову, опираясь на нее, Господь и обещал ему в наследие землю для потомства его, и тогда во исполнение отеческого приказа и ради обеспечения потомства, он принял супругу из дома родственника отца его и матери его... Однако мы знаем, что все это было прообразом. Что же изображала эта лестница, на вершине которой явился Господь, как не то потомство, от коего должен был произойти Иисус Христос, о котором святой евангелист так повел свой божественный рассказ, что через Иосифа оно достигло самого Христа? И на этого Иосифа опирался Младенец-Господь...

Вратами неба — вратами, которых высшая ступенька лестницы, разумею блаженного Иосифа, касается в силу своего супружеского достоинства, — вратами неба, говорю я, т.е. блаженной Девой, Господь наш вошел к нам малым ребенком с младенческим плачем. Он сошел, опираясь на лестницу, тем путем, о коем я говорил выше. Мы говорим о Том, Кто в знак великого благословения обещал нам наше спасение, т.е. спасение язычников; вернее, мы видим Его уже исполнившим Свое обетование. Ибо во сне сказал Иакову Господь: «и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные». И все сие совершилось в Рождестве Христовом.

Памятуя обо всем этом, не без умысла ввел божественный евангелист в родословную Христа Раав блудницу и Руфь-Моавитянку; ибо он предвидел, что Христос во плоти пришел не для одних евреев, но также и для язычников, ибо и среди язычников соблаговолил Он взять матерей Своих. Так и Давид говорит: «Упомянут знающим меня о Рааве и Вавилоне», т.е. о всей полноте перемешанных народов. Ибо Раав в действительности означает «полноту», а Вавилон «смешение»1027. Так и Исайя говорит в своем пророчестве о Моаве: «Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона». Это все равно как если бы он сказал открыто: «Господи, Ты пошлешь Христа, Агнца Твоего, к народу языческому, дабы Израиль по плоти не хвалился бы Им как своим достоянием, сей Израиль, от чувств которого Он открыто отвращался, и Ты возьмешь сего Христа от язычников, чтобы послать Его на гору дочери Сиона». Камень этой пустыни означает Руфь Моавитянку. что, встав на скалу твердой веры, забыв свой народ и отеческих богов, пришла с Ноэмью и, соединившись с Воозом из Вифлеема, родила Овида, предка царя Давида, и так оказалась среди предков Спасителя нашего1028.

Происшедшие из двух народов — еврейского и языческого — древние Отцы, поставленные на разные ступени, поддерживают Христа-Господа, сходящего с высоты небес, и все святые Ангелы восходят и нисходят по ним. И все избранники следуют вначале путем нисхождения, дабы смиренно воспринять Воплощение Господа, а за тем восхищаются к созерцанию славы Его божественности. О том же говорит и слово Самого Господа: «истинно, истинно, говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому», т.е. поддержанные и вознесенные Сыном Человеческим, вы увидите святых, восходящих к Богу, вы увидите разомкнутыми засовы неба Искуплением Сына Человеческого. Но дабы взойти к Нему, они смиренно нисходят вначале поклониться Кресту и страстям.

Именно это двойное движение нисхождения и восхождения подразумевают евангелисты Лука и Матфей, когда один из них, Матфей, устанавливает родословную Иисуса по нисходящей линии, тогда как другой, Лука, по восходящей1029. Ибо Бог стал человеком, огласив ясли младенческим плачем, собственным примером призвал нас к уничижению, однако после Крещения Своего, Он, источая вокруг Себя чудеса, возвышает тех, кто уничижали себя вслед за Ним, при общая их славе Своей божественной природы1030.

De divinis offieiis. 1.3. c. IX (P.I.. 170. 75-77) (Написано в 1111 г.)1031

29. Ориген. Вода Мерры

"Пришли в Мерру и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горькая, почему и наречено тому (месту) имя: Мерра... И Господь показал (Моисею) дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою" (Исх. 15, 23-25).

Питье Закона горькое, весьма горькое... Но когда Бог укажет дерево, которое следует бросить в эту горечь, чтобы сделать ее сладостью, тогда можно будет пить...

Соломон говорит нам, что это за дерево, когда он называет его мудростью — «древо жизни для тех, которые приобретают ее» (Прит. 3, 18). Если же дерево мудрости — Христос — полагается в Закон, ука-зуя нам, как следует понимать обрезание и субботу, как должны соблюдаться постановления о проказе, как следует различать чистое и нечистое, то вода Мерры становится сладкой, горечь Закона прелагается в сладость духовного постижения, и народ Божий может утолить свою жажду.

Ибо если все это не истолковать в духе, то значит тотчас отвергнуть и народ, оставивший идолов и обратившийся к Богу, разумея по-новому предписания о жертвах; он не может пить, он ощущает здесь что-то горькое и терпкое...

И потому для того, чтобы эту воду Мерры можно было пить, Бог указывает на дерево, которое нужно в нее бросить, дабы тот, кто будет ее пить, не погиб и даже не ощутил горечи. Потому и получается так, что если кто-то захочет выпить Закон по букве его, без «древа жизни», т.е. без Тайны Креста, без веры во Христа, без духовного разумения, то невыносимая горечь этого напитка умертвит его. Зная это, апостол Павел говорил, что «буква убивает», что явно и означало то, что вода Мерры смертельна, если пить ее до того, как она претворена и обращена в сладость1032.

Im Exodum. hom. 7, п. 1 (Baehrens, p. 205-206)

|< в начало << назад к содержанию вперед >> в конец >|