ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Другие богослужения
Статья первая
Сакраменталии
(священнодейственные обряды)
«Святая Матерь Церковь установила сакраменталии (священнодейственные обряды). Это - священные знамения, которыми по некоему подобию таинств, обозначаются и по молитве Церкви воспринимаются главным образом духовные плоды. Через них люди получают расположение к принятию главнейшего действия таинств, и освящаются различные жизненные обстоятельства»1. |
|
Они установлены Церковью для освящения некоторых служений Церкви, некоторых состояний жизни, самых разнообразных обстоятельств христианской жизни, равно как и употребления вещей, полезных человеку. Согласно пастырским решениям епископов, они могут также отвечать потребностям, культуре и истории, присущим христианскому народу того или иного региона или той или иной эпохи. Они непременно содержат молитву, часто сопровождаемую определенным знаком - таким, как возложение рук, крестное знамение, окропление святой водой (напоминающее Крещение). |
|
Они связаны со священством крещеных: каждый крещеный призван быть «благословением»2 и благословлять3. Поэтому миряне могут предстоятельствовать на некоторых церемониях благословения4; чем больше благословение касается церковной и сакраментальной жизни, тем более подобает, чтобы его возглавлял рукоположенный священнослужитель (епископ, пресвитер или диакон5). |
|
Сакраменталии не дают благодати Святого Духа, как таинства, но церковной молитвой они подготавливают к ее принятию и располагают человека к сотрудничеству. «У верующих, имеющих должное расположение, почти каждое жизненное событие освящено божественной благодатью, проистекающей из Пасхальной тайны Страстей, смерти и Воскресения Христа, от Которого черпают свою силу все таинства и сакраменталии; почти всякое достойное использование материальных вещей может быть направлено к освящению человека и прославлению Бога»6. |
|
В числе сакраменталий, прежде всего, находятся благословения (людей, пищи, предметов, мест). Всякое благословение есть хвала Богу и молитва об обретении даров Его. Во Христе христиане благословляются Богом Отцом «всяким духовным благословением в небесах» (Еф 1,3). Поэтому Церковь дает благословение, произнося имя Иисуса и сотворяя обыкновенно святое знамение Креста Христова. |
1671 |
Некоторые благословения имеют длительное действие: их действие - посвящение человека Богу или предназначение для литургического использования определенных предметов или мест. Среди благословений людей, которые не надо смешивать с таинством Священства, имеют место благословение настоятеля или настоятельницы монастыря, посвящение дев, обряд принятия монашеских обетов и благословение на некоторые формы служения Церкви (чтецов, аколитов, катехетов и т.д.). В качестве примера благословения предметов можно привести освящение или благословение церкви или алтаря, благословение елея, священных сосудов или литургических облачений, колоколов и т.д. |
|
Когда Церковь требует гласно и авторитетно именем Иисуса Христа, чтобы человек или предмет был защищен от напастей лукавого и вырван из - под его власти, речь идет об экзорцизме. Иисус изгонял бесов7, и от Него Церковь получила власть и обязанность совершать это8. В упрощенной форме экзорцизм производится при совершении Крещения. Экзорцизм торжественный, называемый «великим экзорцизмом», может совершаться только священником и с разрешения епископа. К нему надо приступать осторожно, строго соблюдая правила, установленные Церковью. Экзорцизм направлен на то, чтобы изгнать бесов или освободить от бесовского влияния духовной властью, доверенной Иисусом Его Церкви. Совсем иное дело - болезни, в особенности психические, лечение которых относится к области медицины. Поэтому важно, прежде чем совершать экзорцизм, убедиться в том, что действительно речь идет о присутствии лукавого, а не о болезни9. |
|
Помимо литургии таинств и сакраменталий, катехизация должна принимать во внимание формы благочестия верующих и народной религиозности. Религиозное чувство христианского народа во все времена находило выражение в разнообразных формах благочестия, окружающих сакраментальную жизнь Церкви, - таких, как почитание мощей, посещения святынь, паломничества, процессии, Крестный путь, религиозные танцы, Розарий, медальоны и т.д.10 |
|
Эти выражения народного религиозного чувства продолжают литургическую жизнь Церкви, но не заменяют ее: «Они должны быть так упорядочены, чтобы быть в созвучии с богослужением, из него неким образом проистекать, к нему приводить народ, ибо по своей природе богослужение далеко превосходит их»11. |
|
Чтобы служить опорой и поддержкой народной религиозности и в случае необходимости очищать и направлять религиозное чувство, из которого вырастают эти формы благочестия, а также развивать познание тайны Христа, необходима пастырская мудрость. Практика форм народного благочестия подчинена суждению и руководству епископа, так же, как общим правилам Церкви12. |
1676 |
Народная религиозность есть, в основном, совокупность ценностей, которая с христианской мудростью отвечает на главные вопросы человеческого существования. Народный католический здравый смысл состоит в способности создания экзистенциального синтеза. Именно так он способствует тесному и творческому переплетению божественного и человеческого, Христа и Марии, духа и плоти, общности и институции, личности и общины, веры и родины, разума и чувства. Мудрость эта есть христианский гуманизм, с силой утверждающий достоинство каждого человека как сына Божия, устанавливающий основополагающее братство, учащий встрече с природой и пониманию сущности труда, и дающий смысл жизни в радости и добром расположении духа, даже среди жизненных тягот. Эта мудрость является для народа также основой разумного мышления, евангельским инстинктом, позволяющим спонтанно распознать, когда служение Евангелию в Церкви стоит на первом месте, а когда, наоборот. Евангелие лишается своего содержания и заглушено другими интересами13. |
|
Коротко |
|
Сакраменталиями, или священнодейственными обрядами, называют священные знаки и обряды, установленные Церковью, цель которых заключается в том, чтобы подготовить людей принять плоды таинств и освятить различные обстоятельства жизни. |
|
Среди сакраменталий важное место занимают благословения. В них входит хвала Богу за Его дела и дары и одновременно ходатайственная молитва Церкви, чтобы люди могли воспользоваться дарами Божиими в духе Евангелия. |
|
Помимо литургии, христианская жизнь питается разнообразными формами народного благочестия, укорененными в разных культурах. Церковь поддерживает формы народного благочестия, выражающих евангельский инстинкт и человеческую мудрость и обогащающих христианскую жизнь, и одновременно заботится о том, чтобы освещать их светом веры. |
Статья вторая
Христианское погребение
Все таинства, и в особенности таинства христианского посвящения, имели целью последнюю Пасху чада Божиего - ту, которая через смерть вводит его в Жизнь Царства. Тогда исполняется то, что он исповедовал в вере и надежде: «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века»14. |
1680 |
Христианский смысл смерти открывается в свете Пасхальной тайны смерти и воскресения Христа, на Котором основана наша единственная надежда. Христианин, умирающий во Христе Иисусе, «исходит из тела и водворяется у Господа» (ср. 2 Кор 5,8). |
|
День смерти для христианина - по окончании его сакраментальной жизни - есть завершение его нового рождения, начатого Крещением, окончательное «уподобление» «образу Сына», дарованное помазанием Духа Святого, и участие в Пире Царства, предваряемом в Евхаристии, даже если он еще нуждается в окончательном очищении, чтобы облечься в брачные одежды. |
|
Церковь, которая как Мать таинственно носила христианина в лоне своем в течение его земного паломничества, сопровождает его и в конце пути, чтобы передать его «в руки Отца». Она отдает Отцу - во Христе - чадо благодати Его, и исполненная упования, полагает в землю семя тела, которое воскреснет во славе15. Это приношение совершается во всей полноте в Евхаристической жертве; благословения, которые ему предшествуют и которые следуют за ним, относятся к сакраменталиям. |
|
Христианское погребение не преподает усопшему ни таинства, ни сакраменталии, ибо он находится уже «по ту сторону» домостроительства таинств. Тем не менее, оно представляют собой богослужение Церкви. Священнослужение Церкви должно выразить здесь действенное общение с усопшим, а также способствовать участию в нем общины, собравшейся для совершения обряда, и возвестить ей жизнь вечную. |
|
Различные погребальные обряды выражают Пасхальный характер христианской смерти и соответствуют ситуациям и традициям каждого региона, в том числе и в вопросах, касающихся цвета литургических облачений16. |
|
Чин погребения (Ordo exsequiarum) римской литургии предлагает три вида совершения обряда, соответствующие трем возможным местам, где он происходит (дома, в церкви или на кладбище), а также согласно важности его для семьи, местным обычаям, культуре и народному благочестию. Порядок погребения, впрочем, схож во всех литургических традициях и содержит четыре основных момента. |
|
Встреча общины. Богослужение открывается приветствием в вере. Близких усопшего встречают словом «утешения» - в том его смысле, который содержится в Новом Завете: силы Духа Святого в надежде17. Молящаяся община, которая собралась, ждет также «слова жизни вечной». Смерть члена общины (или годовщина ее, седьмой или тринадцатый день18) - это событие, которое должно заставить выйти за пределы «мира сего» и увлечь верующих в истинную перспективу веры в Христа воскресшего. |
|
Литургия Слова во время погребения требует тем более внимательного приготовления, что среди собрания по такому случаю могут находиться верующие, не очень усердные в посещении богослужений, а также друзья покойного, не являющиеся христианами. В частности, в проповеди следует избегать «литературного жанра надгробной хвалы»19 и показать тайну христианской смерти в свете воскресшего Христа. |
|
Евхаристическое Жертвоприношение. Когда отпевание совершается в Церкви, Евхаристия есть центр Пасхальной реальности христианской смерти20. Именно тогда Церковь выражает свое действенное общение с покойным: принося Отцу в Духе Святом Жертву смерти и Воскресения Христа, она просит Его, чтобы Его чадо было очищено от грехов и от их последствий и было принято в Пасхальную полноту трапезы Царства Небесного21. В совершаемой таким образом Евхаристии община верующих, и в особенности семья покойного, учится жить в общении с тем, кто «почил в Господе», причащаясь Телу Христову, живым членом Которого он является, молясь затем за него и вместе с ним. |
|
Прощание с покойным есть (во многих романских языках прощание —«adieu», «adio», adiόs» — буквально означает «к Богу») есть «вручение его Богу» Церковью. Это «последнее прощание, через которое христианская община обращается к одному из своих членов, прежде чем его тело будет положено в могилу»22. В византийской традиции это прощание выражается в последнем целовании усопшего: |
1690 |
В этом последнем приветствии «мы поем об уходе его из этой жизни и о разлучении с ним, но также потому, что существует общение с ним и воссоединение. И правда, - умерши, мы вовсе не разделены друг с другом, ибо все мы проходим один и тот же путь, и мы встретимся в одном и том же месте. Мы никогда не будем разлучены, ибо мы живем для Христа и теперь мы соединены со Христом, идя к Нему (...), мы все во Христе будем вместе»23. |
к содержанию | ||
1
SC 60; ср. CIC кан. 1166; ССЕО кан 867. 2 Ср. Быт 12, 2. 3 Лк 6, 28; Рим 12, 14, 1 Петр 6, 9. 4 Ср. SC 79; CIC кан. 1168. 5 Ср. О благословениях (De Benedictionibus) 16; 18. 6 SC 61. 7 Ср. Мк 1, 25. 8 Ср. Мк 3, 15; 6, 7.13; 16, 17. 9 Ср. СIС кан. 1712. 10 Ср. II Никейск. Соб.: DS 601; 603; Трид. Соб.: DS 1822. 11 SC 13. 12 Ср. СТ 54. 13 Документ в Пуэбле; ср. EN 48. 14 Никео-Константинопольский Символ веры. 15 Ср. 1 Кор 15, 42-44. 16 Ср. SC 81. 17 Ср. 1 Фес 4, 18. 18 Прим. пер. — В византийской традиции — третий, девятый и сороковой дни. 19 Чин погребения 41. 20 Ср. там же 1. 21 Ср. там же 56. 22 Там же 10. 23 Св. Симеон Солунский, О чине погребения. |
к содержанию |