ГЛАВА ВТОРАЯ
Таинства исцеления
В таинствах христианского посвящения человек обретает новую жизнь во Христе. Однако мы несем эту жизнь «в глиняных сосудах» (2 Кор 4, 7). Теперь она еще «сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3, 3). Мы еще в нашем «земном доме» (2 Кор 5, 1), подверженном страданиям, болезни и смерти. Эта новая жизнь чада Божия может быть ослаблена или даже потеряна из-за греха. |
|
Господь Иисус Христос, врачеватель наших душ и тел, отпустивший грехи расслабленному и вернувший ему телесное здоровье1 , пожелал, чтобы Церковь Его продолжала, силой Духа Святого, Его дело врачевания и спасения - даже по отношению к своим собственным членам. В этом - цель двух таинств исцеления: таинства Покаяния и Елеосвящения (Елеопомазания больных). |
Таинство Покаяния и Примирения
«Приступающие к таинству Покаяния получают милосердием Бога отпущение содеянного перед Ним согрешения и в то же время примиряются с Церковью, которой, согрешая, они нанесли раны и которая своей любовью, примером и молитвами содействовала их обращению»2. |
1422 |
Оно называется таинством обращения, потому что сакраментально осуществляет призыв Христа к обращению3, возвращение к Отцу4, от Которого человек отдалился через грех. |
1423 |
Оно называется таинством Покаяния, ибо оно освящает личный и церковный шаг к обращению, раскаянию и удовлетворению согрешившего христианина. |
|
Оно называется таинством исповеди, потому что признание, исповедь грехов перед священником есть существенный элемент этого таинства. В глубоком смысле этого слова - это таинство есть также «исповедание», признание и прославление святости Божией и Его милосердия к грешному человеку. |
1424 |
Оно называется таинством прощения, потому что через отпущение (разрешение) грехов, которое дает священник в таинстве, Бог дарует кающемуся «прощение и мир»5. |
|
Оно называется таинством Примирения, потому что дает грешнику примиряющую любовь Божию: «Примиритесь с Богом» (2 Кор 5, 20). Тот, кто живет милосердной любовью Божией, готов ответить на призыв Господа: «Прежде примирись с братом твоим» (Мф 5, 24). |
|
«Вы омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (ср. 1 Кор 6, 11). Надо отдавать себе отчет в величии дара Божия, который мы получаем в таинствах христианского посвящения, чтобы понять, до какой степени грех должен быть исключен для того, кто «во Христа облекся» (Гал 3, 27). Св. апостол Иоанн говорит также: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1, 8). И Сам Господь учил нас молиться: «И прости нам грехи наши» (Лк 11, 4), связывая обоюдное прощение наших бед с прощением наших грехов, которое Бог дает нам. |
|
Обращение ко Христу, новое рождение в Крещении, дар Духа Святого, Тело и Кровь Христовы, полученные в пищу, сделали нас «не имеющими пятна или порока, или чего-либо подобного» (Еф 1, 4), как сама Церковь, Невеста Христова, «не имеет пятна или порока перед Ним» (Еф 5, 27). Однако новая жизнь, полученная через христианское посвящение, не исключила хрупкости и слабости человеческой природы, склонности к греху, который Предание называет похотью и который остается в крещеных, чтобы они, с помощью благодати Христовой6 , закалились в борьбе христианской жизни. Эта борьба есть подвиг обращения для достижения святости и вечной жизни, к которой Господь неустанно призывает нас7. |
|
Иисус призывает к обращению. Этот призыв является существенной частью возвещения Царства: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15). В проповеди Церкви этот призыв обращен прежде всего к тем, кто еще не знает Христа и Его Евангелия. Поэтому Крещение - это основной путь для первого и фундаментального обращения. Ибо верой в Благую Весть и Крещением8 мы отвращаемся от зла и обретаем спасение, то есть отпущение всех грехов и дар новой жизни. |
|
Призыв же Христа к обращению продолжает звучать в жизни христиан. Это второе обращение представляет собой непрерывное задание всей Церкви, которая «имеет грешников в своем собственном лоне» и которая «одновременно и свята, и всегда нуждается в очищении, непрестанно следует путем покаяния и обновления»9. Усилие обратиться - не только человеческое действие. Оно - движение «сердца сокрушенного» (Ис 50, 19), которое привлекла и которого коснулась благодать10 , побуждая его ответить на милосердную любовь Бога, возлюбившего нас первым11. |
|
Об этом свидетельствует обращение св. Петра после его троекратного отречения от Учителя. Взор Иисуса, полный бесконечного милосердия, вызывает слезы раскаяния (Лк 22, 61) и - после воскресения Господня - троекратное исповедание любви к Нему12. Второе обращение имеет также общинное измерение. Это проявляется в призыве Господа ко всей Церкви: «Покайся!» (Откр 2, 5. 16). |
|
Св. Амвросий говорит о двух типах обращения, что в Церкви «есть вода и слезы: вода Крещения и слезы Покаяния»13. |
|
Как это было уже у пророков, призыв Иисуса к обращению и покаянию не направлен в первую очередь на внешнее поведение - «вретище и пепел», посты или умерщвление плоти, но на обращение сердца, на внутреннее покаяние. Без него внешние проявления покаяния остаются бесплодными и лживыми; напротив, внутреннее покаяние ведет к внешнему выражению этого состояния в видимых знаках, в жестах и делах покаяния14. |
1430 |
Внутреннее раскаяние есть радикальная переориентация всей жизни, возврат, обращение к Богу всем сердцем нашим, разрыв с грехом, отвращение от зла и от дурных поступков, которые мы совершили. В то же время, в нем содержится желание и решение изменить свою жизнь с надеждой на милосердие Бога и с доверием к помощи Его благодати. Обращение сердца сопровождается спасительной болью и печалью, которую Отцы называли animi cruciatus (душевной скорбью), compunctio cordis (сердечным раскаянием)15. |
1431 |
Сердце человеческое отягощено и ожесточено. Нужно, чтобы Бог дал человеку новое сердце16. Обращение есть, прежде всего, дело благодати Бога, Который возвращает наши сердца к Себе: «Обрати нас, Господи, и обращены будем» (Иер 5, 21). Бог дает нам силы начать сначала. Открывая для себя величие любви Божией, наше сердце сотрясается от ужаса и тяжести греха и начинает бояться оскорбить Бога грехом и отдалиться от Него. Сердце человеческое обращается, взирая на Того, Кто был пронзен нашим грехом17: |
1432 |
Пусть наши взоры будут прикованы к Крови Христовой и пусть мы поймем, как драгоценна она для Его Отца, ибо, пролитая за наше спасение, она даровала всему миру благодать раскаяния18. |
|
Начиная с Пасхи, Дух Святой «обличает мир в грехе» (Ин 16, 8-9); это значит, что мир не поверил в Того, Кого послал Отец. Но Тот же Дух, открывающий грех, есть и Утешитель19, дающий сердцу человеческому благодать покаяния и обращения20. |
|
Внутреннее покаяние христианина может выражаться в самых разнообразных формах. Писание и святые Отцы особенно настаивают на трех из них: посте, молитве и милостыне21 , в которых выражается обращение по отношению к самому себе, к Богу и к другим людям. Рядом с коренным очищением, которое совершается Крещением или мученичеством, упоминаются как средство прощения грехов: усилия, прилагаемые для примирения с ближним, слезы раскаяния, забота о спасении ближнего22 , заступничество святых и дела любви, «которая покрывает множество грехов» (1 Петр 4, 8). |
1434 |
Обращение происходит в повседневной жизни в делах примирения, в заботе о бедных, в осуществлении и защите справедливости и права23 , в признании своих проступков перед братьями, в братском исправлении, в пересмотре жизни, в испытании совести, в духовном руководстве, в терпеливом перенесении страданий, в претерпевании преследований за правду. Ежедневно нести свой Крест и следовать за Иисусом - самый верный путь покаяния24. |
|
Евхаристия и Покаяние. Ежедневное обращение и покаяние находят источник и пищу в Евхаристии, ибо в ней присутствует жертва Христа, примирившая нас с Богом; она питает и укрепляет тех, кто живет жизнью Христа; «она есть противоядие, освобождающее нас от наших обыденных грехов и охраняющее нас от грехов смертных»25. |
1436 |
Чтение Священного Писания, молитва Литургии Часов и Отче наш, любое искреннее религиозное и благочестивое дело оживляют в нас дух обращения и покаяния и способствуют прощению наших грехов. |
|
Периоды и дни покаяния на протяжении литургического года (время Великого Поста, каждая пятница в память смерти Господа) являются в Церкви особым временем практики покаяния26. Эти периоды больше всего подходят для духовных упражнений, покаянных богослужений, паломничеств покаянного характера, а также для добровольных самоограничений, таких, как пост и милостыня, и для того, чтобы по-братски делиться с другими (благотворительные и миссионерские дела). |
|
Путь обращения и покаяния был ясно указан Иисусом в притче, называемой «притчей о блудном сыне», центр которой - милосердный отец (Лк 15, 11-24): увлечение иллюзорной свободой, уход из отцовского дома; крайняя нищета, в которой оказывается сын, промотав все свое состояние; глубокое унижение от необходимости пасти свиней, и, хуже того, питаться рожками, которые ели свиньи; размышления о потерянном добре; раскаяние и решение возвратиться и признать себя виновным перед отцом; обратный путь; великодушное принятие отцом, радость отца - все это характерные черты, присущие процессу покаяния. Красивое платье, перстень и праздничный обед - символы той новой жизни, чистой, достойной, полной радости, - жизни человека, вернувшегося к Богу и в лоно своей семьи, каковой является Церковь. Одно только Сердце Христа, знающего глубины любви Своего Отца, могло открыть нам бездну Его милосердия столь полным простоты и красоты образом. |
1439 |
Грех - это, прежде всего, оскорбление Бога, разрыв общения с Ним. Он одновременно наносит ущерб общению с Церковью. Поэтому обращение приносит в одно и то же время Божие прощение и примирение с Церковью, что литургически выражает и осуществляет таинство Покаяния и Примирения27. |
1440 |
Только Бог прощает грехи28. Иисус есть Сын Божий, поэтому Он говорит о Себе: «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк 2, 10), и Он пользуется этой божественной властью: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк 2, 5; Лк 7, 48). Более того: в силу Своей Божественной власти он дает эту возможность людям, чтобы они осуществляли ее от Его имени29. |
|
Христос пожелал, чтобы вся Церковь, в своей молитве, своей жизни и своих делах, была знаком и инструментом прощения и примирения, которые Он приобрел для нас ценою Своей Крови. Он, однако, доверил пользование властью отпускать грехи апостольскому служению, на которое дано поручение «служения примирения» (2 Кор 5, 18). Апостол послан «от имени Христа», и «Сам Бог» через Него взывает и молит: «Примиритесь с Богом» (2 Кор 5, 20). |
1442 |
Во время своего общественного служения Иисус не только прощал грехи, но также показывал последствия этого прощения: Он восстанавливал прощенных грешников в общине Народа Божия, от которого они отдалились через грех и даже были исключены из него. Ярким тому свидетельством является тот факт, что Иисус допускает грешников к Своему столу - более того, Он Сам садится за их стол: жест, который потрясающим образом выражает одновременно и прощение Божие30, и возвращение в лоно Народа Божиего31. |
1443 |
Сделав апостолов участниками Своей собственной власти прощать грехи, Господь дает им также власть примирять грешников с Церковью. Это церковное измерение их поручения выражается, в частности, в торжественных словах Христа, обращенных к Симону-Петру: «Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16, 19). «Но эта миссия связывать и разрешать, данная Петру, была также дана коллегии апостолов, соединенной с их главою (Мф 18, 18; 28, 16-20)»32. |
1444 |
Слова «связывать» и «разрешать» означают: тот, кого вы исключите из своего общения, будет исключен из общения с Богом; тот, кого вы снова примете в свое общение, и Богом будет принят. Примирение с Церковью неотделимо от примирения с Богом. |
1445 |
Христос установил таинство Покаяния для всех грешников - членов Его Церкви, и прежде всего для тех, кто после Крещения впал в тяжкий грех и таким образом потерял благодать Крещения и повредил церковное общение. Таинство Покаяния дает им новую возможность обратиться и снова обрести благодать оправдания. Отцы Церкви говорят об этом таинстве как о «второй [спасительной] дощечке после кораблекрушения, каковым является потеря благодати»33. |
|
Конкретная форма, в которой Церковь осуществляла эту полученную от Господа власть, сильно менялась в течение веков. В первые века примирение христиан, совершивших после Крещения особо тяжкие грехи (например, идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние), было связано со строжайшим наказанием, в силу которого грешники должны были публично каяться в своих грехах, часто в течение многих лет, прежде чем получить дар примирения. В этот «чин кающихся» (касавшийся только для некоторых особенно тяжелых грехов) могли допустить человека крайне редко, в некоторых регионах - только один раз в жизни. В VII в. ирландские миссионеры, под влиянием монашеской традиции Востока, принесли на европейский континент практику «частного» покаяния, не требовавшую публичного и длительного исполнения дел покаяния для примирения с Церковью. С того времени это таинство совершается более тайным образом между кающимся и священником. Эта новая практика предусматривала возможность повторения и таким образом открывала путь к регулярному принятию этого таинства. Она позволяла включить в одно и то же совершение таинства как тяжкие, так и обыденные грехи. Это, в важнейших чертах, та форма покаяния, которая используется в церковной практике вплоть до наших дней. |
|
Несмотря на изменения, которым в течение веков подвергался порядок и совершения таинства, можно видеть одну и ту же основную структуру. Она содержит два одинаково существенных элемента. С одной стороны, действия человека, который обращается под воздействием Духа Святого: покаяние, признание содеянного греха и удовлетворение; с другой стороны, действие Бога через участие Церкви. Церковь, которая через епископа и его священников именем Иисуса Христа дает отпущение грехов и устанавливает способ удовлетворения (епитимию), также и молится за грешника и совершает покаяние вместе с ним. Так грешник исцеляется и вновь принимается в церковное общение. |
|
В формуле отпущения (разрешения) грехов, которой пользуется Латинская Церковь, выражены основные элементы этого таинства: Отец милосердия есть источник всякого прощения. Он совершает примирение грешников через Пасху Своего Сына и дар Своего Духа посредством молитвы и служения Церкви: |
|
Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь34. |
|
«Покаяние обязывает грешника добровольно принять все элементы [покаяния]: в сердце - сокрушение; в устах - исповедь; в поведении - совершенное смирение или плодотворное удовлетворение»35. |
|
Первым из действий грешника является сокрушение. Это «душевная боль и отвращение к совершенному греху, с решением не грешить больше в будущем»36. |
1451 |
Когда сокрушение исходит из любви к Богу, любимому превыше всего, оно называется «совершенным сокрушением» (сокрушением любви - contritio). Такое сокрушение смывает обыденные грехи; оно приносит также прощение смертных грехов, если оно сопровождается твердым решением при первой же возможности прибегнуть к таинственной исповеди37. |
1452 |
Сокрушение, называемое «несовершенным» (или attritio), также есть дар Божий, наитие Духа Святого. Оно рождается от сознания уродства греха или от страха перед вечным проклятием или другими наказаниями, которым может подвергнуться грешник (сокрушение из страха). Такое потрясение совести может положить начало внутренней эволюции, которая под действием благодати может завершиться таинственным отпущением грехов. Несовершенным сокрушением самим по себе нельзя обрести прощение тяжких грехов, тем не менее, оно располагает к тому, чтобы получить его в таинстве Покаяния38. |
|
Подобает готовиться к принятию этого таинства через испытание совести, совершенное в свете слова Божия. Наиболее подходящие для этого тексты следует искать в Декалоге, а также в нравственном учении Евангелий и апостольских Посланий: в Нагорной проповеди, в апостольских назиданиях39. |
|
Исповедание грехов (исповедь) даже с чисто человеческой точки зрения освобождает нас и облегчает примирение с другими. Признавая грехи, человек смотрит в лицо к содеянному, принимает на себя ответственность за грех и тем самым снова открывается Богу и общению Церкви, чтобы сделать возможным новое будущее. |
|
Исповедь священнику составляет основную часть таинства Покаяния: «Кающиеся должны в исповеди перечислить все смертные грехи, которые они сознают за собой после серьезного испытания совести, даже если грехи эти - тайные и если они были совершены только против двух последних заповедей Декалога40, ибо иногда грехи эти много глубже ранят душу и более опасны, чем те, что были совершены явно»41: |
1456 |
Когда верующие во Христа стараются исповедоваться во всех грехах, которые приходят им на память, они несомненно представляют все эти грехи милосердному Божиему прощению. Те, кто поступает иначе, кто сознательно скрывает какие-то грехи, не предлагают Божией благости того, что она могла бы отпустить через посредничество священника. Ибо «если больной стесняется показать свою рану врачу, врачебное искусство не способно вылечить того, о чем не знает»42. |
|
Согласно церковной заповеди, «всякий верующий, достигший возраста распознания, должен по крайней мере раз в год исповедоваться в тяжких грехах, которые он сознает за собой»43. Тот, кто сознает, что он совершил смертный грех, не должен принимать Святого Причастия, даже если он испытывает великое сокрушение; не получив прежде та_инственно отпущения грехов44, за исключением того случая, когда есть веские причины для принятия Причастия и невозможно приступить к исповеди45. Дети должны приступать к таинству Покаяния прежде принятия первого Причастия46. |
|
Исповедание обыденных грехов, не будучи строго обязательным, тем не менее, живо рекомендуется Церковью47. Действительно, регулярная исповедь наших обыденных грехов помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными наклонностями, позволять Христу исцелить нас, продвигаться вперед в жизни Духа. Чаще получая в этом таинстве дар милосердия Отца, мы сами стремимся быть милосердными, как и Он48. |
1458 |
Тот, кто исповедается в своих грехах, уже действует вместе с Богом. Бог обличает твои грехи; если и ты обличаешь их, ты присоединяешься к Богу. Человек и грешник представляют собой, так сказать, две реальности: когда говорят о человеке, его создал Бог; когда говорят о грешнике, человек сам создал его. (...) Уничтожь сделанное тобой, чтобы Бог смог спасти созданное Им. (...) Когда ты начинаешь ненавидеть то, что ты сделал, тогда начинаются твои добрые дела, потому что ты разоблачаешь свои злые дела. Начало добрых дел - это исповедь в делах недобрых. Ты творишь правду и идешь к Свету49. |
|
Многие грехи наносят ущерб ближнему. Нужно сделать все возможное, чтобы возместить ущерб (например, вернуть украденные вещи, восстановить репутацию оклеветанного человека, изгладить обиды). Этого требует простая справедливость. Но, к тому же, грех ранит и ослабляет как самого грешника, так и его отношения с Богом и ближними. Отпущение снимает грех, но оно не исправляет беспорядка, вызванного грехом50. Восстав от греха, грешник должен еще восстановить полностью свое духовное здоровье. Он, таким образом, должен сделать еще что-то, чтобы исправить свою вину: он должен соответствующим образом «принести удовлетворение» или «умилостивить» за свои грехи. Это «удовлетворение» называется также «епитимией». |
|
Епитимия, налагаемая духовником, должна принимать во внимание личную ситуацию кающегося и искать его духовного блага. Она должна в максимальной степени соответствовать тяжести и природе содеянных грехов. Она может состоять в молитве, в приношении, в делах милосердия, в служении ближнему, в добровольных лишениях, в жертвах, а главное - в терпеливом принятии Креста, который мы должны нести. Такие епитимий помогают нам уподобиться Христу, Который Один искупил все наши грехи51 раз и навсегда. Они помогают нам стать сонаследниками Христа Воскресшего, «если только с Ним страдаем» (Рим 8, 17)52. |
|
Но удовлетворение, которое мы приносим за наши грехи, невозможно иначе, как через Иисуса Христа: мы, сами по себе ничего не способные сделать, с помощью «укрепляющего нас Иисуса Христа» можем все (Флп 4, 13). Итак, у человека нет ничего, чем он мог бы похвалиться, вся «слава» наша - во Христе (...), в котором мы совершаем удовлетворение, «сотворяя достойные плоды покаяния» (Лк 3, 8), в Нем черпающие свою силу, через Него приносимые Отцу и благодаря Ему Отцом принимаемые»53. |
|
Поскольку Христос доверил Своим апостолам служение примирения54 , их наследники - епископы и сотрудники епископов - пресвитеры продолжают это служение. Действительно, епископы и пресвитеры в силу таинства Священства обладают властью прощать все грехи «во имя Отца и Сына и Святого Духа». |
1461 |
Прощение грехов примиряет с Богом, а также и с Церковью. Епископ, видимый глава отдельной Церкви, с древних времен справедливо рассматривается как главный обладатель власти и служения примирения: он - тот, кто определяет покаянную дисциплину55. Пресвитеры, его сотрудники, осуществляют эту власть в силу того, что она была им доверена либо их епископом (или монашеским настоятелем), либо Папой, в соответствии с церковным правом56. |
|
Некоторые особенно тяжкие грехи караются отлучением - самым суровым церковным наказанием, которое не позволяет принимать таинства и совершать некоторые церковные действия57, так что отпущение, по церковному праву, может быть дано только Папой, местным епископом или священниками, получившими от них право на это58. В случае смертельной опасности любой священник, даже не имеющий право принимать исповедь, может дать отпущение любых грехов59 и снять любое отлучение. |
1463 |
Священники должны поощрять верующих к тому, чтобы они приступали к таинству Покаяния, они должны также быть готовы к совершению этого таинства всякий раз, когда христиане разумным образом об этом просят60. |
|
Совершая таинство Покаяния, священник исполняет служение Доброго Пастыря, ищущего заблудшую овцу, Милосердного Самарянина, перевязывающего раны; Отца, ожидающего блудного Сына и принимающего его по возвращении; справедливого судьи, судящего нелицеприятно и выносящего всегда праведное и милосердное решение. Короче говоря, священник есть знамение и орудие милосердной любви Бога к грешнику. |
1465 |
Духовник - не хозяин, а слуга прощения Божия. Служитель этого таинства должен соединиться с намерением и любовью Христа61. Он должен обладать испытанным знанием христианского поведения, жизненным опытом, уважением и тактом по отношению к падшему; он должен любить правду, быть верным Учительству Церкви и терпеливо вести кающегося к исцелению и полной зрелости. Он должен молиться о нем и совершать покаяние, вверяя его милосердию Господню. |
1466 |
Принимая во внимание сложность, тонкость и величие этого служения, а также долг уважения к людям, Церковь заявляет, что любой священник, принимающий исповедь, обязан под страхом строгого наказания хранить абсолютную тайну в отношении грехов, в которых признался ему кающийся62. Он также не может использовать сведения о жизни кающихся, полученные на исповеди. Тайна эта, не допускающая исключений, называется «печатью таинства», ибо то, что кающийся доверил священнику, остается «запечатленным» таинством. |
|
«Вся действенность Покаяния состоит в том, чтобы восстановить нас в благодати Бога и соединить в дружбе с Ним»63. Таким образом, цель и последствия этого таинства - примирение с Богом. У тех, кто принимает таинство Покаяния с сокрушенным сердцем и благочестием, «наступает ощущение мира и душевного покоя, сопровождаемое глубоким духовным утешением»64. И действительно, таинство примирения с Богом приносит настоящее «духовное воскресение», восстановление достоинства и жизненных благ детей Божиих, самое драгоценное из которых - дружба Божия (Лк 15, 32). |
1468 |
Это таинство примиряет с Церковью, Грех надламывает или разрывает братское единство. Таинство Покаяния исправляет или восстанавливает его. В этом смысле оно не только лечит того, кто возвращен в общение Церкви, но также оживляет Церковь, пострадавшую от греха одного из своих членов65. Грешника, восстановленного или укрепленного в общении святых, поддерживает также обмен духовными благами между всеми живыми членами Тела Христова, совершающими еще свое земное паломничество или находящимися уже в небесной отчизне66. |
|
Необходимо напомнить, что примирение с Богом имеет следствием, так сказать, другие примирения, исцеляющие иные разрывы, нанесенные грехом: кающийся, получивший прощение, примиряется с самим собой в глубине своего существа, где он вновь обретает внутреннюю правду: он примиряется с братьями, которых он как-то оскорбил и ранил; он примиряется с Церковью; он примиряется со всем творением в целом67. |
|
Предавая себя в этом таинстве милосердному суду Божию, грешник некоторым образом уже предваряет суд, которому он подвергнется в конце земной жизни. Ибо именно теперь, в этой жизни, нам дается выбор между жизнью и смертью, и только путем обращения мы можем войти в Царство, из которого тяжелый грех исключает68. Обращаясь ко Христу через покаяние и веру, грешник от смерти переходит к жизни «и не подлежит суду» (Ин 5, 24). |
|
Учение об индульгенциях и практика индульгенций в Церкви тесно связаны с последствиями таинства Покаяния. |
|
«Индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими». |
|
«Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи»69. «Каждый верующий может получать индульгенции (...) для себя или применять их к умершим»70. |
|
Для понимания этого учения и практики Церкви надо учесть, что грех влечет за собой двойное последствие. Тяжкий грех лишает нас общения с Богом, и тем самым закрывает доступ к вечной жизни; лишение ее называется «вечной карой за грех». С другой стороны, любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, и от этой привязанности необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом Чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется «временной карой» за грех. Обе эти кары не должны пониматься как месть Бога, поражающая извне; ибо они вытекают из самой природы греха. Обращение, порожденное горячей любовью, может привести к полному очищению грешника, так что ему не придется уже претерпеть никакой кары71. |
|
Прощение греха и восстановление общения с Богом приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара за грех. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а когда придет час, спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех; он должен приложить все усилия, чтобы делами милосердия и любви, а также молитвой и различными делами покаяния совершенно изжить в себе «ветхого человека» и облечься в «нового человека»72. |
1473 |
Христианин, стремящийся очиститься от своего греха и освятиться с помощью Божией благодати, не остается в одиночестве. «Жизнь каждого из детей Божиих изумительным образом связана во Христе и со Христом - с жизнью всех других братьев-христиан в сверхъестественном единстве мистического Тела Христова, как в одной мистической личности»73. |
|
Общение святых «существует, таким образом, между верными - теми, кто обладает небесной отчизной, теми, кто допущен для умилостивления в Чистилище, и теми, кто еще совершает свое земное странствие, - постоянная связь любви и щедрый обмен всеми благами»74. В этом удивительном обмене святость одного полезна другим значительно в большей мере, чем грех одного способен повредить другим. Так, обращение к общению святых позволяет раскаивающемуся грешнику быстрее и действеннее освободиться от кары за грехи. |
|
Мы называем также эти духовные блага, проистекающие из общения святых, сокровищем Церкви, «которое представляет собой не накопление благ, как это бывает с материальными богатствами, накопленными на протяжении веков, но бесконечную, неисчерпаемую ценность, какую имеет перед Богом умилостивление и заслуги Христа, Господа нашего, принесенные для того, чтобы освободить человечество от греха и дать ему прийти к общению с Отцом. Именно во Христе, Искупителе нашем, обретаются в изобилии удовлетворения и заслуги совершенного им искупления75. |
1476 |
«К этому сокровищу принадлежит также та ценность, подлинно неисчерпаемая, неизмеримая и всегда новая, какую имеют перед Богом молитвы и добрые дела Пресвятой Девы Марии и всех святых, которые, следуя за Христом и силою Его благодати, освятились и исполнили поручение Отца, таким образом трудясь для собственного спасения, они также способствовали спасению своих братьев в единстве мистического Тела»76. |
1477 |
Индульгенция дается Церковью, которая в силу власти связывать и разрешать, дарованной ей Христом Иисусом, действует во благо христианина и открывает перед ним сокровище заслуг Христа и святых, чтобы верующий получил от Отца милосердия отпущение временной кары за грехи. Таким образом. Церковь хочет не просто прийти на помощь христианину, но также и побудить его к совершению богоугодных дел покаяния и милости77. |
1478 |
Поскольку усопшие верные, проходящие очищение, также являются членами общения святых, мы можем помочь им, среди прочего, обретая для них индульгенции, - так, чтобы они были освобождены от временной кары за свои грехи. |
1479 |
Как и все таинства, Покаяние есть литургическое действие. Совершение его обычно содержит следующие элементы: приветствие и благословение священника, чтение Слова Божия, чтобы осветить совесть и побудить к сокрушению; призывание раскаяния; исповедь, которая есть признание грехов и исповедание их священнику; наложение и принятие епитемии; отпущение (разрешение грехов), даваемое священником; хвала благодарения и отпуст с благословением священника. |
|
Византийская литургия знает множество формул отпущения, носящих просительный характер, которые прекрасно передают тайну прощения: «Бог, Который через пророка Нафана простил Давида, признавшего свои грехи, и Петра, после его горького плача, и блудницу, омывшую слезами ноги Его, и мытаря, и блудного сына, - Сам да простит тебя через меня грешного в этой жизни и в будущей и не осудит тебя, когда предстанешь на Страшном Его Суде, - Он, Благословенный во веки веков. Аминь». |
1481 |
Таинство Покаяния может также совершаться в рамках общинного богослужения, во время которого все участвующие вместе готовятся к исповеди и вместе благодарят за прощение грехов. Здесь личная исповедь в грехах и личное отпущение введены в литургию Слова Божия, с чтением и проповедью. Проводится совместное испытание совести, совместная молитва о прощении грехов; читается молитва «Отче наш» и, наконец, совершается общинное благодарение. В таком богослужении общины яснее выражается церковный характер покаяния. Однако какой бы ни была форма его совершения, таинство Покаяния, по самой природе своей, является всегда действием литургическим, а стало быть, церковным и общественным78. |
1482 |
В случаях крайней необходимости можно прибегнуть к общинному совершению таинства Примирения с общей исповедью и общим отпущением. Такая крайняя необходимость может возникнуть при непосредственной смертельной опасности, когда священник или священники не обладают достаточным временем для того, чтобы выслушать исповедь каждого из кающихся. Крайняя необходимость может существовать и тогда, когда количество исповедующихся столь велико, что не хватает священников, чтобы достойно и в соответствующее время выслушать личную исповедь каждого из них, так что кающиеся, без всякой их собственной в том вины, могли бы быть в течение долгого времени лишены благодати таинства или Святого Причастия. В этом случае для того, чтобы отпущение было действительным, верные должны иметь намерение исповедать свои тяжкие грехи каждый лично при первой возможности79. Суждение о том, налицо ли условия, требуемые для общей исповеди, должен вынести епархиальный епископ80. Большое собрание верующих по случаю праздника или паломничества не представляет собой случая крайней необходимости81. |
1483 |
«Полная индивидуальная исповедь, за которой следует отпущение, остается единственным общепринятым способом примирения верующих с Богом и Церковью, кроме случаев, когда физическая или моральная невозможность снимает обязательство такой исповеди»82. Это правило не лишено глубоких причин. Христос действует в каждом из таинств. Он обращается лично к каждому грешнику: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк 2, 5); Он - врач, склоняющийся над каждым больным, который нуждается в Нем83, чтобы исцелиться; Он поднимает их и восстанавливает в братском общении. Личная исповедь поэтому наиболее выразительная форма примирения с Богом и Церковью. |
1484 |
Коротко |
|
«В тот же первый день недели вечером, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”» (Ин 20, 21-23). |
|
Прощение грехов, совершенных осле Крещения, даруется особым таинством, которое называют таинством обращения, исповеди, Покаяния или Примирения. |
|
Тот, кто грешит, ранит честь и любовь Бога, свое собственное достоинство человека, призванного быть чадом Божиим, и духовное благополучие Церкви, живым камнем которой должен быть каждый христианин. |
|
В глазах веры нет большего зла, чем грех; нет ничего худшего, чем последствия греха, для самих грешников, для Церкви и для всего мира. |
|
Возвращение к общению с Богом после потери его через грех имеет свой источник в благодати Бога, милосердного и заботящегося о спасении людей. Надо просить этого драгоценного дара и для себя самого, и для других, |
|
Возвращение к Богу, называемое обращением и раскаянием, предполагает сожаление и необходимость отвернуться от содеянных грехов, а также твердое решение не грешить более в будущем. Это значит, что обращение касается и прошлого, и будущего; оно питается упованием на милосердие Божие. |
|
Таинство Покаяния состоит из совокупности трех актов, совершаемых кающимся, и отпущения, которое дает священник. Кающийся совершает следующие акты: раскаяние, исповедь, или изложение грехов священнику, и намерение совершить удовлетворение и выполнить епитимию. |
|
Раскаяние (называемое также сокрушением) должно побуждаться мотивами веры. Если раскаяние рождено любовью к Богу, его называют «совершенным»; если оно основано на других мотивах, его называют «несовершенным». |
|
Тот, кто желает обрести примирение с Богом и Церковью, должен на исповеди сказать священнику обо всех тяжких грехах, в которых он еще не исповедовался и которые он вспоминает после тщательного испытания совести.Что касается обыденных грехов, то признание в них как таковое необязательно, но оно тем не менее живо рекомендуется Церковью. |
|
Исповедник предлагает кающемуся совершить некоторые действия «удовлетворения» или «епитимий», чтобы возместить ущерб, нанесенный грехом, и вести жизнь, подобающую ученику Христову. |
|
Только священники, получившие от церковных властей право исповедовать, могут отпускать грехи во имя Иисуса Христа. |
|
Таинство Покаяния имеет
следующие духовные последствия: |
|
Индивидуальная и полная исповедь в тяжких грехах, за которой следует отпущение, остается единственным обычным способом примирения с Богом и Церковью. |
|
С помощью индульгенций верующие могут получить для себя самих, а также для душ, находящихся в Чистилище, избавление от временной кары за грехи. |
Елеопомазание больных
(Елеосвящение)
«Через священное Елеопомазание и молитву пресвитеров вся Церковь препоручает болящих Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их немощи и спас их; более того, она напутствует их, чтобы через свободное приобщение к Страстям и смерти Христа, они содействовали благу Народа Божия»84. |
|
I. Основания таинства Елеопомазания больных в домостроительстве спасения |
|
Болезнь и страдания всегда были в числе самых трудных проблем и испытаний человеческой жизни. В болезни человек осознает свое бессилие, свои пределы и свою конечность. Любая болезнь может заставить нас взглянуть на смерть. |
1500 |
Болезнь может привести к состоянию мучительной тревоги, замыканию в себе самом, иногда даже к безнадежности и к бунту против Бога. Она может также сделать человека более зрелым, помочь ему различить, что в его жизни несущественно, чтобы обратиться к существенному. Очень часто болезнь приводит к исканию Бога, к возвращению к Нему. |
|
Ветхозаветный человек переживает свою болезнь перед Богом. Ему он изливает свои жалобы на болезнь85, и Его, Владыку жизни и смерти, молит об исцелении86. Болезнь становится путем обращения87, и прощение Божие полагает начало исцелению88. Израиль познает на опыте, что болезнь таинственным образом связана с грехом и со злом и что верность Богу по закону Его возвращает жизнь: «Ибо Я, Господь Бог твой, целитель твой» (Исх 15, 26). Пророк провидит, что страдание может иметь также искупительный смысл за грехи других89. Наконец, Исайя возвещает, что Бог приведет Сион ко времени, когда Он простит всякую вину и исцелит всякую болезнь90. |
|
Сострадание Христа больным и многочисленные исцеления разного рода немощных91 являются ярким знаком того, что «Бог посетил народ Свой» (Лк 7, 16) и что Царство Божие приблизилось. Иисус обладает властью не только исцелять, но также и прощать грехи92: Он пришел исцелить всего человека полностью, душу и тело: Он - целитель, в котором нуждаются больные93. Его сочувствие ко всем страждущим идет столь далеко, что Он отождествляет Себя с ними: «Я был болен, и вы посетили меня» (Мф 25, 36). Его особая любовь к увечным не перестает на протяжении веков пробуждать усиленное внимание христиан к страждущим душой и телом. Это внимание лежит в основе неустанных усилий облегчить их судьбу. |
|
Часто Иисус требует от больных веры94. Для исцеления Он пользуется знаками, такими как слюна, возложение рук95, брение и омовение96. Больные стараются прикоснуться к Нему97, «потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6, 19). Таким образом, в таинствах Христос продолжает «прикасаться к нам», чтобы нас исцелить. |
|
Взволнованный таким множеством страданий, Христос не только позволяет больным прикасаться к Себе, но делает Своими их несчастья: «Он взял на себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8, 17)98. Он не излечил всех больных. Его исцеления были знаками пришествия Царства Божия. Они возвещали исцеление более радикальное: победу над грехом и смертью через Его Пасху. На Кресте Христос принял на Себя все бремя зла99 и взял «грех мира» (Ин 1, 29), всего лишь следствием которого является болезнь. Страстями и смертью на Кресте Христос наделил страдание новым смыслом: отныне оно может уподобить нас Ему и соединить нас с Его искупительными страстями. |
|
Христос призывает Своих учеников следовать за Ним, неся, в свою очередь, свой Крест100. Следуя Христу, они приобретают новый взгляд на болезнь и больных. Иисус соединяет их жизнь со Своей - жизнью нищеты и служения. Он дает им участвовать в Его служении сострадания и исцеления: «Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мк 6, 12-13). |
1506 |
Воскресший Господь возобновляет это повеление: («Именем Моим [...] возложат руки на больных, и они будут здоровы»: Мк 16, 17-18), и подтверждает его знамениями, которые Церковь творит, призывая Его Имя101. Знамения эти особым образом являют, что Иисус - действительно «Бог, Который спасает»102. |
1507 |
Дух Святой дает некоторым людям особый целительный дар103, чтобы свидетельствовать о силе и благодати Воскресшего. Но даже самые горячие молитвы не приводят к излечению всех болезней. Так, св. Павел должен слышать от Господа: «довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12, 9), - и что страдания, которые предстоит перенести, могут иметь особый смысл: «и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1, 24). |
|
«Больных исцеляйте!» (Мф 10, 8). Эту обязанность Церковь получила от Господа, и она старается исполнять ее как уходом за больными, так и ходатайственными молитвами, посредством которых Церковь соединяется с ними. Она верит в животворящее присутствие Христа, целителя душ и телес. Это присутствие особенно действенно в таинствах и совсем особым образом в Евхаристии - Хлебе, дарующем жизнь вечную104 , на связь которого с телесным здоровьем косвенно указывает апостол Павел105. |
1509 |
Однако апостольская Церковь знает особый обряд, предназначенный для пользы больных, о котором свидетельствует св. Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 14-15). Предание признало в этом обряде одно из семи таинств Церкви106. |
1510 |
Церковь верует и исповедует, что среди семи таинств существует одно, специально предназначенное для укрепления тех, кто измучен болезнью: Елеопомазание больных (Елеосвящение). |
|
Это святое помазание больных установлено Христом, Господом нашим, как истинное и подлинное таинство Нового Завета, о котором упоминает Марк107, однако его рекомендует верным и провозглашает апостол Иаков, брат Господень108. |
|
В литургической традиции, как восточной, так и западной, существуют с давних времен свидетельства о помазании больных освященным елеем. С течением времени Елеопомазание больных все более применялось исключительно к умирающим. Поэтому его называли «последним помазанием». Несмотря на такую эволюцию, литургия никогда не забывала молиться Господу об излечении больного, если это служило его спасению109. |
|
Апостольская конституция «Sacram unctionem inflrmorum» от 30 ноября 1972 г., следуя указаниям Второго Ватиканского Собора110, постановила, что отныне в римском обряде будет соблюдаться следующий порядок: |
|
Таинство Елеопомазания больных преподается лицам, опасно больным, посредством помазания их лба и ладоней соответственным образом освященным елеем - оливковым маслом или маслом других растений - и произнесения один раз слов: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Святого Духа и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания»111. |
|
Елеопомазание больных «не есть только таинство умирающих. Поэтому время для его принятия несомненно приходит уже тогда, когда верующий начинает находиться в смертельной опасности по болезни или старости»112. |
|
Если больной, принявший Елеопомазание, выздоравливает, он может, в случае новой тяжелой болезни, снова принять это таинство. В продолжении одной и той же болезни таинство может быть повторено, если болезнь усилилась. Уместно принять таинство Елеопомазания накануне серьезной операции. То же - и в отношении пожилых людей, кода они заметно слабеют. |
|
Только священники (епископы и пресвитеры) являются служителями этого таинства113. Долг пастырей - объяснять верующим благотворность этого таинства. Пусть верующие советуют больным приглашать священника, чтобы принять это таинство. Больные пусть готовятся принять его в добром расположении, с помощью своего священника и всей церковной общины, которая призвана особым образом окружать больных братским вниманием и молитвами. |
|
Как все таинства, Елеопомазание больных имеет литургический и общинный характер114 независимо от того, совершается ли оно в семье, в больнице или в храме, для одного больного или для группы. Подобает совершать его во время Евхаристического богослужения, т.е. воспоминания Пасхи Господней. Если обстоятельства тому благоприятствуют, совершение таинства Елеопомазания больных может предваряться таинством Покаяния, а за ним может следовать таинство Евхаристии. Как таинство Пасхи Христовой, Евхаристия должна быть всегда последним таинством земных скитаний, «напутствием» на «переход» к вечной жизни. |
|
Слово и таинство составляют неразрывное целое. Литургия Слова, которой предшествует выражение покаяния, открывает богослужение. Слова Христа и свидетельство апостолов пробуждают веру больного и общины, чтобы просить у Господа силу Его Духа. |
|
Совершение таинства включает в себя главным образом следующие элементы: «пресвитеры Церкви» (Иак 5, 14) возлагают - в молчании - руки на больных; они молятся над больными в вере Церкви115: это эпиклесис, присущий этому таинству; затем они совершают помазание елеем, который освящен - если это возможно - епископом. |
|
Эти литургические действия указывают на то, какую благодать это таинство приносит больным. |
|
Особый дар Духа Святого. Первая благодать, даруемая этим таинством, - благодать укрепления, мира и мужества для того, чтобы победить трудности, присущие тяжелой болезни или немощи старого возраста. Эта благодать - дар Святого Духа, обновляющий упование и веру в Бога и укрепляющий в борьбе с соблазнами лукавого, соблазнами уныния и страха смерти116. Эта помощь Господа силой Его Духа имеет целью привести больного к исцелению души, а также и к физическому исцелению, если такова воля Божия117. Кроме того, «если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15)118. |
1520 |
Единение со Страстями Христа. Через благодать этого таинства больной получает силу и дар теснее объединиться со Страстями Христа: он определенным образом посвящен, чтобы приносить плоды через уподобление искупительным Страстям Спасителя. Страдание как последствие первородного греха наделяется новым смыслом: оно становится участием в Христовом деле спасения. |
|
Церковная благодать. Больные, получающие это таинство, добровольно соединяясь со Страстями и смертью Христа», «содействуют благу Народа Божия»119. Совершая это таинство, Церковь в общении святых ходатайствует за больного во благо его. А больной, в свою очередь, благодатью этого таинства способствует освящению Церкви и благу всех людей, ради которых Церковь страдает и жертвует себя через Христа Богу Отцу. |
1522 |
Подготовка к последнему переходу. Если таинство Елеопомазания больных преподается тем, кто страдает тяжелыми болезнями или немощами, то оно тем более предназначено тем, кто находится на грани ухода из этой жизни120, так что его называют также «таинством отходящих» (sacramentum exeuntium)121. Елеопомазание завершает наше соответствие смерти и Воскресению Христа, которое начато было в Крещении. Оно является последним в ряду всех святых помазании, которыми отмечены этапы христианской жизни: помазание Крещения ознаменовало нас печатью новой жизни; Миропомазание укрепило нас для жизненной борьбы. И наконец, это последнее помазание наделяет окончание нашей земной жизни как бы стойкой крепостью для последней борьбы перед вступлением в Дом Отца122. |
|
Тем, кто покидает эту жизнь, Церковь предлагает, вдобавок к Елеопомазанию, Евхаристию как последнее напутствие. Принимаемое в момент перехода к Отцу, Причащение Тела и Крови Христа имеет особое значение и особую важность. Оно - семя вечной жизни и сила воскресения, по слову Господа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6, 54). Евхаристия, таинство умершего и воскресшего Христа, здесь - таинство перехода от смерти к жизни, из этого мира - к Отцу123. |
1524 |
Подобно тому, как таинства Крещения, Миропомазания и Евхаристии представляют собой единство, называемое «таинствами христианского посвящения», - так же можно сказать, что Покаяние, Елеопомазание и Евхаристия, как напутствия, когда жизнь христианина подходит к концу, составляют «таинство подготовления к вхождению в Отчизну», или таинства, завершающие странствие. |
1525 |
Коротко |
|
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 14-15). |
|
Таинство Елеопомазания больных имеет целью сообщить особую благодать христианину, переживающему тяготы, присущие болезни или старости. |
|
Подходящее время для принятия Елеопомазания больных, несомненно, наступает, когда христианин находится в смертельной опасности из-за болезни или по старости. |
|
Всякий раз, когда христианин тяжело заболевает, он может принять таинство Елеопомазания больных - так же, как и в том случае, если после принятия таинства его состояние ухудшается. |
|
Только священники (пресвитеры и епископы) могут преподавать таинство Елеопомазания больных; они пользуются для этого елеем, освященным епископом или - при необходимости - самим священником, совершающим таинство. |
|
Существенным в совершении этого таинства является помазание лба и ладоней больного (в Римском обряде) или других частей тела (на Востоке); оно сопровождается литургической молитвой священника, совершающего богослужение, который в своей молитве испрашивает особую благодать, присущую этому таинству. |
|
Особая благодать таинства
Елеопомазания больных имеет следующие
последствия: |
к содержанию | ||
1 Мк 2, 1-12. 2 LG 11. 3 Ср. Мк 1, 15. 4 Ср. Лк 15, 18. 5 Чин Покаяния: формула отпущения грехов. 6 Ср. DS 1515. 7 Ср. DS 1545; LG 40. 8 Ср. Деян 2, 38. 9 LG 8. 10 Ср. Ин 6, 44; 12, 32. 11 Ср. 1 Ин 4, 10. 12 Ср. Ин 21, 15-17. 13 Ев 41, 12. 14 Ср. Иоил 2, 12, 13; Ис 1, 16-17; Мф 6, 1-6. 16-18. 15 Ср. Трид. Соб.: DS 1676-1678; 1705; CR 2, 5, 4. 16 Ср. Иез 36, 26-27. 17 Ср. Ин 19, 37; Зах 12, 10. 18 Св. Климент Римский, Послание к Коринфянам 7,4. 19 Ср. Ин 15, 26. 20 Ср. Деян 2, 36-38; ср. Иоанн Павел II, Энциклика «Dominum et Vivificantem» (далее - DeV) 27-48. 21 Ср. Тов 12, 8; Мф 6, 1-18. 22 Ср. Иак 5, 20. 23 Ср. AM 5, 24; Ис 1, 17. 24 Ср. Лк 9, 23. 25 Трид. Соб.: DS 1638. 26 Ср. SC 109-110; CIC кан 1249-1253; ССЕО кан. 880-883. 27 Ср. LG 11. 28 Ср. Мк 2, 7. 29 Ср. Ин 20, 21-23. 30 Ср. Лк 15. 31 Ср. Лк 19, 9. 32 LG 22. 33 Тертуллиан, О покаянии 4, 2; ср. Трид. Соб.: DS 1542. 34 Чин Покаяния 46, 55. 35 CR 2, 5, 21; ср. Трид. Соб.: DS 1676. 36 Трид. Соб.: DS 1676. 37 Ср. Трид. Соб.: DS 1677. 38 Ср. Трид. Соб.: DS 1678; 1705. 39 Ср. Рим 12-15; 1 Kop 12-13; Гал 5; Еф 4-6. 40 Ср. Исх 20, 17; Мф 5, 28. 41 Трид. Соб.: DS 1680. 42 Св. Иероним, Толкование на Екклесиаста 10, 11. Трид. Соб.: DS 1680. 43 CIC кан. 989; ср. DS 1683, 1708. 44 Ср. Трид. Соб.: DS 1647; 1661. 45 Ср. CIC кан. 916; ССЕО кан. 711. 46 Ср. CIC кан. 914. 47 Ср. Трид. Соб.: DS 1680; CIC кан. 988, § 2. 48 Ср. Лк 6, 36. 49 Св. Августин, Трактат на Евангелии от Иоанна 12, 13. 50 Ср. Трид. Соб.: DS 1712. 51 Ср. Рим 3, 25; 1 Ин 2, 1-2. 52 Ср. Трид. Соб.: DS 1690. 53 Трид. Соб.: DS 1691. 54 Ср. Ин 20, 23; 2 Кор 5, 18. 55 LG 26. 56 Ср. CIC кан. 844; 967-969; 972; ССЕО кан. 722, §§ 3-4. 57 Ср. CIC кан. 1331; 1354-1357; ССЕО кан. 1431; 1434. 58 Ср. CIC кан. 1354-1357. CCEO кан. 1420. 59 Ср. CIC кан. 976; ССЕО кан. 725. 60 Ср. CIC кан. 986; ССЕО кан. 735; РО 13. 61 Ср. РО 13. 62 Ср. CIC кан. 1388, § 1; ССЕО кан. 1456. 63 CR 2, 5. 18. 64 Трид. Соб.: DS 1674. 65 Ср. 1 Kop 12, 26. 66 Ср. LG 48-50. 67 RP 31. 68 Cp. 1 Kop 5, 11; Гал 5, 19-21; Откр 22, 15. 69 RP 31. 70 Ср. CIC кан. 994. 71 Ср. Трид. Соб.: DS 1712-1713; 1820. 72 Ср. Еф 4, 24. 73 Павел VI. Апост. конст. «Indulgentiarum doctrina» («Учение об индульгенциях») 5. 74 Там же. 75 Там же. 76 Павел VI, Ук. соч. 5. 77 Ср. Павел VI, Ук. соч. 8; Трид. Соб.: DS 1835. 78 Ср. SC 26-27. 79 Ср. CIC кан. 962, § 1. 80 Ср. CIC кан. 961, § 2. 81 Ср. CIC кан. 961, § 1. 82 Чин покаяния 31. 83 Ср. Мк 2, 17. 84 LG 11. 85 Ср. Пс 38. 86 Ср. Пс 6, 3; Ис 38. 87 Ср. Пс 38, 5; 39, 9. 12. 88 Ср. Пс 32, 5; 107, 20; Мк 2, 5-12. 89 Ср. Ис 53, 11. 90 Ср. Ис 33, 24. 91 Ср. Мф 4, 24. 92 Ср. Мк 2, 5-12. 93 Ср. Мк 2, 17. 94 Ср. Мк 5, 34. 36; 9, 23. 95 Ср. Мк 7, 32-36; 8, 22-25. 96 Ср. Ин 9, 6. 97 Ср. Мк 1, 41; 3, 10; 6, 56. 98 Ср. Ис 53, 4. 99 Ср. Ис 53, 4-6. 100 Ср. Мф 10, 38. 101 Ср. Деян 9, 34; 14, 3. 102 Ср. Мф 1, 21; Деян 4, 12. 103 Ср. 1 Kop 12, 9. 28. 30. 104 Ср. Ин 6, 54. 58. 105 Ср. 1 Kop 11, 30. 106 Ср. DS 216; 1324-1325; 1695-1696; 1716-1717. 107 Ср. Мк 6, 13. 108 Ср. Иак 5, 14-15. 109 Ср. DS 1696. 110 Ср. SC 73. 111 Ср. CIC кан. 847, § 1. 112 SC 73; cp. CIC кан. 1004, § 1; 1005; 1007; ССЕО кан. 738. 113 Трид. Соб.: DS 1697; 1717; CIC кан. 1003; ССЕО кан. 739, § 1. 114 Ср. SC 27. 115 Ср. Иак 5, 15. 116 Ср. Евр 2, 15. 117 Ср. Флорентийск. Соб.: DS 1325. 118 Ср. Трид. Соб.: DS 1712. 119 LG 11. 120 Трид. Соб.: DS 1698. 121 Там же. 122 Там же: DS 1694. 123 Ср. Ин 13, 1. |