ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Таинства служения общине
Крещение, Миропомазание и Евхаристия - это таинства христианского посвящения. На них основывается общее для всех учеников Христовых призвание к святости и миссии евангелизации мира. Они даруют благодать, необходимую для жизни согласно Святому Духу во время земного паломничества к небесной Отчизне. |
1533 |
Два других таинства - Священство и Брак - направлены на спасение других. Через служение другим они способствуют также и личному спасению. В лоне Церкви они дают особую миссию и служат созиданию Народа Божия. |
|
Этими таинствами те, кто уже был посвящен Крещением и Миропомазанием1 на общее священство всех верных, могут получить особые посвящения. Принимающие таинство Священства посвящаются, чтобы во имя Христа «словом и благодатью Божией пасти Церковь»2. В свою очередь, «христианские супруги укрепляются и как бы посвящаются особым таинством, что бы достойно выполнить обязанности своего состояния»3. |
1535 |
Священство есть таинство, благодаря которому миссия, доверенная Христом апостолам, продолжает осуществляться в Церкви до скончания века: оно, таким образом, есть таинство апостольского служения. Апостольское служение имеет три уровня: епископский, пресвитерский и диаконский. [Об установлении Христом апостольского служения и его миссии см. п.871 сл. Здесь речь пойдет исключительно о сакраментальном аспекте передачи этого служения.] |
1536 |
I. Почему это таинство называется таинством Священства (Ordinatio)? |
|
Латинское слово ordo было наименованием гражданских сословий, и прежде всего сословия власть имущих. Ordinatio означает «включение в орден (ordo)». В Церкви существует определенная группа людей, которые Предание, не без оснований, дающихся Священным Писанием4, уже со времен древности называет также τάξεις (по-гречески), ordines (по-латыни): так, литургия говорит об ordo episcoporum, ordo presbyterorum, ordo diaconorum (епископский чин, пресвитерский чин, диаконский чин). Другие группы также получили название ordo: катехумены, девы, супруги, вдовы... |
|
Введение в одну из этих групп Церкви происходило через об ряд, который назывался ordinatio. Это было религиозное и литургическое действие, имевшее значение посвящения, благословения или таинства. Сегодня слово ordinatio сохранено за сакраментальным действием, которое включает в епископский, пресвитерский или диаконский чин. Это - нечто большее, нежели просто избрание, назначение, наделение полномочиями или установление посредством общины, ибо это сакраметальное действие дает дар Духа Святого, позволяющий осуществлять «священную власть» (sacra potestas)5, которая может исходить только от Самого Иисуса Христа - через Его Церковь. Рукоположение (ordinatio) носит также название «посвящения» (consecratio), ибо оно есть избрание и принятие через Самого Христа для Его Церкви. Возложение рук епископом, со провождаемое молитвой посвящения, представляет собой видимый знак этого посвящения. |
|
Избранный народ был поставлен Богом как «царство священников и народ святой» (Исх 19, 6)6. Но в самом народе Израиля Бог избирает одно из двенадцати колен, колено Левитов, и выделяет их для литургического служения7; Бог Сам становится частью их наследия8. Особый обряд положил начало священству Ветхого Завета9. В нем священник «для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи»10. |
|
Это священство, установленное для возвещения Слова Божия11 и для восстановления общения с Богом через жертвы и молитвы, было, однако, неспособно совершить спасение; оно должно бесконечно повторять жертвоприношения, не достигая окончательного освящения, которое совершит только жертва Христа12. |
|
Однако, литургия Церкви видит в священстве Аарона и служении левитов, как и в избрании «семидесяти из старейшин»13, прообраз служения священства Нового Завета. Так, в латинском обряде Церковь молится во вступлении к посвящению епископов: |
|
Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, (...) на всем протяжении Ветхого Завета Ты начинал придавать образ Твоей Церкви; с самого начала Ты предназначил народ, происшедший от Авраама, стать святым народом; Ты поставлял его начальников и священников и всегда заботился о служении в святилище Твоем... |
|
Во время рукоположения священников Церковь молится: |
|
Господи, Пресвятой Отче, (...) уже в Ветхом Завете, как бы возвещая будущие таинства, Ты поставил во главу народа первосвященников, которые должны были вести его, но Ты также избрал и других людей, которых Ты приобщил к их служению и которые помогали им в исполнении их поручения. Так, Ты дал семидесяти мужам, исполненным мудрости, дух, которым Ты одарил Моисея, и Ты дал сынам Аароновым удел в посвящении, полученном их отцом. |
|
И в посвятительной молитве при рукоположении диаконов Церковь исповедует: |
|
Пресвятой Отче, (...) для возведения этого нового храма (Церкви) ты поставил служителей трех различных чинов - епископов, священников и диаконов, чье предназначение - служить Тебе, как прежде, в Ветхом Завете для служения в Твоем жилище Ты избрал колено Левиино и Сам был его наследием. |
|
Все прообразы священства Ветхого Завета находят свое полное осуществление в Христе Иисусе, «едином посреднике между Богом и человеками» (1 Тим 2,5). Мелхиседек, «священник Бога Всевышнего» (Быт 14,18), считается в христианском Предании прообразом священства Христа, единого «Первосвященника по чину Мелхиседека» (Евр 5,10; 6,20), «святого, непричастного злу, непорочного» (Евр 7,26), Который «одним при ношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр 10,14), то есть единой Жертвой Своего Креста. |
|
Искупительная Жертва Христа едина, она совершена раз и навсегда. Однако она присутствует в Евхаристической жертве Церкви. То же самое относится к единому священству Христа: оно присутствует в служебном священстве и это никак не ума ляет единственности священства Христа: «Поэтому Христос есть единственный истинный Священник, а все остальные только служители Его»14. |
|
Христос, Первосвященник и единственный Посредник, сделал Церковь «царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр 1,6)15. Вся община верующих как таковая - священническая. Верные осуществляют свое священство крещеных участи ем - каждый согласно своему собственному призванию - в миссии Христа, Священника, Пророка и Царя. Таинствами Крещения и Миропомазания верные «посвящаются в (...) священство святое»16. |
|
Служебное, или иерархическое, священство епископов и священников и общее священство всех верующих, хотя «и то и другое участвует каждое по-своему в едином священстве Христа»17, однако, существенно различаются между собой, будучи, тем не менее, «предназначены друг к другу»18. В каком смысле? Если общее священство верных осуществляется в развитии благодати Крещения - жизни веры, надежды и любви, жизни по Духу Святому, то служебное священство находится на службе общего священства, оно помогает развитию крещальной благодати всех христиан. Оно есть одно из средств, с помощью которых Христос непрестанно созидает и ведет Свою Церковь. Именно поэтому оно передается через особое таинство - таинство Священства. |
|
В церковном служении рукоположенного священника Сам Христос присутствует в Своей Церкви как Глава Тела, Пастырь стада, Первосвященник искупительного жертвоприношения, Учитель Истины. Это выражает Церковь, провозглашая, что священник, в силу таинства Священства, действует в лице Христа-Главы (in persona Christi Capitis)19. |
|
Это один и тот же Священник, Христос Иисус, роль Которого
в действительности берет на себя священник. Он истинно уподоблен Первосвященнику
в силу принятого им священнического посвящения и обладает властью действовать
силою и от лица Самого Христа, Которого он представляет (virtute
ас persona ipsius Christi)20. |
|
Через служебное священство - в особенности через епископов и священников - присутствие Христа как Главы Церкви становится видимым среди верующих22. По прекрасному выражению св. Игнатия Антиохийского, епископ есть живой «образ Отца» (τύπος τοû Πατρός)23. |
|
Это присутствие Христа в осуществляющем служебное священство не следует понимать так, как если бы священно служитель был свободен от всех человеческих слабостей, таких как властолюбие, заблуждения и даже грех. Сила Духа Святого не оказывает влияния в одинаковой мере на все действия священнослужителей. В то время как оно присутствует в таинственных действиях - таким образом, что даже грех осуществляющего служебное священство не может воспрепятствовать плодам благодати, существует множество других действий, в которых остаются следы его человеческих особенностей, не всегда являющихся знаком верности Евангелию и, таким образом, способных повредить апостольской плодотворности Церкви. |
|
Священство - есть служебное. «Это обязанность, возложенная Господом на пастырей Его народа, есть подлинное служение»24. Оно полностью соотнесено со Христом и с людьми. Оно полностью зависит от Христа и Его единого священства и оно было установлено на пользу людям и церковной общине. Таинство Священства облекает «священной властью», которая есть не что иное, как власть Христова. Осуществление этой власти должно поэтому соизмеряться с образцом Христа, Который из любви сделался последним и слугой всех людей25. «Господь ясно сказал, что забота о Его стаде есть доказательство любви к Нему»26. |
|
Служебное священство имеет своей задачей не только представлять Христа - Главу Церкви - перед собранием верных, но оно действует также от имени всей Церкви, предстоя перед Богом в молитве Церкви27, и в особенности - совершая Евхаристическую жертву28. |
|
«Именем всей Церкви» - не означает, что священники уполномоченные общины. Молитва и приношение Церкви не отделимы от молитвы и приношения Христа, Ее Главы. Речь идет о поклонении Христу в Его Церкви и через нее. Вся Церковь, Тело Христово, молится и предает себя «через Христа, со Христом и во Христе», в единстве Святого Духа в жертву Богу Отцу. Все Тело, Caput et membra (Глава и члены), молится и предает себя, и поэтому те, кто в этом Теле исполняет особое служение, называются служителями не только Христа, но и Церкви. Именно потому, что служебное священство представляет Христа, оно может представлять Церковь. | |
«Богоустановленное церковное служение совершается в раз личных степенях теми, кто издревле называется епископами, священниками, диаконами»29. Католическое учение, выраженное в литургии, в Учительстве Церкви и в постоянной деятельности Церкви, признает, что существует две ступени участия служебного священства в священстве Христовом: епископский и пресвитерский чин. Диаконат предназначен для того, чтобы помогать и служить им. Поэтому слово священник (sacerdos по-латыни) в нынешнем его употреблении обозначает епископов и священников, но не диаконов. Тем не менее, согласно католическому учению, степень участия в священстве (епископский и пресвитерский чин) и степень служения (диаконство) - обе должны быть дарованы таинством, называемым «рукоположением» (хиротонией), то есть таинством Священства. Да почитают все диакона, как Иисуса Христа, как и епископа, который есть образ Отца, и пресвитеров как сенат Божий и собрание апостолов: без них не может быть речи о Церкви30. |
|
«Среди разных служений, с самого начала исполняемых в Церкви, первое место, по свидетельству Предания, занимает должность тех, кто поставлен на епископское служение через преемство, восходящее к самому началу, и является лозами апостольского семени»31. |
|
Чтобы исполнять свою высокую миссию, апостолы «были обогащены Христом особым излиянием Духа Святого, нисшедшего на них; сами они возложением рук передавали своим сотрудникам дар, сообщаемый доныне через епископское рукопoлoжeниe»32. |
|
Второй Ватиканский собор «учит, что через епископское рукоположение сообщается полнота таинства Священства, которое литургическое предание Церкви и голос Святых Отцов верно называют высшим священством, полнотой (summa) священно служения»33. |
|
«Епископское рукоположение, одновременно с обязанностью освящать, налагает также обязанность учительства и управления. (...) И действительно, (...) через возложение рук и через слова посвящения сообщается благодать Духа Святого и налагается священная печать, так что епископы исключительным и видимым образом занимают место Самого Христа, Владыки, Пастыря и Первосвященника, и действуют в Его лице (in Eius persona agant)»34. «Так, Духом Святым, им данным, епископы поставляются как истинные и подлинные учители веры, первосвященники и пастыри»35. |
|
«Членами епископского чина становятся силой таинства рукоположения и иерархического общения с Главой и членами Коллегии»36. Характер и коллегиальная природа епископского чина выражаются, среди прочего, в древнем обычае Церкви, которая желает, чтобы в посвящении нового епископа участвовало большее число епископов37. Для законного рукоположения епископа в наши дни требуется особое решение Римского Епископа, потому что оно являет наивысшую видимую связь отдельных Церквей в единой Церкви и гарантирует их свободу. |
|
Каждый епископ как викарий Христа несет пастырскую за миссию во вверенной ему отдельной Церкви, но в то же время призван коллегиально со всеми своими братьями в епископстве заботиться обо всех Церквах: «Если каждый епископ является собственно пастырем части стада, доверенной его попечению, то в качестве законного преемника апостолов по Божиему установлению он несет солидарную ответственность за апостольскую миссию Церкви»38. |
|
Все, что сказано выше, позволяет понять, почему Евхаристия, которую совершает епископ, имеет особое значение как знамение Церкви, объединенной вокруг алтаря под начальством того, кто видимо представляет Христа, Доброго Пастыря и Главу Своей Церкви.39 |
|
«Христос, Которого Отец освятил и послал в мир, сделал участниками Своего освящения и посланничества через Своих апостолов их приемников, то есть епископов, а они законно передали бремя своего служения в различной степени разным лицам»40. «Их функция служения передана пресвитерам на под чиненном уровне; они поставлены в священническом чине, что бы быть сотрудниками епископского чина в выполнении апостольской миссии, вверенной Христом»41. |
|
«Функция пресвитеров, будучи связанной с епископским чином, причастна к власти, которой Сам Христос созидает и освящает Свое Тело и управляет им. Поэтому священство пресвитеров, основывающееся на таинствах христианского посвящения, даруется только посредством особого таинства, которое помазанием Духа Святого запечатлевает священников особой печатью (характером) и так уподобляет их Христу-Священнику, чтобы они были способны действовать от лица Христа Главы»42. |
|
«Пресвитеры, хотя и не обладают высшей степенью Священства и зависят от епископов в исполнении своей власти, соединены, однако, с ними в священническом достоинстве и в силу таинства Священства, по образу Христа, вечного Первосвященника43, посвящены, чтобы проповедовать Евангелие, пасти верных и совершать богослужение как подлинные священники Нового Завета»44. |
|
В силу таинства Священства пресвитеры принимают участие во вселенской миссии, доверенной Христом апостолам. Духовный дар, полученный ими при рукоположении, готовит их не к ограниченной и узкой миссии, а «к широкой и вселенской миссии спасения», «до предела земли»45, «готовых в глубине своего сердца проповедовать Евангелие повсюду»46. |
|
«Они исполняют свое священнослужение прежде всего в Евхаристическом действии, или Евхаристическом собрании, где они, действуя от лица Христа (in persona Christi) и провозглашая Его тайну, присоединяют прошения верующих к жертве их Главы и в Евхаристическом жертвоприношении, доколе не придет Господь, изображают и применяют к действительности Единую Жертву Нового Завета, Христа, принесшего Себя Самого Отцу один раз навсегда как Жертву непорочную»47. Все священническое служение черпает свою силу из этой единственной жертвы48. |
|
«Пресвитеры, заботливые сотрудники чина епископов, их помощники и посредники, призванные к служению народу Божиему, составляют вместе со своим епископом единый пресвитерий, назначенный для исполнения разных функций. В каждой отдельной местной общине верных через них как бы присутствует сам епископ, с которым они объединены доверием и единодушием и в свою очередь разделяют его обязанности и заботы, исполняя их ежедневным попечением»49. Священники могут осуществлять свое служение только в зависимости от епископа и в общении с ним. Обет послушания, который они дают епископу во время рукоположения, и лобзание мира, которое дает епископ в конце литургии рукоположения, означают, что епископ считает их своими сотрудниками, сыновьями, братьями и друзьями и что со своей стороны они должны оказывать ему любовь и послушание. |
|
«Все пресвитеры, через рукоположение поставленные в пресвитерский чин, соединены между собою братскими узами через таинства; но особым образом они составляют единый пресвитерий в епархии, на служении которой они состоят под властью своего епископа»50. Единство пресвитерия выражается в литургии в обычае, когда во время обряда рукоположения, после епископа, пресвитеры в свою очередь совершают возложение рук. |
|
«На нижней ступени иерархии находятся диаконы, которые рукоположены „не для священства, а для служения”»51. При рукоположении во диакона один только епископ совершает возложение рук, что знаменует особую связь диакона с епископом в задачах его «диаконии»52. |
|
Диаконы участвуют особым образом в миссии и благодати Христа53, таинство священства отмечает их печатью (характером), которой никто не может лишить и которая уподобляет их Христу, сделавшему Себя «диаконом», то есть слугой всех54. Помимо других обязанностей, диакону надлежит помогать епископу и священникам во время совершения божественных тайн, особенно Евхаристии, преподавать ее; ассистировать при совершении таинства брака и благословлять его; возвещать и проповедовать Евангелие, предстоятельствовать при погребении и посвящать себя различным делам милосердия.55 |
|
Со времени Второго Ватиканского собора Латинская Церковь восстановила диаконат «как подлинную и постоянную степень иерархии»56, в то время как Восточные Церкви всегда сохраняли его таковым. Этот постоянный диаконат, который может быть дан женатым мужчинам, представляет собой значительное обогащение для миссии Церкви. В самом деле, достойно и полезно, чтобы мужчины, исполняющие в Церкви истинное диаконское служение, будь то в литургической и пастырской жизни или в социальной и благотворительной деятельности, «были укреплены рукоположением, переданным от апостолов, и тем самым более тесно связаны с алтарем, чтобы действеннее выполнять свое служение посредством благодати диаконства, преподаваемой через таинство»57. |
|
Рукоположение во епископа, во священника или во диакона ввиду своего особого значения для жизни отдельной Церкви должно совершаться при участии как можно большего числа верующих. Предпочтительно совершать его в воскресенье и в кафедральном соборе, со всей торжественностью, какой требуют обстоятельства. Все три посвящения - епископа, священника и диакона - совершаются сходным образом. Их место - в лоне Евхаристической литургии. |
|
Основной обряд таинства Священства состоит - для всех трех степеней - в возложении епископом рук на голову посвящаемого и в специальной посвятительной молитве, которая просит Бога ниспослать Духа Святого и дать Его дары, соответствующие служению, на которое рукополагается кандидат.58 |
|
Как во всех таинствах, его совершению сопутствует ряд дополнительных обрядов. Эти обряды могут сильно отличаться друг от друга в разных литургических традициях, но имеют одну общую черту: в них выражены многочисленные аспекты благодати таинства. Так, в начальных обрядах в Латинской Церкви - представление и избрание посвящаемого, проповедь епископа, вопрошание посвящаемого, литания всем святым - свидетельствуют о том, что выбор кандидата был сделан согласно обычаю Церкви. И они подготавливают к торжественному акту посвящения, после которого множество обрядов символически выражают и завершают совершаемую тайну: для епископа и священника - помазание святым миром, знамение особого помазания Духа Святого, делающего плодотворным их служение; вручение Евангелия, перстня, митры и посоха епископу в знак его апостольской миссии возвещения Слова Божия, его верности Церкви, Невесте Христовой, его должности пастыря стада Господня; вручение священнику патены и чаши, «приношения народа святого», которое он призван приносить Богу; вручение Евангелия диакону означает, что он облечен миссией возвещать Евангелие Христово. |
|
Христос Сам выбрал апостолов и сделал их участниками Своей миссии и Своей власти. Вознесенный к деснице Отца, он не покидает Своего стада, но хранит его через апостолов Своим постоянным покровительством и поныне руководит им через тех самых пастырей, которые сегодня продолжают Его дело59. Именно Христос «поставляет» одних апостолами, другим - пастырями60. Он проделает действовать через епископов61. |
|
Поскольку таинство Священства есть таинство апостольского служения, епископам как преемникам апостолов надлежит передавать «духовный дар»62 и «апостольское семя»63. Епископы, законно посвященные, то есть продолжающие линию апостольского преемства, могут законным образом совершать все три вида таинства Священства.64 |
|
«Только крещеный мужчина (vir) может законно получить святое рукоположение»65. Господь Иисус избрал мужчин (viri), чтобы образовать коллегию двенадцати апостолов66, и апостолы затем делали то же самое, выбирая себе сотрудников67, которые станут их преемниками в исполнении их миссии68. Епископская коллегия, с которой пресвитеры соединены в священстве, делает присутствующей и осуществляет - до возвращения Христа - коллегию двенадцати апостолов. Церковь признает себя связанной этим выбором Самого Господа. Поэтому рукоположение женщин невозможно69. |
|
Никто не обладает правом получать таинство Священства, потому что никто не может присваивать самому себе эту должность. К ней призывает Бог70. Тот, кому представляется, что он распознает в себе знаки Божиего призвания к священству, должен смиренно предложить свое желание на рассмотрение церковных властей, которым принадлежит ответственность и право призвать человека принять Священство. Как всякая благодать, это таинство может быть принято только как незаслуженный дар. |
|
Все священнослужители, рукоположенные в Латинской Церкви, за исключением постоянных диаконов, обыкновенно избираются из верующих мужчин, которые живут в целибате и имеют намерение сохранить безбрачие «для Царства Небесного» (Мф 19,12). Призванные безраздельно посвятить себя Господу и «Его делу71», они полностью отдают себя Богу и людям. Безбрачие есть знамение той новой жизни, служению которой посвящен священнослужитель Церкви; если принимать ее с легким сердцем, эта жизнь лучезарно возвещает Царствие Божие72. |
|
В Восточных Церквах на протяжении веков существует другой порядок: в то время как епископы избираются исключительно из неженатых, женатые мужчины могут быть рукоположены во диаконы и во священники. Такой порядок с давних времен считается законным; эти священники плодотворно несут служение в лоне своих общин73. Впрочем, безбрачие священников - в большом почете в Восточных Церквах, и множество священников свободно избирают безбрачие «для Царства Божия». На Востоке, как и на Западе, получивший таинство Священства уже не может жениться. |
|
Это таинство уподобляет Христу силою особой благодати Духа Святого с целью служения орудием Христа для Его Церкви. Рукоположением дается полномочие действовать как представитель Христа, Главы Церкви, в Его тройной функции Священника, Пророка и Царя. |
|
Как в случае Крещения и Миропомазания, это участие в функции Христа даруется раз и навсегда. Таинство Священства также налагает неизгладимую духовную печать (характер) и не может быть ни повторено, ни дано временно74. |
|
Законно рукоположенный человек может, конечно, если есть на то веские причины, быть освобожден от обязательств и функций, связанных со священством, или запрещен в их исполнении75, но он не может вновь стать мирянином в строгом смысле этого слова76, ибо печать, наложенная рукоположением, остается навсегда. Призвание и миссия, полученные в день рукоположения, отмечают его непреложным образом. |
|
Поскольку в конечном счете именно Христос действует и совершает спасение через рукоположенного священнослужителя, недостоинство последнего не препятствует действию Христа77. Св. Августин утверждает: |
|
Что до служителя, предающегося гордыне, он принадлежит диаволу. Но дар Христов этим не осквернен, то, что через него изливается, сохраняет свою чистоту; то, что проходит через него, остается прозрачным и достигает плодоносной почвы (...).. Духовная сила таинства ведь подобна свету: те, кто должен быть освещен, получают ее во всей ее чистоте, и если свет проходит через нечистых, сам он при этом остается незапятнанным78. |
|
Благодать Духа Святого, присущая этому таинству, есть благодать уподобления Христу Священнику, Учителю и Пастырю, Чьим служителем поставлен рукоположенный. |
|
Для епископа это, прежде всего, благодать силы («Дух, творящий начальствующих»: молитва посвящения во епископаты в латинском обряде), это благодать вести и защищать с решимостью и мудростью свою Церковь как отец и пастырь, с бескорыстной любовью ко всем и особенно к бедным, больным и нуждающимся79. Эта благодать побуждает его проповедовать Евангелие всем, быть образцом для своей паствы, предшествовать ей на пути освящения, отождествляя себя в Евхаристии со Христом - Священником и жертвой, не страшась отдать свою жизнь за своих овец: |
|
Дай, Отче, ведающий сердца, слуге Твоему, Тобою избранному для епископства, стать пастырем святого Твоего стада и исполнять по отношению к Тебе безупречно высшее священство, служа Тебе днем и ночью; без устали испрашивать Твою милость и приносить дары святой Твоей Церкви; иметь силою духа высшего священства власть отпускать грехи, согласно Твоей заповеди, распределять должности согласно Твоему повелению, разрешать всякие узы силою власти, данной Тобою апостолам; быть благоугодным Тебе своей кротостью и чистым сердцем, вознося Тебе благоухание через Твоего Сына Иисуса Христа80... |
|
Духовный дар, который дает рукоположение во священника, находит выражение в следующей молитве, принадлежащей византийскому обряду. Епископ в момент возложения рук, кроме всего прочего, говорит: |
|
Господи, исполни даром Духа Святого того, кого Ты удостоил возвышения в священническое достоинство, чтобы он был достоин безупречно предстоять у Твоего престола, возвещать Евангелие Царства Твоего, совершать служение Твоего слова истины, приносить Тебе духовные дары и жертвы, обновлять Твой народ купелью возрождения; так, чтобы сам он шел навстречу нашему великому Богу и Спасителю Иисусу Христу, Твоему единому Сыну, в день Его второго пришествия, и чтобы он получил от Твоей безмерной благости награду за верное исполнение своего священства81. |
|
Что касается диаконов, то они, «укрепленные благодатью таинства, служат Народу Божию в «диаконии» литургии, слова и любви, в общении с епископом и его пресвитерами»82. |
|
Перед величием и благодатью священнической миссии святые учители Церкви ощущали настоятельный призыв к обращению, чтобы всей жизнью своей соответствовать Тому, Чьими служителями поставляло их таинство. Так, св. Григорий Назианзский, будучи совсем юным священником, восклицает: |
|
Подобает прежде очистить себя самого, а затем уже очищать других; быть ученым, чтобы иметь возможность учить; стать светом, чтобы освещать; приблизиться к Богу, чтобы приблизить к нему других; быть освященным, чтобы освящать; вести за руку и советовать разумно83. Я знаю, Чьи мы служители, на каком уровне находимся и Кто Тот, к Кому мы направляемся. Я знаю величие Бога и слабость человека, но также и силу его84. [Кто же он такой, священник? Он -] защитник истины, он возносится с ангела ми, прославляет с архангелами, приносит на алтарь жертвенные дары, участвует в священстве Христа, преобразует творение; он восстанавливает [в творении] образ [Божий], вновь созидает ее для высшего мира, и - самое важное - он обожествляем и сам обожествляет85. А святой Арский кюре говорит: «Именно священник продолжает дело искупления на земле...» «Если бы хорошо понимали, кем является священник не земле, то умирали бы не от страха, а от любви...» «Священство - это Любовь Сердца Иисусова...86» |
|
Коротко |
|
Св. Павел говорит своему ученику Тимофею: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим 1,6), и «Если кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим 3,1). Титу он говорил: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит 1,5). |
|
Вся Церковь - народ священнический. Благодаря Крещению, все верные участвуют в священстве Христа. Это участие называется «общим священством верных». На его основе и для служения ему существует другое участие в миссии Христа, передаваемое через таинство Священства, миссия которого - служить в лоне общины именем Христа и в лице (in persona) Христа-Главы. |
|
Служебное священство существенно отличается от общего священства верных, потому что оно дает священную власть для служения верным. Рукоположенные священнослужители совершают свое служение Народу Божию посредством учительства (munus docendi), богослужения (munus liturgicum) и пастырского управления (munus regendi). |
|
С древнейших времен служебное священство, получаемое через таинство, преподается и исполняется на трех уровнях: епископском, пресвитерском и диаконском. Священство, даруемое таинством на всех уровнях, незаменимо в органической структуре Церкви: без епископа, священников и диаконов не может быть речи о Церкви87. |
|
Епископ получает всю полноту таинства Священства, которое включает его в Коллегию епископов и делает его видимым главой вверенной ему отдельной Церкви. Епископы как преемники апостолов и члены Коллегии участвуют в апостольской ответственности и в миссии всей Церкви под властью Папы, преемника св. Петра. |
|
Священники (пресвитеры) едины с епископами в священническом достоинстве ив тоже время зависят от них в исполнении своих пастырских функций; они призваны быть мудрыми сотрудниками епископов; вокруг своего епископа они образуют пресвитерий, который вместе с епископом несет ответственность за отдельную Церковь. Епископ доверяет каждому из них ответственность за приходскую общину или определенную церковную функцию. |
|
Диаконы - служители Церкви, рукоположенные для исполнения задач служения Церкви; они не получают служебного священства, но рукоположение наделяет их важными функциями в служении Слову Божиему, в совершении богослужений, в пастырском управлении и в делах благотворительности. Эти обязанности они должны исполнять под пастырским руководством своего епископа. |
|
Таинство Священства преподается через возложение рук, которому сопутствует торжественная посвятительная молитва, просящая у Бога для посвящаемого благодать Духа Святого, необходимую для его служения. Рукоположение налагает на получающего его неизгладимую печать таинства (характер). |
|
Церковь преподает таинство Священства только крещеным мужчинам (viris), способности которых к священническому служению были должным образом признаны. Ответственность и право избрания для принятия священства принадлежат церковной власти. |
|
В Латинской Церкви таинство Священства для пресвитеров преподается обычно только тем кандидатам, которые готовы добровольно дать обет безбрачия и которые публично заявляют о намерении хранить его ради любви к Царству Божию и служения людям. |
|
Таинство Священства всех трех степеней преподается епископами. |
«Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства; [этот союз, если он заключается] между крещеными, был возведен Господом Христом в достоинство таинства»88. |
|
Священное Писание открывается созданием мужчины и женщины по образу и подобию Божию89 и заканчивается видением «брака Агнца» (Откр 19,7.9). От начала и до конца Писание говорит о браке и его «тайне», о его установлении и о смысле, которым Бог его наделил, о его происхождении и его цели, о различных формах его осуществления на протяжении всей истории спасения, о его трудностях, вытекающих из греха, и о его обновлении «в Господе» (1 Кор 7,39), в новом союзе Христа и Церкви90. |
|
«Глубокая общность супружеской жизни и любви, которую установил Творец и которой Он даровал ее собственные законы, основывается брачным союзом, то есть непреложным личным согласием. (...) Сам Бог является основателем брака»91. Призвание к браку вписано в самую природу мужчины и женщины, какими они вышли из рук Создателя. Брак является не чисто человеческим институтом, несмотря на многочисленные изменения, которым он подвергался в течение веков в разных культурах, социальных структурах и духовных укладах. Это разнообразие не должно заставлять нас забыть о его общих и постоянных чертах. Хотя достоинство института брака не везде проявляется с одинаковой ясностью92, тем не менее, во всех культурах существует некое сознание величия брачного союза. «Ибо благосостояние личности, человеческого и христианского общества тесно связано с благополучными условиями супружеского и семейного союза»93. |
|
Бог, сотворивший человека из любви, его призвал также к любви, фундаментальному и врожденному призванию всякого человека. Ибо человек создан по образу и подобию Бога94, Который Сам есть Любовь95. Поскольку Бог создал человека мужчиной и женщиной, их взаимная любовь становится образом абсолютной и нерушимой любви, какой Бог любит человека. Она является благой, более того, очень благой в очах Творца96. Эта любовь, благословенная Богом, предназначена плодоносить и воплощаться в общем деле сохранения творения: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1,28). |
|
Священное Писание утверждает, что мужчина и женщина были созданы друг для друга: «Не хорошо быть человеку одному». Женщина, «плоть от плоти его», то есть его творение, равное ему и самое близкое; она дана ему Богом в качестве помощи, представляя таким образом Бога, Который есть «помощь наша»97. «Потому оставить человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт 2,1825). Сам Господь указывает на то, что это означает нерушимое единство двух жизней, напоминая, каков был «в начале» Замысел Божий: «Так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф 19,6). |
|
Каждый человек испытывает зло - вокруг себя и в себе самом. Этот опыт дает себя знать также и в отношениях между мужчиной и женщиной. Во все времена союз их был под угрозой раздоров, властолюбия, неверности, ревности и конфликтов, которые могут дойти до ненависти и разрыва. Это нарушение гармонии может выражаться более или менее остро, оно может быть более или менее преодолимо - соответственно культурам, эпохам, личностям, но, судя по всему, оно носит универсальный характер. |
|
Согласно вере, эта дисгармония, наличие которой мы вынуждены с болью констатировать, происходит не от самой природы мужчины и женщины, и не от природы их отношений, но от греха. Разрыв с Богом - первородный грех - имеет первым последствием разрушение первозданной общности мужчины и женщины. Их отношения искажены взаимными претензиями98; их обоюдная привлекательность, особый дар Творца99, превращается во взаимоотношениях господства и вожделения100; прекрасное призвание мужчины и женщины к плодоношению, к размножению и владычеству над землей101 отягощено болью деторождения и трудностями добывания хлеба насущного102. |
|
И все-таки порядок творения продолжает существовать, даже будучи серьезно поврежденным. Чтобы исцелить раны греха, мужчина и женщина нуждаются в помощи благодати, в которой Бог в бесконечном милосердии Своем, никогда им не отказывал103. Без этой помощи мужчина и женщина не могут осуществить союз своих жизней, для которого Бог создал их «в начале». |
|
В милосердии Своем Бог не покинул грешного человека. Страдания, следующие за грехом, - «в болезни будешь ты рождать детей» (Быт 3,16), «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3,19), представляют собой также лекарства, ограничивающие повреждения от греха. После грехопадения брак помогает преодолевать замыкание в самом себе, эгоизм, погоню за удовольствием, и открыть всего себя другому, обоюдной помощи, дару самого себя. |
|
Нравственное сознание по отношению к единству и неразрывности брака развивалось под влиянием педагогии ветхозаветного Закона. Многоженство патриархов и царей не осуждается открыто. Однако Закон, данный Моисею, стремится защитить женщину от произвола, возникающего из порабощения мужчиной, даже если этот Закон еще несет, по слову Господню, следы человеческого «жестокосердия», в силу которого Моисей позволял отпустить жену104. |
|
Рассматривая союз Бога с Израилем как образ исключительной и верной супружеской любви105, пророки подготавливали сознание избранного Народа к углубленному разумению единичности и неразрывности брака106. Книги Руфи и Товита дают трогательное свидетельство высокого смысла брака, верности и нежности супругов. Предание всегда видело в Песни Песней уникальное выражение человеческой любви, чистого отражения любви Божией, «крепкой, как смерть», которой «большие воды не могут потушить и реки не зальют» (Песн 8,67). |
|
Брачный союз между Богом и Его народом Израилем подготовил Новый и Вечный союз, в котором Сын Божий, воплотившись и отдав Свою жизнь, определенным образом объединил с Собой все спасенное Им человечество107, подготавливая таким образом «брак Агнца» (Откр 19,7.9). |
|
На пороге Своего общественного служения Иисус совершает свое первое знамение - по просьбе Своей Матери - во время брачного пира108. Церковь придает большое значение присутствию Иисуса на свадьбе в Кане Галилейской. Она видит в этом подтверждение, что брак есть добро и возвещение того, что отныне брак будет действенным знамением присутствия Христа. |
|
В Своей проповеди Иисус недвусмысленно учил о первозданном смысле союза мужчины и женщины, каким задумал его Создатель изначально: разрешение, данное Моисеем на развод с женой, было уступкой жестокосердию109; супружеский союз между мужчиной и женщиной неразрывен, ибо он заключен Самим Богом: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19,6). |
|
Эта бескомпромиссная настойчивость в отношении неразрывности брачных уз, могла озадачивать и казаться невыполнимой110. Однако, Иисус не обременяет супругов тяжестью, которую невозможно нести, слишком большой111, давящей более, чем Моисеев Закон. Придя, чтобы восстановить изначальный порядок творения, поврежденный грехом, Иисус Сам дает силу и благодать, чтобы жизнь в браке обретала новое измерение Царства Божиего. Следуя за Христом, отказываясь от самих себя, принимая свой Крест112, супруги смогут «понять»113 первозданный смысл брака и жить в нем с помощью Христа. Эта благодать христианского брака является плодом Креста Христова, источника всей христианской жизни. |
|
На это указывает апостол Павел, когда говорит: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее» (Еф 5,2526), затем добавляя: «„Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть”. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф 5,3132). |
|
Вся христианская жизнь носит отпечаток супружеской любви Христа и Церкви. Уже Крещение, вхождение в Народ Божий, есть брачная тайна: словно брачное омовение114, предшествующее брачной вечери, Евхаристии. Христианский брак становится в свою очередь действенным знамением, таинством союза Христа и Церкви. Брак между крещеными есть настоящее таинство Нового Завета, поскольку он знаменует и сообщает его благодать115. |
|
Христос - центр всей христианской жизни. Связь с Ним занимает первое место, прежде всех других связей, семейных и общественных116. С самого начала существования Церкви были мужчины и женщины, которые отказывались от великого блага брачного союза, чтобы следовать за Агнцем повсюду, куда Он идет117, чтобы заботиться о вещах, угодных Господу, чтобы стараться быть Ему благоугодным118, чтобы идти навстречу грядущему Жениху119. Сам Христос призвал некоторых следовать Ему в этом образе жизни, примером которого Он является. |
|
Ибо есть скопцы, которые из чрева матерного родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф 19,12). |
|
Девство ради Царства Небесного есть развитие крещальной благодати, могучий знак преимущества связи со Христом в пламенном ожидании Его возвращения, знак, напоминающий также то, что брак есть реальность этого преходящего мира120. |
|
Обе реальности - и таинство Брака, и девство ради Царства Божия - происходят от Самого Господа. Это Он наделяет их смыслом и благодатью, необходимой для того, чтобы жить в них согласно Его воле121. Почитание девства ради Царства122 и христианский смысл брака неотделимы друг от друга и взаимно дополняемы: |
|
Хулить брак означает одновременно унижать славу девственности; восхвалять его - значит возвышать восхищение, ей должное. (...) Ведь в конечном итоге то, что представляется благом только по сравнению со злом, не может быть настоящим благом; но то, что еще лучше, чем блага неоспоримые, есть по сути величайшее благо123. |
|
В латинском обряде брак между двумя верующими католиками обыкновенно имеет место во время Святой Мессы, в силу существующей связи всех таинств с Пасхальной тайной Христа124. В Евхаристии осуществляется воспоминание Нового Завета, в котором Христос навсегда соединился с Церковью, Своей Возлюбленной Невестой, за которую Он предал Себя125. Стало быть, супругам подобает запечатлеть свое согласие отдать себя друг другу дарованием своей собственной жизни, соединяясь с жертвой Христа за Свою Церковь, совершающейся в евхаристическом жертвоприношении, и принимая Евхаристию, чтобы, приобщаясь одному и тому же Телу и одной и той же Крови Христа, они стали «единой плотью» во Христе126. |
|
«Как таинственный жест освящения, литургическое совершение Брака (...) само по себе должно быть действительно, достойно и плодотворно»127. Поэтому будущим супругам подобает подготовить себя к совершению брака через таинство Покаяния. |
|
Согласно латинской традиции сами супруги как служители благодати Христовой взаимно преподают друг другу таинство Брака, выражая перед Церковью свое согласие. В традициях Восточных Церквей священники (епископы или пресвитеры) являются свидетелями обоюдного согласия супругов128, но также для действительности таинства необходимо их благословение129. |
|
Различные литургии богаты молитвами благословения и эпиклесисами, просящими у Бога благодати и благословения для новой супружеской четы, особенно невесты. В эпиклесисе этого таинства супруги получают Духа Святого как союз любви Христа и Церкви130. Именно Христос - печать их союза, вечно бьющий источник их любви, сила, в которой будет обновляться их верность. |
|
Действующие лица брачного союза - мужчина и женщина, крещеные, свободные для заключения брака, добровольно выражающие свое согласие. «Быть свободным» означает: - не испытывать принуждения; - не иметь препятствий с точки зрения естественного или церковного закона. |
|
Церковь расценивает взаимное выражение согласия между супругами как необходимый элемент, «который создает брак»131. Если согласия нет, нет и брака. |
|
Согласие состоит в «человеческом действии, которым супруги взаимно отдают себя друг другу и принимают друг друга»132: «Я беру тебя в мужья. Я беру тебя в жены»133. Это согласие, связывающее супругов между собой, находит свое завершение в том, что двое становятся «плотью единой»134. |
|
Согласие должно быть волевым актом каждого из брачущихся, свободным от любого насилия или серьезной боязни чего-то извне135. Никакая человеческая власть не может заменить этого согласия136. Если такой свободы нет, брак недействителен. |
|
По этой причине (или по другим причинам, которые делают брак недействительным и не cocтoявшимcя137) Церковь, после расследования сложившейся ситуации компетентным церковным судом, может объявить брак недействительным, то есть, что он никогда не имел места. В этом случае обе стороны свободны для нового брака, с учетом естественных обязательств, вытекающих из предыдущего союза138. |
|
Священник (или диакон), ассистирующий при совершении брака, принимает согласие супругов от имени Церкви и дает благословение Церкви. Присутствие служителя Церкви (а также свидетелей) видимым образом выражает тот факт, что брак есть церковная реальность. |
|
Именно по этой причине Церковь обыкновенно требует для верных церковной формы заключения брака139. Множество причин объясняют это требование: - таинство брака есть акт литургический. Это значит, что
оно должно быть совершено во время публичной литургии Церкви; |
|
Чтобы «да» супругов было актом свободным и ответственным и чтобы супружеский союз имел крепкий и прочный человеческий и христианский фундамент, подготовка к браку играет первостепенную роль. Пример и воспитание, данные родителями и семьями, остается наилучшим путем такой подготовки. Необходимо участие пастырей и христианской общины в качестве «семьи Божией» для передачи христианской и человеческой ценности брака и семьи140, тем более, что в наше время множество молодых людей имеет опыт разбитых семей, которые не обеспечивают в надлежащей степени такую подготовку: |
|
Необходимо заблаговременно воспитывать молодых, надлежащим образом, в первую очередь в лоне семьи, в понимании достоинства супружеской любви, ее обязанностей, ее осуществления в жизни, чтобы воспитанные в уважении к целомудрию, они смогли, в соответствующее время, после честного обручения вступить в брак141. |
|
Во многих странах смешанные браки (браки между католиками и крещеными некатоликами) встречаются довольно часто. Такая ситуация требует особого внимания супругов и пастырей; в случае брака между людьми разных религий (между католиком и некрещеным) оно требует еще большей осмотрительности. |
|
Принадлежность супругов к разным христианским конфессиям не составляет непреодолимого препятствия для брака, если им удается делиться тем, что каждый из них получил в своей общине, и учиться друг у друга тому, как каждый воплощает в жизни свою верность Христу. Но не надо и недооценивать трудности смешанных браков. Они вызваны тем, что разделение христиан еще не преодолено. Супругам угрожает опасность ощутить драму разделения христиан в лоне собственного семейного очага. Принадлежность к различным вероисповеданиям может еще более осложнить эти трудности. Разногласия, касающиеся веры и самой концепции брака, а также различия в религиозном образе мышления, могут послужить источником напряженности в браке - в частности, по поводу воспитания детей. И в этом случае может возникнуть искушение религиозного безразличия. |
|
По действующему в Латинской Церкви праву, смешанный брак нуждается в специальном разрешении церковных властей для того, чтобы быть законным142. В случае различия религий требуется специальная диспенсация (освобождение), снимающая препятствие для законности брака143. Разрешение или диспенсация означают, что стороны знают и не исключают цели и существенные свойства брака, а также обязанности католической стороны в отношении крещения и воспитания детей в Католической Церкви144. |
|
Во многих регионах, благодаря экуменическому диалогу, заинтересованные христианские общины сумели организовать общее пастырское окормление для смешанных браков. Обязанность его - помогать таким супружеским парам жить в их особой ситуации в свете веры. Такое пастырское окормление должно также помочь им преодолеть напряжение, вытекающее из обязанностей супругов по отношению друг к другу и по отношению к их религиозным общинам. Оно должно способствовать развитию всего, что есть у них общего в вере, и укреплять уважение к тому, что их разделяет. |
|
В браках между людьми разных религий супруг-католик имеет особое задание: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7,14). Для супруга христианина и для Церкви - огромная радость, когда это «освящение» ведет к свободному обращению другого супруга в христианскую веру145. Искренняя супружеская любовь, смиренное и терпеливое соблюдение семейных добродетелей и постоянная молитва могут подготовить неверующего супруга к тому, чтобы принять благодать обращения. |
|
«Из действительного брака между супругами возникают постоянные и исключительные по своей природе узы; кроме того, в христианском браке супруги тем более укрепляются и как бы освящаются особым таинством для [исполнения] обязанностей и достоинства своего статуса»146. |
|
Согласие, которым супруги взаимно отдают себя друг другу и принимают друг друга, запечатлено Самим Богом147. Из их союза «возникает по Божественному повелению нерушимый брачный институт, также и по отношению к oбщecтву»148. Союз супругов включается в союз Бога с людьми. «Подлинная супружеская любовь включается в любовь Божественную»149. |
|
Таким образом супружеские узы установлены Самим Богом, так что одобренный и завершенный брак между крещеными супругами не может быть расторгнут. Узы, являющияся результатом свободно совершенного супругами человеческого действия и фактического завершения брака, становятся с этого момента необратимой реальностью и полагают начало союзу, гарантированному верностью Божией. Церковь не располагает властью высказываться против этого установления премудрости Божией150. |
|
«Христианские супруги (...) в своем состоянии и положении имеют свой собственный дар в Народе Божием»151. Благодать, присущая таинству брака, предназначена совершенствовать любовь между супругами и укреплять их неразрывное единство. При помощи этой благодати они «помогают друг другу освящать себя через супружескую жизнь, а также через принятие и воспитание детей»152. |
|
Христос - источник этой благодати. Как некогда Бог пришел навстречу Своему народу в союзе любви и верности, так и теперь Спаситель людей и Жених Церкви идет навстречу христианским супругам через таинство Брака153. Он остается с ними, Он дает им силу следовать за Ним, нести свой Крест, подниматься после падений, прощать друг друга154, нести тяготы друг друга, «повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф 5,21), и любить друг друга любовью сверхъестественной, нежной и плодоносной. В радостях их любви и семейной жизни Он дает им уже здесь, на земле, предвкушение брачного пира Агнца: Где почерпну я силы описать удовлетворительным образом счастье брака, которое дает Церковь, укрепляет Евхаристическая жертва, запечатлевает благословение, ангелы возвещают, Отец Небесный утверждает? (...) Какая же это прекрасная чета - чета двух христиан, объединенных одной-единственной надеждой, одним единственным желанием, одним порядком, одним и тем же служением! Оба - дети одного Отца, служители одного Владыки; ничто не разделяет их – ни в духе, ни в плоти; напротив, они оба действительно плоть едина. Там, где плоть едина, и дух един155. |
|
«Супружеская любовь - это единое целое, в которое входят все элементы личности: зов плоти и инстинкта, сила чувства и привязанности, стремление духа и воли; она направлена на создание глубоко личностного единства, которое, помимо слияния в единую плоть, ведет и к соединению сердец и душ в одно целое; она требует нерасторжимости и верности в полном взаимном даровании себя; и она открывается плодоношению. Речь идет о нормальных признаках, характерных для любой естественной супружеской любви, но в новом значении, не только их очищающим и скрепляющим, но возвышающим их так, чтобы они стали проявлением истинно христианских ценностей»156. |
|
Любовь супругов требует, по самой своей природе, единства и нерасторжимости созданного их личностного сообщества, охватывающего всю их жизнь: «Так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф 19,6)157. «Они призваны постоянно возрастать в своем общении через ежедневную верность супружескому обещанию обоюдного всецелого дара себя»158. Это человеческое общение утверждено, очищено и завершено общением в Иисусе Христе, которое дано в таинстве Брака. Оно углубляется общей жизнью веры и совместным принятием Евхаристии. |
|
«Равное личное достоинство, которое следует признавать за женой и мужем во взаимной и полной любви, ясно показывает единство брака, подтвержденное Господом»159. Многоженство противоречит этому равенству достоинства и супружеской любви, которая является единственной и исключительной160. |
|
Супружеская любовь по своей природе требует от супругов нерушимой верности. Это - следствие обоюдного дарования себя, который совершают супруги. Любовь должна быть постоянной. Она не может быть «временной». «Этот глубокий союз и обоюдный дар двух личностей, не менее, чем благо детей, требует полной верности супругов и нерасторжимости их единства»161. |
|
Самая глубокая причина этого коренится в верности Бога Своему Завету, Христа - Своей Церкви. Таинством Брака супруги обретают возможность представлять эту верность и свидетельствовать о ней. Через это таинство нерасторжимость брака приобретает новый и более глубокий смысл. |
|
Может показаться трудным, а то и вовсе невозможным связать себя на всю жизнь с данным человеком. Тем более важно провозглашать Благую Весть о том, что Бог любит нас окончательной и необратимой любовью, что супруги участвуют в этой любви, поднимающей и поддерживающей их, и что своей верностью они могут свидетельствовать о верности любви Божией. Супруги, которые при помощи Божией благодати дают это свидетельство, часто при очень сложных обстоятельствах, заслуживают благодарности и поддержки церковной общины162. |
|
Однако, существуют ситуации, при которых совместное проживание супругов становится практически невозможным по самым разным причинам. В таких случаях Церковь допускает физическое разлучение супругов и прекращение совместного проживания. Супруги не перестают быть мужем и женой перед Богом, они не свободны заключать новый брачный союз. В подобной трудной ситуации лучшим решением является - если это возможно - примирение. Христианская община призвана помогать этим людям по-христиански переносить свое положение, в верности брачным узам, которые остаются нерасторжимыми163. |
|
В наше время многочисленные католики во множестве стран прибегают к разводу по гражданскому закону и заключают новые гражданские браки. Из верности слову Иисуса Христа («Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет замуж за другого, прелюбодействует»; (Мк 10,11 12), Церковь стоит на том, что она не может признать действительным новый союз, если таковым был первый. Если разведенные вступают в новый гражданский брак, они оказываются в положении, объективно противоречащем Закону Божию. В таком случае они не могут быть допущены к Причастию до тех пор, пока это положение имеет место. По той же причине они не могут исполнять некоторых церковных обязанностей. Примирение через таинство Покаяния может быть дано только тем, кто раскаивается в нарушении знамения союза и верности Христу и обязуется жить в абсолютном целомудрии. |
|
По отношению к тем христианам, которые живут в подобной ситуации, но зачастую остаются верующими и хотят воспитывать в вере своих детей, священники и община должны проявлять особую внимательную заботу, чтобы они не чувствовали себя отделенными от Церкви, в жизни которой они, будучи крещеными, могут и должны участвовать: Нужно призывать их слушать Слово Божие, приглашать их присутствовать на Святой Мессе, быть усердными в молитве, вносить свою лепту в дела милосердия и деятельность общины на пользу [социальной] справедливости, растить своих детей в христианской вере, укреплять дух покаяния и совершать соответственные дела, чтобы таким образом день за днем испрашивать у Бога благодать164. |
|
«По своему естественному характеру сам брачный институт и супружеская любовь предназначены для рождения и воспитания потомства, которым они увенчиваются»165: |
|
Дети являются ценнейшим даром брака и весьма способствуют благу самих родителей. Бог, Сам сказавший: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт 2,18) и «Сотворивший в начале мужчину и женщину» (Мф 19,4), - желая сообщить ему [человеку] некое особое участие в Своем деле творения, благословил мужа и жену, говоря: «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1,28). Поэтому подлинная супружеская любовь, взаимное уважение и весь строй семейной жизни, возникающий из этого, не отвлекая от других целей брака, ведут к тому, чтобы супруги были расположены мужественно содействовать любви Творца и Спасителя, Который через них непрестанно увеличивает и обогащает Свою семью166. |
|
Плодородие супружеской любви распространяется на плоды нравственной, духовной и сверхъестественной жизни, которую родители передают детям через воспитание. Родители являются первыми и главными воспитателями своих детей167. В этом смысле главной обязанностью брака и семьи является служение жизни168. |
|
Супруги, которым Бог не дал детей, могут, тем не менее, вести глубокую супружескую жизнь, с чисто человеческой и христианской точек зрения. Их брак может сиять плодотворностью милосердия, открытости для других людей и жертвенности. |
|
Христос благоволил родиться и расти в лоне Святого Семейства Марии и Иосифа. Церковь есть не что иное, как «семейство Божие». С самого зарождения Церкви ее ядро часто состояло из тех, кто «со всем домом своим» стали верующими169. Когда они обращались, они хотели, чтобы и «весь дом их» был спасен170. Эти семьи, став верующими, были островками христианской жизни в мире неверующих. |
|
В наши дни, в мире зачастую чуждом и даже враждебном вере, верующие семьи играют первостепенную роль как очаги живой и лучезарной веры. Поэтому Второй Ватиканский Собор дает семье древнее наименование: домашняя Церковь (Ecclesia domestica)171. В лоне семьи родители должны быть «для своих детей первыми наставниками веры словом и примером и благоприятствовать призванию каждого из них, особенно духовному»172. |
|
Именно здесь осуществляется преимущественным образом священство крещеных - отца семейства, матери, детей, всех членов семьи «через принятие таинств, молитву и благодарение, свидетельство святой жизни, самоотвержение и действенную любовь»173. Семейный очаг есть, таким образом, первая школа христианской жизни, «богатейшая школа для человечества»174. Именно здесь учатся выносливости в труде и его радости, братской любви, щедрому прощению, даже многократному, но прежде всего - поклонению Богу в молитве и жертве собственной жизни. |
|
Необходимо также помнить о некоторых людях, которые из-за конкретных обстоятельств, в каких они вынуждены жить, часто помимо своей воли, особенно близки сердцу Иисуса и заслуживают поэтому внимательной заботы и любви Церкви, в особенности пастырей: речь идет о большом количестве одиноких людей. Многие из них остались без семьи, часто - из-за своей бедности. Есть среди них люди, воспринимающие свое положение в духе Заповедей Блаженства, примерно служа Богу и ближнему. Всем им нужно открыть двери семейных очагов, «домашних церквей», и той великой семьи, какой является Церковь. «Никто не лишен семьи в этом мире: Церковь - это дом и семья для всех, в особенности для „труждающихся и обремененных” (Мф 11,28)»175. |
|
Коротко |
|
Св. Павел сказал: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь. (...) Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» (Еф 5,25.32). |
|
Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой внутреннюю общность жизни и любви, основан Творцом, Который снабдил его собственными законами. Самой природой своей он направлен на благо супругов, как и на рождение и воспитание детей. Этот союз крещеных возведен Господом Иисусом Христом в достоинство таинства176. |
|
Таинство Брака означает единство Христа и Церкви. Оно дает супругам благодать - любить друг друга той любовью, которой Христос любит Свою Церковь; благодать таинства совершенствует таким образом человеческую любовь супругов, укрепляет их нерасторжимое единство и освящает их на пути к жизни вечной177. |
|
Брак основывается на взаимном согласии жениха и невесты, то есть на желании даровать себя друг другу, взаимно и окончательно, с целью жить в верном и плодотворном союзе любви. |
|
Поскольку брак устанавливает для супругов общественный статус жизни в Церкви, подобает совершать его публично, в рамках богослужения в присутствии священника (или полномочного свидетеля Церкви), а также свидетелей и собрания верных. |
|
Для брака существенны единство, нерасторжимость и открытость плодоношению. Многоженство несовместимо с единством брака; развод разделяет то, что соединил Бог; отказ от плодоношения лишает супружескую жизнь «высшего из ее даров» - ребенка178. |
|
Второй брак, заключаемый разведенным при жизни законного супруга, противоречит замыслу Бога и Его Закону, о котором учил Христос. В таком случае люди не отлучаются от Церкви, но не могут приступать к Причастию. Они будут продолжать вести христианскую жизнь, в частности, воспитывая в вере своих детей. |
|
Христианский семейный очаг - это место, где детям впервые возвещается вера. Вот почему семейный дом по праву называют «домашней Церковью», общиной благодати и молитвы, школой человеческих добродетелей и христианского милосердия. |
к содержанию | ||
1 Cр. LG
10. 2 LG 11. 3 GS 48, 2. 4 Ср. Евр 5, 6; 7,11; Пс ПО, 4. 5 Ср. LG 10. 6 Ср. Ис 61, 6. 7 Ср. Числ 1, 48-53. 8 Ср. Ис Нав 13, 33. 9 Ср. Исх 29, 1-30; Лев 8. 10 Ср. Евр 5, 1. 11 Ср. Мал 2, 7-9. 12 Ср. Евр 5, 3; 7, 27; 10, 1-4. 13 Ср. Числ 11, 24-25. 370. 14 Св. Фома Аквинский, На Послание к Евреям 7, 4. 15 Ср. Откр 5, 9-10; 1 Петр 2, 5. 9. 16 LG 10. 17 LG 10. 18 LG 10. 19 Ср. LG 10; 28; SC 33; CD 11; РО 2:6. 20 Пий XII, Энциклика «Mediator Dei». 21 Св. Фома Аквинский, STh 3, 22, 4. 22 Ср. LG 21. 23 Послание к Траллийцам 3, 1; ср. Послание к Магнезийцам 6, 1. 24 LG 24. 25 Ср. Мк 10, 43-45; 1 Петр 5, 3. 26 Св. Иоанн Златоуст, О священстве 2, 4; ср. Ин 21, 15-17. 27 Ср. SC 33. 28 Ср. LG 10. 29 LG 28. 30 Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Траллийцам 3, 1. 31 LG 20. 32 LG 21. 33 LG 21. 34 LG 21. 35 CD 2. 36 LG 22. 37 Ср. LG 22. 38 Пий XII, Энциклика «Fidei donum»; ср. LG 23; CD 4; 36; 37; AG 5; 6; 38. 39 Ср. SC 41; LG 26. 40 LG 28. 41 РО 2. 42 ГО 2. 43 Ср. Евр 5, 1-10; 7, 24. 44 LG 28. 45 ГО 10. 46 «Optatam totius»: Декрет II Ватиканского Собора о подготовке к священству 20. 47 LG 28. 48 Ср. РО 2. 49 LG 28. 50 РО 8. 51 LG 28. 52 Св. Ипполит, Апостолькое предание 8. 53 Ср. LG 41; АА 16. 54 Ср. Мк 10, 4S; Лк 22, 27; Св. Поликарп, Послание к Филиппийцам S, 2. 55 Ср. LG 29; SC 35, § 4; AG 16. 56 LG 29. 57 AG 16. 58 Ср. Пий XII, Апост. конст. «Sacramentum Ordinis»: DS 3858. 59 Ср. MR, I Префация апостолов. 60 Ср. Еф 4, 11. 61 LG 21. 62 LG 21. 63 LG 20. 64 Ср. DS 794 и 802; CIC кан. 1012; ССЕО кан. 744; 747. 65 CIC кан. 1204. 66 Ср. Мк 3, 14-19; Лк 6, 12-16. 67 Ср. I Тим 3, 1-13; 2 Тим 1, 6; Тит 1, 5-9. 68 Св. Климент Римский, Послание к Коринфянам 42, 4; 44, 3. 69 Ср. MD 26-27; Конгр. вер.: Декларация «Inter insigniores». 70 Ср. Евр 5, 4. 71 Ср. 1 Кор 7, 32. 72 РО 16. 73 Ср. РО 16. 74 Ср. Трид. Соб.: DS 1767; LG 21; 28; 29; РО 2. 75 Ср. CIC кан. 290-293; 1336, §1,3°. 5°; 1338, § 2. 76 Ср. Трид. Соб.: DS 1774. 77 Ср. Трид. Соб.: DS 1612; DS 1154. 78 Св. Августин, Трактат на Евангелие от Иоанна 5, 15. 79 Ср. CD 13 и 16. 80 Св. Ипполит, Апостольское предание 3. 81 Евхологий. 82 LG 29. 83 Проповеди 2, 71. 84 Ук. соч. 2, 74. 85 Ук. соч. 2, 75. 86 Иоанн Мария Вианней (Nodet, p. 98). 87 Ср. св. Игнатий Антиохийский, Послание к Траллийцам 3, 1. 88 CIC кан. 1055, §1. 89 Ср. Быт 1, 26-27. 90 Ср. Еф 5, 31-32. 91 GS 48, §1. 92 Ср. GS 47, §2. 93 GS 47, § 1. 94 Ср. Быт 1, 27. 95 Ср. 1 Ин 4, 8. 16. 96 Ср. Быт 1, 31. 97 Ср. Пс 121, 2. 98 Ср. Быт 3, 12. 99 Ср. Быт 2, 22. 100 Ср. Быт 3, 16. 5. 101 Ср. Быт 1, 28. 102 Ср. Быт 3, 16-19. 103 Ср. Быт 3, 21. 104 Ср. Мф 19, 8; Втор 24, 1. 105 Ср. Ос 1-3; Ис 54, 62; Иер 2-3, 31; Иез 16; 23. 106 Ср. Мал 2, 13-17. 107 Ср. GS 22. 108 Ср. Ин 2, 1-11. 109 Ср. Мф 19, 8. 110 Ср. Мф 19, 10. 111 Ср. Мф 11, 29-30. 112 Ср. Мк 8, 34. 113 Ср. Мф 19, 11. 114 Ср. Еф 5, 26-27. 115 Ср. DS 1800; CIC кан. 1055, § 2. 116 Ср. Лк 14, 26; Мк 10, 28-31. 117 Ср. Откр 14, 4. 118 Ср. 1 Кор 7, 32. 119 Ср. Мф 25, 6. 120 Ср. Мк 12, 25; 1 Кор 7, 31. 121 Ср. Мф 19, 3-12. 122 LG 42; PC 12; «Optatam totius»: Декрет II Ват. Соб. о подготовке к священству 10. 123 Св. Иоанн Златоуст, О девстве 10, 1; ср. Иоанн Павел II, Апостольское обращение «Familiaris consortio» (далее — FC) 16. 124 Ср. SC 61. 125 Ср. LG 6. 126 Ср. 1 Кор 10, 17. 127 FC 67. 128 Ср. ССЕО кан. 817. 129 Ср. ССЕО кан. 828. 130 Ср. Еф 5, 32. 131 CIC кан. 1057, § 1. 132 GS 48, § 1; ср. CIC кан. 1057, §1. 133 Чин венчания 45. 134 Быт 2, 24; Мк 10, 8; Еф 5, 31. 135 CIC кан. ПОЗ. — 2. 136 CIC кан. 1057, § 1. 137 Ср. CIC кан. 1095-1107. 138 Ср. CIC кан. 1071. 139 Ср. Трид. Соб.: DS 1813-1816; CIC кан. 1108. 140 Ср. CIC кан. 1063. 141 GS 49, §3. 142 CIС кан. 1124. 143 CIC кан. 1086. 144 CIC кан. 1125. 145 Ср. 1 Кор 7, 16. 146 CIC кан. 1134. 147 Ср. Мк 19, 9. 148 GS 48, § 1. 149 GS 48, §1. 150 Ср. CIC кан. 1141. 151 LG 11. 152 LG 11; ср. LG 41. 153 GS 48, 52. 154 Ср. Гал 6, 2. 155 Тертуллиан, К супруге 2, 9; ср. FC 13. 156 FC 13. 157 Ср. Быт 2, 24. 158 FC 19. 159 GS 49, §2. 160 Ср. FC 19. 5. 161 GS48, § 1. 162 Ср. FC 20. 163 Ср. FC 83; CIC кан. 1152-1155. 164 FC 84. 165 GS 48, § 1. 166 GS 50, § 1. 167 Ср. «Gravissimum educationis»: Декларация II Ват. Соб. о христианском воспитании (далее — GE) 3. 168 FC 28. 169 Ср. Деян 18, 8. 170 Ср. Деян 16, 31 и И, 14. 171 LG 11; ср. FC 21. 172 LG 11. 173 LG 10. 174 GS 52, § 1. 175 FC 85. 176 Ср. GS 48, § 1. CIC кан. 1066, § 1. 177 Ср. Трид. Соб.: DS 1799. 178 GS 50, § 1 |