ГЛАВА ВТОРАЯ
Прославление в таинствах Пасхальной тайны
Вероучение о литургии означает, прежде всего, разумение домостроительства таинств (глава первая). В свете этого выявляется новизна совершения литургии. В этой главе речь пойдет поэтому о совершении таинств Церкви. Мы рассмотрим то, что, несмотря на разнообразие литургических традиций, остается общим для совершения семи таинств; присущее каждому из них в отдельности будет рассматриваться дальше. Это основополагающее учение о совершении таинств отвечает на первые вопросы, которые задают себе на эту тему верующие: |
|
— Кто совершает? |
Статья первая
Совершение литургии Церкви
Литургия есть действие «всецелого Xpucтa»(Christus totus). Те, кто уже сегодня совершает ее, через знаки, уже теперь участвуют в небесной литургии, где богослужение есть абсолютное общение и Праздник. |
|
Служители небесной литургии | |
Откровение св.Иоанна, которое читается во время литургии Церкви, открывает нам сначала, что «престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр 4, 2): «Господь» (Ис 6, 1)1. Затем показывает Агнца, Который «стоял как бы закланный» (Откр 5, б)2: Христос, распятый и воскресший, единственный Первосвященник подлинного святилища3, «приносящий и приносимый, приемлемый и раздаваемый»4. Наконец, являет «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр 22, 1) — один из самых красивых символов Духа Святого5. | 1137 |
«Собранные под единым Главою» во Христе, в восхвалении Господа и завершении Его Замысла участвуют: Небесное Воинство6, всё творение (четверо Животных), служители Ветхого и Нового Заветов (двадцать четыре Старца), новый Народ Божий (сто сорок четыре тысячи7), в особенности, мученики, «убиенные за Слово Божие» (Откр 6, 9–11) и Пресвятая Матерь Божия (Жена8; Невеста Агнца9), наконец, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр 7, 9). | |
В этой вечной литургии Дух и Церковь позволяют нам принимать участие, когда мы прославляем тайну спасения в таинствах. | |
Служители литургии таинств | |
Служит вся Община, Тело Христово, единое с Главой своим. «Литургические действия являются не частными действиями, но служением Церкви, которое есть «таинство единства», то есть народ святой, собранный и руководимый епископами. Поэтому эти действия принадлежат всему Телу Церкви, являют его и отражаются на нем; но отдельные члены его получают пользу от них различным способом в зависимости от своего положения, служения и действенного участия»10. Поэтому также «каждый раз, когда обряды согласно собственной природе каждого из них совершаются совместным служением с присутствием и действенным участием верующих, нужно внушать, что совместное служение, в меру возможности, предпочтительнее служению индивидуальному и почти что частному»11. |
|
Собрание, совершающее богослужение, — община крещеных, которые через «возрождение и помазание Духа Святого посвящаются в дом духовный и священство святое, чтобы всеми делами христианина приносить духовные жертвы»12. Это «общее священство» есть священство Христа, единственного Священника, в котором участвуют все члены его13. |
1141 |
Матерь Церковь очень желает, чтобы все верующие привлекались к тому полному, сознательному и деятельному участию в богослужениях, которого требует сама природа богослужения, на которое в силу своего крещения, христианский народ — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр 2, 9) 14 — имеет право, будучи также и обязан к нему15. |
|
Но «не у всех членов одно и то же дело» (Рим 12, 4). Некоторые члены призваны Богом, в Церкви и через Церковь, к особому служению общине. Эти служители избраны и посвящены таинством священства, которым Дух Святой делает их способными действовать в лице Христа-Главы для служения всем членам Церкви16. Рукоположенный во священника — словно «икона» Христа-Священника. Коль скоро таинство Церкви открывается во всей полноте в Евхаристии, то в предстоятельстве при совершении Евхаристии проявляется прежде всего епископское служение, и в общении с ним — служение священников и диаконов. |
|
Для осуществления функций общего священства верующих существуют другие особые служения, не требующие посвящения через таинство священства, круг которых определяется епископами соответственно литургическим традициям и пастырским потребностям. «Прислуживающие, чтецы, пояснители [богослужения] и поющие в хоре также исполняют настоящее литургическое служение»17. |
|
Так в совершении таинств участвует все собрание, которое становится «литургом», каждый в своей роли, но в «единстве Духа», действующего во всех. «В богослужении каждый, и совершающий его священник, и простой верующий, исполняя свое служение, должен делать всё то и только то, что ему надлежит в силу самого обряда и литургических норм»18. |
|
Совершение таинств соткано из знаков и символов. Согласно божественной педагогике спасения, их значение укоренено в деле Творения и в человеческой культуре, уточнено в ветхозаветных событиях и открывается во всей полноте в личности и деле Христа. | 1145 |
Знаки мира людей. В человеческой жизни знаки и символы занимают важное место. Человек, будучи одновременно существом плотским и духовным, воспринимает и выражает духовные реальности в знаках и материальных символах. Как существо социальное, человек нуждается в знаках и символах, чтобы общаться с другими — с помощью языка, жестов, поступков. Тоже самое — в его отношениях с Богом. | |
Бог говорит с человеком посредством видимого творения. Материальная вселенная является человеческому разуму, чтобы он прочел в ней отпечатки ее Создателя19. Свет и тьма, ветер и огонь, вода и земля, дерево и плоды говорят о Боге, символизируют одновременно Его величие и Его близость. |
1147 |
Как творения, эти ощутимые чувствами реальности могут стать местом проявления Божиего действия, освящающего людей, и действия людей, поклоняющихся Богу. То же самое — в отношении знаков и символов социальной жизни людей: омовение и помазание, преломление хлеба и совместное приобщение к чаше — все это может выражать освящающее присутствие Бога и благодарность человека Его Создателю. |
|
Великие религии человечества свидетельствуют — часто очень впечатляюще — об этом космическом и символическом смысле религиозных обрядов. Литургия Церкви принимает, включает в себя и освящает элементы творения и человеческой культуры, облекая их достоинством знаков благодати, нового творения в Иисусе Христе. |
1149 |
Знаки Завета. Избранный народ получает от Бога отличила тельные знаки и символы, отмечающие его литургическую жизнь: это уже не только прославление космических циклов и социальные жесты, это знаки Завета, символы великих деяний Бога для Своего народа. Среди таких литургических знаков Ветхого Завета можно назвать обрезание, помазание, посвящение царей и священников, возложение рук, жертвоприношение, и в особенности — Пасху. Церковь видит в этих знаках прообразы таинств Нового Завета. |
1150 |
Знаки, воспринятые Христом. В Своей проповеди Господь Иисус часто использует знаки творения, чтобы дать познать тайны Царства Божия20. Он совершает Свои исцеления или подчеркивает Свою проповедь с помощью материальных знаков или символических жестов21. Он наполняет новым смыслом факты и знаки Ветхого Завета, главным образом, Исход и Пасху22, ибо Сам Он — смысл всех этих знаков. |
1151 |
Знаки таинств. Начиная с Пятидесятницы Дух Святой совершает дело освящения через знаки таинств Своей Церкви. Таинства Церкви не упраздняют, но очищают и вбирают в себя все богатство знаков и символов мироздания и социальной жизни. Кроме того, они завершают прообразы и образы Ветхого Завета, они означают и осуществляют спасение, совершенное Христом, и предсказывают и предвосхищают Славу Небесную. |
|
Совершение таинства есть встреча детей Божиих с их Отцом, во Христе и Духе Святом, и эта встреча принимает форму диалога посредством действий и слов. Разумеется, символические действия сами по себе уже представляют собой своего рода язык, но необходимо, чтобы Слово Божие и ответ веры на него сопровождали их и наполняли их жизнью, дабы семя Царства принесло плоды на доброй почве. Литургические действия означают то, что выражено в Слове Божием: безвозмездную Божию инициативу и одновременно ответ веры Его народа. |
1153 |
Литургия Слова — неотъемлемая часть совершения таинства. Чтобы питать веру верующих, знаки Слова Божия должны быть представлены по достоинству: книга Слова (лекционарий или Евангелие); его почитание (процессия, каждение, свет); место провозглашения Слова Божия (авмон), четкое и разборчивое чтение, проповедь священника, продолжающая провозглашение Слова, ответы собрания (возгласы, псалмы, побуждающие к размышлению, молитвенные прошения, исповедание веры). |
|
Неразделимые как знак и учение, литургические слова и действия столь же неразрывны в воплощении того, что они означают. Дух Святой дарует не только разумение Слова Божия, пробуждая веру; в таинствах Он воплощает также «чудеса» Божий, о которых возвещает Слово: Он дарует и сообщает присутствие Божиего дела, совершенного Возлюбленным Сыном. |
1155 |
«Музыкальная традиция всей Церкви составляет неоценимое сокровище, которое отличается среди других выражений искусства, особенно тем, что священное пение, соединенное со словами, является необходимой или неотъемлемой частью торжественного богослужения»23. Сочинение и пение боговдохновенных Псалмов, часто сопровождаемое музыкальными инструментами, уже были тесно связаны с богослужениями Ветхого Завета. Церковь продолжает и развивает эту традицию: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф 5, 19)24. «Тот, кто поет, молится вдвойне»25 |
|
Пение и музыка исполняют свою функцию знаков тем красноречивее, чем они «теснее они смыкаются с литургическим действием»26 по трем основным критериям: выразительной красоте молитвы, единодушному участию христиан в положенные моменты и торжественному характеру богослужения. Пение и музыка таким образом участвуют в том, что является целью слов и литургических действий — в прославлении Бога и освящении верующих27: |
1157 |
Сколько плакал я, слушая ваши гимны, ваши песнопения, пленительные интонации, которыми звенела ваша Церковь! Какое волнение рождало это во мне! Они плыли в мои уши, очищая истину в моем сердце. Великий порыв благоговения вздымал меня, и слезы текли по моим щекам, но то были добрые слезы28. |
|
Гармония знаков (пение, музыка, слова и действия) тем более выразительна и плодотворна, если она выражается в культурном богатстве, принадлежащем Народу Божию, который совершает богослужение29. Поэтому «народные религиозные песнопения нужно разумно поддерживать, чтобы в священных и благочестивых делах и в самом литургическом действии», в соответствии с правилами Церкви, «могли звучать голоса верующих»30. Но «тексты, предназначенные для священного пения, должны соответствовать католическому учению и должны по преимуществу извлекаться из Священного Писания или литургических источников»31. |
|
Священное изображение, литургическая Икона, изображает главным образом Христа. Она не может изображать невидимого и непостижимого Бога; именно Воплощение Сына Божия открыло новое «домостроительство» изображений: |
|
Раньше Бог, не имеющий ни тела, ни лица, совершенно не мог быть представленным в изображении. Но теперь, когда Он явился нам во плоти и жил с людьми, я могу запечатлеть образ того, что я увидел в Боге. (...) С открытым лицом созерцаем мы славу Господа32. |
|
Христианская иконография передает в образах евангельскую весть, которую Священное Писание передает в словах. Образ и слово поясняют друг друга: |
|
Говоря коротко, мы исповедуем, что храним все церковные предания, писаные и неписаные, которые были переданы нам без изменений. Одно из них состоит в изобразительном представлении образов; оно согласуется с проповедью евангельской истории и служит подтверждением подлинного, а не только видимого вочеловечения Бога-Слова, и это [представление образов] полезно и плодотворно, ибо взаимно проясняющие друг друга вещи несомненно имеют и обоюдоважное значение33. |
|
Все знаки богослужения относятся ко Христу: священные образы Матери Божией и святых — также. Они означают Христа, в них прославленного. Они открывают «облако свидетелей» (Евр 12, 1), продолжающих участвовать в спасении мира, с которыми мы объединены — в особенности, в совершении таинств. Через их иконы нашей вере открывается человек, сотворенный «по образу Божию», преображенный наконец по «Его подобию»34, и даже ангелы, также собранные воедино под главенством Христа: |
|
Согласно боговдохновенному учению наших Святых Отцов и Преданию Вселенской Церкви, о котором нам известно, что оно есть Предание Духа Святого, живущего в ней, мы со всей уверенностью правильно постановляем, что почитаемые святые образы, как и изображения драгоценного и животворящего Креста, в живописи ли, в мозаике или любом другом соответствующем материале, — должны быть помещены в святых церквах Божиих, на священных предметах и одеяниях, на стенах и досках, в домах и на дорогах —как святой образ Господа нашего, Бога и Спасителя Иисуса Христа, так и образ Пречистой и Святой Богоматери, нашей Царицы, святых ангелов, всех святых и праведников35. |
|
«Красота и цвета образов зовут меня к молитве. Это праздник глазам моим, так же, как созерцание природы побуждает мое сердце к восхвалению Бога»36. Созерцание святых икон в соединении с размышлением над словом Божиим и пением литургических песнопений входит в гармонию знаков богослужения, чтобы тайна, которую мы прославляем, запечатлелась в памяти сердца и выразилась затем в новой жизни верующих. |
1162 |
«Святая Матерь Церковь считает своей обязанностью прославлять священным воспоминанием по определенным дням на протяжении года спасительное дело своего Божественного Жениха. Каждую неделю, в день, названный ею «днем Господним», она вспоминает воскресение Господне, которое еще один раз в году она прославляет величайшим торжеством Пасхи вместе со святыми Его Страстями. На протяжении года она раскрывает всю тайну Христа. (...). Таким образом, вспоминая тайны искупления, она открывает верующим богатства силы и заслуги своего Господа, — чтобы соделать их как бы присутствующими на протяжении времени и чтобы верующие могли войти в соприкосновение с ними и исполниться благодатью спасения»37. |
1163 |
Уже со времен Моисеева закона Народ Божий знал постоянные праздники, начиная с Пасхи, чтобы увековечить удивительные деяния Бога Спасителя, воздать Ему благодарение, сохранить их память и научить новые поколения сообразовывать с ними свое поведение. Во времена Церкви, от Пасхи Христовой и до завершения в Царстве Божием, литургия, совершаемая в определенные дни, вся пронизана новизной тайны Христа. |
|
Когда Церковь празднует тайну Христа, есть одно слово, придающее особое звучание ее молитве: «Ныне!» Это эхо молитвы, которой научил ее Господь38, и призыва Духа Святого39. Это «ныне» Бога Живого, в которое человек призван войти; оно есть «Час» Пасхи Иисуса, проходящий сквозь всю историю и ведущий ее: |
|
Жизнь распростерлась на все существа, и все преисполнились яркого света; Восток востоков охватил мироздание, и Тот, Кто был «раньше утренней звезды», раньше звезд, Бессмертный и Бесконечный, Великий Христос сияет над всякой тварью ярче солнца. Поэтому для нас, верующих в Него, наступает Светлый День, долгий, вечный, неугасающий: мистическая Пасха40. |
|
«Церковь празднует тайну Пасхи по апостольскому Преданию, восходящему к самому дню Воскресения Христова, каждый восьмой день, по праву называющийся Днем Господним, или Воскресением»41. День Воскресения Христа одновременно и «первый день недели» в память первого дня творения, и «восьмой день», в который Христос, после Своего «покоя» Великой Субботы, открывает День, «который сотворил Господь», «день невечерний»42. Трапеза Господня — его центр, ибо именно в ней община верных встречает Воскресшего Господа, Который приглашает их на Свой пир43: |
1166 |
День Господень, день Воскресения, день христиан, это наш день. Поэтому он и назван днем Господним: ибо в этот день Господь Победитель взошел к Отцу. Если язычники называют его днем солнца, то и мы тоже охотно это исповедуем: ибо сегодня воссиял Свет мира, сегодня явилось Солнце Правды, Чьи лучи приносят спасение44. |
|
Воскресенье есть по своей сути главный день литургического собрания, когда верующие собираются, «чтобы, слушая слово Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать Страсти, Воскресение и Славу Господа Иисуса, воздавая благодарение Богу, возродившему их к живому упованию Воскресением Иисуса Христа из мертвых»45: |
|
Когда мы размышляем, о Христе, о чудесах, свершенных в день Твоего святого Воскресения, мы говорим: Благословен день воскресный, ибо в этот день началось творение мира (...), спасение мира (...), обновление рода человеческого (...). В этот день возрадовались небо и земля, и все мироздание исполнилось света. Благословен день воскресный, ибо в этот день открылись двери рая, чтобы Адам и все изгнанные без страха вошли туда46. |
|
Начиная с Пасхального Триденствия как с источника света, новое время Воскресения наполняет весь литургический год своим сиянием. Приближаясь и с той и другой стороны к этому источнику, год преображается литургией. Он действительно — «лето Господне благоприятное»47. Домостроительство спасения происходит в рамках времени, но после совершения его в Пасхе Христа и излияния Святого Духа конец истории предвосхищен в «предвкушении», и Царство Божие входит в наше время. |
1168 |
Поэтому Пасха не просто один из праздников: она «Праздник праздников», «Торжество торжеств», как Евхаристия есть таинство таинств (Великое таинство). Св. Афанасий называет Пасху «Великим Воскресеньем»48, как Святая неделя называется на Востоке Великой неделей. Тайна Воскресения, в которой Христос попрал смерть, пронизывает наше ветхое время мощной своей энергией, пока все не подчинится Ему. |
|
На Никейском соборе (325 г.) все Церкви пришли к согласию в том, чтобы праздновать христианскую Пасху в воскресенье, следующее за полнолунием (14 нисана), после весеннего равноденствия. По причине различия методов, используемых для вычисления даты 14 нисана, Пасха в Западной и Восточной Церквах не всегда приходится на один и тот же день. Поэтому они ищут теперь соглашения, чтобы снова праздновать в один и тот же день Воскресение Господне. |
|
Литургический год представляет собой раскрытие различных аспектов единой Пасхальной тайны. Это особенно относится к циклу праздников, связанных с тайной Воплощения (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление), вспоминающих начало нашего спасения и сообщающих нам начатки Пасхальной тайны. |
1171 |
«Совершая годовой цикл тайн Христовых, Святая Церковь с особой любовью почитает Блаженную Деву Марию, Матерь Божию, Которая неразрывно связана со спасительным делом Своего Сына. Ею Церковь восхищается и Ее превозносит как высший плод Искупления, и в Ней как в чистейшем отражении, она с радостью созерцает то, чем сама она всецело жаждет и надеется быть»49. |
|
Когда Церковь в годовом цикле поминает мучеников и других святых, она «возвещает Пасхальную тайну» в тех, кто «страдал со Христом и прославлен с Ним, предлагая верующим их пример, всех привлекающий через Христа к Отцу, и благодаря их заслугам вымаливает милости Божий»50. |
1173 |
Тайна Христа, Его Воплощение и Его Пасха, празднуемые в Евхаристии — в особенности в воскресном собрании, проникает во время каждого дня и преображает его через Литургию Часов51. Эта служба, во исполнение апостольских наставлений «непрестанно молиться» (1 Фес 5, 17; Еф 6, 18), «составлена таким образом, чтобы все течение дня и ночи было освящено хвалой Богу»52. Она — «общественная молитва Церкви»53, в которой верующие (духовенство, монашествующие и миряне) осуществляют свое царское священство крещеных. Совершаемая «по образу, одобренному» Церковью, Литургия Часов «есть действительно голос самой Невесты, взывающей к своему Жениху; более того, она есть также молитва Христа и Его Тела к Богу Отцу»54. |
1174 |
Литургия Часов предназначена стать молитвой всего Народа Божия. В ней Сам Христос «продолжает священническое служение через Свою Церковь»55; каждый участвует в ней в соответствии с местом, занимаемым в Церкви и обстоятельствами своей жизни: священники — как те, кому надлежит исполнять пастырское служение, ибо они призваны к усердию в молитве и служении слова56; монахи и монахини — через харизму их посвященной жизни57; все верующие — по их возможностям: «Пастыри должны заботиться о том, чтобы важнейшие Часы, в особенности Вечерни по воскресным дням и в дни великих праздников, совершались в церкви общинно. Самим мирянам рекомендуется читать Божественное Служение вместе со священниками, или когда они собираются друг с другом, либо даже индивидуально»58. |
|
Совершать Литургию Часов означает не только согласовывать свой голос с молящимся сердцем, но также «приобретать более глубокое знание богослужения и Библии, в особенности, псалмов»59. |
1176 |
Гимны и прошения Литургии Часов вводят молитву псалмов во время Церкви, выражая символику данного времени суток, литургического времени или отмечаемого праздника. Кроме того, чтение Слова Божия в каждый литургический Час (с последующими за ним ответами или тропарями), и, в некоторые Часы, чтение текстов Святых Отцов и духовных учителей более глубоко раскрывают смысл поминаемой тайны, содействуют пониманию псалмов и готовят к безмолвной молитве. Таким образом, Божественное чтение (lectio divina), во время которого чтение слова Божия становится предметом размышления, укореняется в литургическом служении, чтобы стать молитвой. |
1177 |
Литургия Часов, которая есть как бы продолжение совершения Евхаристии, не исключает, но требует по принципу дополнительности различных других проявлений благочестия Народа Божия, в особенности это относится к поклонению Святым Дарам и почитанию. |
1178 |
Поклонение «в духе и истине» (Ин 4, 24) Нового Завета не связано с каким-то исключительным местом. Вся земля свята и вверена сынам человеческим. Когда верующие собираются в каком-то одном месте, они суть «камни живые», составляющие в «дом духовный» (1 Петр 2, 4–5). Тело Воскресшего Христа есть духовный храм, из которого бьет чистый родник живой воды. Воплощенные во Христа Духом Святым, мы сами — «храм Бога Живого» (2 Кор 6, 16). |
1179 |
Когда религиозная свобода не встречает препятствий60, христиане строят здания, предназначенные для поклонения Богу. Эти видимые церкви (храмы) — не просто место для собраний, они знаменуют и являют собой Церковь, живущую в этом месте, оби тель Бога с людьми, примиренными и объединенными во Христе. |
1180 |
«Дом молитвы, где совершается и сохраняется Пресвятая Евхаристия, где собираются верующие и где почитается присутствие Сына Божия, Спасителя нашего, принесенного за нас на жертвенном алтаре, для утешения и поддержки верных, должен быть благоустроен и приспособлен для молитвы и священнослужения»61. В этом «Доме Божием» истина и гармония знаков, его составляющих, должны открывать Христа, присутствующего и действующего здесь62. |
1181 |
Алтарь Нового Завета есть Крест Господень63, от Которого проистекают таинства Пасхальной тайны. На алтаре, являющемся центром Церкви, свершается присутствие Жертвы Христа в таинственных знаках. Он также — Стол Трапезы Господней, к которой приглашен Народ Божий64. В некоторых восточных литургиях престол (алтарь) символизирует также Гроб Господень (Христос воистину умер и воистину воскрес). |
|
Дарохранительница должна находиться в храме «на самом достойном месте, окруженная величайшим почитанием»65. Благородство, расположение и безопасность дарохранительницы66 должны способствовать поклонению Господу, реально присутствующему в Святых Дарах. |
|
Миро, помазание которым есть таинственный знак печати дара Духа Святого, традиционно хранится и почитается в безопасном месте храма. Там может находиться также елей для помазания катехуменов и для помазания больных |
|
Трон епископа (кафедра) или священника «должен подчеркивать функцию того, кто предстоятельствует в собрании и руководит молитвой»67. |
|
Амвон: «Достоинство Слова Божия требует, чтобы в церкви существовало место, способствующее возвещению этого Слова, к которому устремлено естественным образом внимание верующих во время Литургии Слова»68. |
|
Объединение Народа Божия начинается с Крещения; значит, в церкви должно быть место для совершения Крещения (крещальня, или баптистерий) и напоминание об обетах Крещения (святая вода). |
|
Возобновление жизни, освященной Крещением, требует покаяния. Храм должен располагать к раскаянию и принятию прощения, что требует подходящего места для приема кающихся. |
|
Храм также должен быть местом, приглашающим к сосредоточенности и молчаливой молитве, которая продолжает и углубляет великую молитву Евхаристии. |
|
И наконец, храм имеет значение эсхатологическое. Чтобы войти в Дом Божий, надо переступить порог, символ перехода из мира, уязвленного грехом, в мир Новой Жизни, в который призваны войти все люди. Видимый храм символизирует Отчий дом, к которому идет Народ Божий и в котором «отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр 21, 4). И поэтому храм является также домом всех детей Божиих, широко открытым и гостеприимным. |
1186 |
Коротко |
|
Литургия есть дело Всецелого Христа, Главы и Тела. Наш Первосвященник непрестанно совершает небесную литургию с Пресвятой Матерью Божией, апостолами, всеми святыми и великим множеством людей, вошедших уже в Царство Божие. |
|
В литургическом служении все Собрание есть «литург», каждый в согласии со своими функциями. Священство крещеных — это священство всего Тела Христа. Но некоторые из верных поставлены таинством священства для того, чтобы представлять Христа как Главу Тела. |
|
Литургическое служение включает в себя знаки и символы, относящиеся к творению (свет, вода, огонь), к человеческой жизни (омовение, помазание, преломление хлеба) и к истории спасения (пасхальные обряды). Внедренные в мир веры и объятые силой Духа Святого, эти элементы мироздания, эти человеческие обряды, эти жесты воспоминания о Боге становятся носителями спасительного и освящающего действия Христа. |
|
Литургия Слова — неотъемлемая часть богослужения. Смысл богослужения выражается в Слове Божием, которое в нем возвещается, и в обязательстве веры, которое является ответом на это Слово. |
|
Пение и музыка находятся в тесной связи с литургическим действием. Критерии их правильного применения следующие: выразительная красота молитвы, единодушное участие собрания и священный характер богослужения. |
|
Святые образы, находящиеся в наших храмах и наших домах, предназначены для того, чтобы пробуждать и питать нашу веру в тайну Христа. Сквозь икону с изображением Христа и Его спасительных деяний мы поклоняемся Ему Самому. Сквозь святые образы Пречистой Матери Божией, ангелов и святых мы почитаем людей, на них изображенных. |
|
Воскресенье, «День Господень», есть главный день совершения Евхаристии, ибо это день Воскресения. Это по сути своей главный день литургического собрания, день христианской семьи, день радости и отдыха от трудов. Он — «основа и ядро всего литургического года»69. |
|
Церковь «раскрывает в течение годичного цикла всю тайну Христа, от Воплощения и Рождества до Вознесения, до дня Пятидесятницы и до ожидания блаженной надежды и пришествия Господа»70. |
|
Поминая святых, и прежде всего — Пресвятую Богородицу, затем — апостолов, мучеников и других святых в отведенные для этого дни литургического года, земная Церковь показывает, что она объединена с небесной литургией; она прославляет Христа за совершение спасения в ее прославленных членах; их пример вдохновляет ее на пути к Отцу. |
|
Верующие, совершающие Литургию Часов, объединяются со Христом, нашим Первосвященником, в молитве псалмов, в размышлении над Словом Божиим, в песнопениях и благословениях, чтобы участвовать в Его непрестанной и вселенской молитве, прославляющей Отца и испрашивающей дар Духа Святого для всего мира. |
|
Христос есть истинный Храм Божий, «место Его Славы»; милостью Божией христиане становятся также храмами Духа. Святого, живыми камнями, из которых созидается Церковь. |
|
В условиях земной жизни Церковь нуждается в месте, где могла бы собираться община: наши видимые храмы, святые места, суть образы Святого Града, небесного Иерусалима, к которому мы идем в нашем паломничестве. |
|
В этих храмах Церковь совершает общественные богослужения во славу Пресвятой Троицы, слушает Слово Божие и воспевает хвалу Богу, возносит молитву свою и приносит Жертву Христа, всегда присутствующего в таинствах среди собрания. Эти храмы являются также местами внутренней сосредоточенности и личной молитвы. |
Статья вторая
Литургическое разнообразие и
единство тайны
От первой Иерусалимской общины до пришествия Христа во Славе — все Церкви Божий, верные апостольской вере, прославляют одну и ту же тайну Пасхи. Тайна, прославляемая в литургии, одна, но формы прославления разные. |
1200 |
Бездонное богатство тайны Христа таково, что никакая литургическая традиция не может исчерпывающе ее выразить. История зарождения и развития этих обрядов свидетельствует об их удивительной взаимной дополнительности. Когда Церкви накапливали эти литургические традиции в общении веры и таинств веры, они взаимно обогащали друг друга и возрастали в верности Преданию и общей миссии всей Церкви71. |
1201 |
Различные литургические традиции возникли по причине самой миссии Церкви. Церкви, принадлежащие к одной и той же географической и культурной зоне, стали прославлять тайны Христа особыми, характерными для данной культуры средствами выражения: в передаче «залога веры» (ср. 2 Тим 1, 14), в литургической символике, в устроении братского общения, в богословском разумении тайн и в типах святости. Так, Христос, Свет и Спасение всех народов, являет Себя через литургическую жизнь данной Церкви народу и культуре, к которым эта Церковь послана и в которых укоренена. Церковь — вселенская: она может принять в свое единство все настоящие культурные богатства, очищая их72 . |
|
Литургические традиции, или обряды, практикующиеся сегодня в Церкви, — это латинский обряд (главным образом обряд римский, но также и обряд некоторых поместных Церквей, как обряд амвросианский или обряд некоторых монашеских орденов) и обряд византийский, александрийский или коптский, сирийский, армянский, маронитский и халдейский. «Священный Собор, с верностью повинуясь преданию, заявляет, что святая Матерь Церковь почитает все законно признанные обряды равноправными и равночестными и хочет в будущем хранить их и всячески содействовать им»73. |
|
Таким образом, совершение литургии должно соответствовать гению и культуре разных народов74. Чтобы тайна Христа была «возвещена всем народам для покорения их вере» (Рим 14, 25), она должна быть проповедана во всех культурах, прославлена и войти в их жизнь — так, чтобы их не упразднить, но служить их искуплению и совершенству75. В рамках своей собственной человеческой культуры, воспринятой и преображенной Христом, и через нее, множество детей Божиих получают доступ к Отцу, чтобы славить Его в едином Духе. |
|
«В литургии, в особенности в литургии таинств, существует часть неизменная — ибо она есть божественное установление, — хранительницей которой является Церковь, и существуют части, поддающиеся изменениям, которые Церковь может, а иногда и должна приспосабливать к культуре недавно евангелизированных народов»76. |
1205 |
«Литургическое разнообразие может быть источником обогащения, но оно может также вызывать напряжение, взаимное непонимание и даже схизмы. Очевидно, что в этой области разнообразие не должно вредить единству. Оно может выражаться только в верности общей вере, знамениям таинств, полученным Церковью от Христа, и иерархическому общению. Культурная адаптация требует обращения сердец и, если надо, разрыва с обычаями предков, несовместимыми с католической верой»77. |
|
Коротко |
|
Следует стремиться к тому, чтобы совершение литургии находило выражение в культуре того народа, где находится Церковь, — однако, не подчиняло себя ей. С другой стороны, литургия сама по себе порождает и созидает культуру. |
|
Разные литургические традиции, или обряды, законно признанные, являют вселенскость Церкви, ибо означают и сообщают одну и ту же тайну Христа. |
|
Критерием, обеспечивающим единство в разнообразии литургических традиций, является верность Апостольскому Преданию, то есть: общение в вере и таинствах, полученных от апостолов, общение, знаменуемое и гарантированное апостольским преемством. |
к содержанию | |||
1 Иез
1, 26–28.. 2 Ср. Ин 1, 29. 3 Ср. Ев 4, 14–15; 10, 19–21 и др 4 Литургия св. Иоанна Златоуста, Молитва священника во время Херувимской песни. 5 Ср. Ин 4, 10–14; Откр 21, 6. 6 Ср. Откр 4–5; Ис 6, 2–3. 7 Ср. Откр 7, 1–8.; 14, 1. 8 Ср. Откр 12. 9 Ср. Откр 21, 9. 10 SC 26. 11 SC 27. 12 LG 10. 13 LG 10; 34; PO, 2. 14 Ср. 1 Петр 2, 4–5. 15 SC 14. 16 Ср. РО 2 и 15. 17 SC 29. 18 SC 28. 19 Ср. Прем 13, 1; Рим 1, 19–20; Деян 14, 17. 20 Ср. Лк 8, 10. 21 Ср. Ин 9, 6; Мк 7, 33–35; 8, 22–25. 22 Ср. Лк 9, 31; 22, 7–20. 23 SC 112. 24 Ср. Кол 3, 16–17. 25 Ср. св. Августин. Объяснение Псалмов 72, 1. 26 SC 112. 27 Ср. SC 112. 28 Св. Августин. Исповедь 9, 6, 14. 29 Ср. SC 119. 30 SC 118. 31 SC 121. 32 Св. Иоанн Дамаскин, Проповеди о священных изображениях 1, 16. 33 Ср. II Никейский Собор 787 г.: COD 111. 34 Ср. Рим 8, 29; 1 Ин 3, 2. 35 Ср. II Никейский Собор: DS 600. 36 Св. Иоанн Дамаскин, ук.соч. 1, 27. 37 SC 102. 38 Ср. Мф 6, 11. 39 Ср. Евр 3, 7 - 4, 11; Пс 95, 7. 40 Св. Ипполит, О Пасхе 1–2. 41 SC 106. 42 Византийская литургия. 43 Ср. Ин 21, 12; Лк 24, 30 44 Св. Иероним, Проповедь в Пасхальное воскресенье 45 SC 106. 46 Фанкит, Сирийское Антиохское богослужение, том 6, Летняя часть, с. 1936. 47 Ср. Лк 4, 19. 48 Праздничное послание 329. 49 SC 103. 50 SC 104; ср. 108 и 111. 51 Ср. SC IV. 52 SC 8. 53 SC98 54 SC 84 55 SC 83 56 Cp. SC 86; 96; PO 5. 57 Ср. SC 98. 58 SC 100. 59 SC 90. 60 Ср. DH 4. 61 РО 5; ср. SC 122–127. 62 Ср. SC 7. 63 Ср. Евр 13, 10. 64 Ср. Общее наставление (вводный раздел Римского Миссала; далее — IGMR). 259. 65 Павел VI, Энциклика «Mysterum fidei» («Тайна веры»; далее — MF). 66 SC 128. 67 IGMR 271. 68 IGMR 69 SC 106. 70 SC 102. 71 Ср. EN 63–64. 72 Ср. LG23; UR4. 73 SC 4. 74 Ср. SC 37–40. 75 Ср. СТ 53. 76 Иоанн Павел II, Апостольское послание «Vicesimus quintus annus» 16; ср. SC 21. 77 Там же. |