ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Молитвенная жизнь
Молитва - это жизнь нового сердца. Она должна постоянно оживлять нас. Мы же забываем Того, Кто есть наша Жизнь и наше Все. Именно поэтому духовные Отцы, в традиции Второзакония и пророков, настаивают на молитве как на «воспоминании Бога», как на частом пробуждении «памяти сердца». «Надо вспоминать Бога чаще, чем дышишь»1. Но невозможно молиться «во всякое время» без сознательной молитвы в определенные моменты: такие моменты являются высшими пунктами христианской молитвы по интенсивности и продолжительности. |
|
Предание Церкви предлагает верующим молитвенные ритмы, предназначенные
для того, чтобы питать постоянную молитву. Некоторые из них имеют ежедневную
периодичность: |
|
Господь ведет каждого человека таким образом и теми путями, какие Ему угодны. Каждый верующий, со своей стороны, отвечает Ему в соответствии с уверенностью своего сердца и индивидуальными формами выражения своей молитвы. Тем не менее христианская традиция хранит три основных формы выражения молитвенной жизни: устную молитву, медитацию и мысленную молитву. Они имеют одну общую черту: сосредоточение сердца. Это бодрствование ради того, чтобы хранить слово Божие и жить в присутствии Бога, делает упомянутые три проявления молитвы кульминационными моментами молитвенной жизни. |
Статья первая
Формы выражения молитвы
|
|
Словом Своим Бог говорит к человеку. В словах - мысленных или устных - воплощается наша молитва. Но важнее всего, чтобы сердце принадлежало Тому, к Кому обращена наша молитва. «Будет ли наша молитва услышана, зависит не от количества слов, а от усердия наших душ»2. |
|
Устная молитва является неотъемлемой принадлежностью христианской жизни. Иисус учит апостолов, которых привлекала молчаливая молитва их Учителя, устной молитве: Отче наш. Он молился не только богослужебными молитвами синагоги; Евангелия показывают нам, как Он возвышает голос для того, чтобы высказать Свою личную молитву, от ликующего благословения, обращенного к Отцу3, до скорби в Гефсимании4. |
|
Необходимость приобщить чувства к нашей внутренней молитве соответствует потребностям нашей человеческой природы. Мы состоим из тела и духа и испытываем нужду придать нашим чувствам внешнее проявление. Надо молиться всем существом, чтобы придать нашему молению всю возможную силу. |
|
Эта необходимость соответствует и божественному требованию. Бог ищет тех, кто будет поклоняться Ему в духе и истине, а следовательно, Он хочет живой молитвы, которая возносится из глубин души. Он желает и внешнего выражения, когда тело вовлекается во внутреннюю молитву, чтобы эта молитва была воздаянием почести во всем том, на что Он имеет право. |
|
Устная молитва является внешним и полностью человеческим выражением молитвы, поэтому она есть по сути своей молитва всенародная. Но внутренняя молитва, в свою очередь, не исключает молитвы устной. Молитва становится внутренней в той мере, в какой мы осознаем, «с Кем говорим»5. Тогда устная молитва становится первой формой молитвы созерцательной. |
|
|
|
Медитация - это прежде всего поиск. Дух ищет понимания христианской жизни, ее «почему?» и ее «как?» - чтобы приобщиться тому, чего просит Господь, и ответить на Его просьбы. Для медитации нужно внимание, которое нелегко дисциплинируется. Обычно медитация осуществляется с помощью книги, и у христиан нет в них недостатка. Медитации могут способствовать Священное писание, и особенно Евангелие, святые иконы, литургические тексты дня или времени года, творения духовных Отцов, труды о духовной жизни, великая книга творения и столь же великая книга истории - страница «Нынешнего дня» Бога. |
|
Медитация ведет к тому, что мы усваиваем прочитанное и примеряем его к себе. Здесь открывается иная книга: книга жизни. От мыслей мы переходим к реальности. В меру смирения и веры мы открываем в ней движения, которые волнуют сердце, и учимся их распознавать. Речь идет о том, чтобы действовать по правде для того, чтобы прийти к Свету: «Господи, что Ты хочешь, чтобы я сделал?» |
|
Методы медитации настолько же разнообразны, насколько различны духовные наставники. Христианин должен испытывать потребность в постоянной медитации, иначе он похож на почву в первых трех случаях притчи о сеятеле6. Но любой метод - это только руководство; важно двигаться вперед, при содействии Духа Святого, единственным путем молитвы; этот путь - Христос Иисус. |
|
Медитация побуждает к работе мысль, воображение, эмоции и желания. Такая мобилизация необходима для углубления убежденности в вере, для обращения сердца и укрепления решимости следовать за Христом. Христианская молитва отдает предпочтение медитации о «тайнах Христа», как в божественном чтении (lectio divina) или в Розарии. Эта форма молитвенного размышления имеет большое значение, но христианская молитва должна стремиться дальше - к познанию Господа Иисуса в любви, к единению с Ним. |
|
|
|
Что такое мысленная молитва? Св. Тереза Иисусова отвечает:
«Мысленная молитва, по моему мнению, есть только близкое дружеское общение,
когда часто беседуешь один на один с Богом, о Котором знаешь, что Он тебя
любит»7. |
|
Выбор времени и продолжительности мысленной молитвы зависит от решимости воли, раскрывающей тайны сердца. Не должно быть так, что мы молимся, когда есть на то время: надо находить время для того, чтобы быть в распоряжении у Господа, с твердой решимостью - не отнимать у Него этого времени по пути, независимо от испытаний и сухости встречи. Не всегда можно предаваться медитации, зато всегда можно вступать в мысленную молитву, независимо от состояния здоровья, дел или эмоций. Сердце есть место поиска и встречи, в нищете и в вере. |
|
Вхождение в мысленную молитву аналогично вхождению в Евхаристическую литургию: «сосредоточиться» сердцем, собраться всем нашим существом под действием Святого Духа, находиться в обители Господней, какой мы являемся, пробудить веру, чтобы войти в присутствие Того, Кто нас ожидает, сбросить наши маски и обратить наше сердце к любящему нас Господу, чтобы предать себя Ему как приношение, которому надлежит очиститься и преобразиться. |
|
Мысленная молитва есть молитва детей Божиих, прощенного грешника, согласного принять любовь, которой он возлюблен, и желающего в ответ еще больше возлюбить9. Но он знает, что его ответная любовь - это любовь, которую Святой Дух излил в его сердце, ибо всякая благодать от Бога. Мысленная молитва - это предание себя в смирении и нищете любящей воле Отца во все большем и большем единении с Его Возлюбленным Сыном. |
|
Итак, мысленная молитва - это самое простое выражение тайны молитвы. Мысленная молитва - дар, милость, которая может приниматься только в смирении и нищете. Мысленная молитва - это союз, установленный Богом в глубине нашего существа10. Мысленная молитва - это общение: ею Святая Троица преображает человека - образ Божий - «в Свое подобие». |
|
Мысленная молитва по своей сути также - высшее проявление молитвы. При мысленной молитве Отец дает нам «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы были укоренены и утверждены в любви» (см. Еф 3, 16-17). |
|
Созерцание - это взор веры, сосредоточенный на Иисусе. «Я гляжу на Него, а Он глядит на меня», сказал крестьянин из села Аре, молившийся перед Святыми Дарами, святому настоятелю своего прихода Жану Мари Вианне. Такое внимание, обращенное на Него, есть отказ от своего Я. Его взор очищает сердце. Свет взора Иисуса просвещает очи нашего сердца; он помогает нам научиться все видеть в свете Его истины и Его сострадания ко всем людям. Созерцание обращено также к тайнам жизни Христа. Оно учит «внутреннему познанию Господа», чтобы любить Его и лучше следовать за Ним11. |
|
Мысленная молитва - это слушание слова Божия. Далеко не будучи пассивным, это слушание является послушанием веры, с безусловностью принятия, как у слуги, и с любовным согласием, как у сына. Мысленная молитва - участие в согласии Сына, ставшего Слугой, в согласии Его смиренной Служанки: «да будет Мне по Слову Твоему». |
|
Мысленная молитва - это безмолвие, «символ мира грядущего»12 или «безмолвная любовь»13. Слова в мысленной молитве - не речи, но соломинки, которые поддерживают огонь любви. В этом молчании, невыносимом для «внешнего» человека, Отец говорит нам Свое воплощенное Слово, страждущее, умершее и воскресшее, и в нем Сыновний Дух дает нам участвовать в молитве Иисуса. |
|
Мысленная молитва становится единением с молитвой Христа в той мере, в какой она позволяет участвовать в Его тайне. Тайна Христа совершается Церковью в Евхаристии, и Дух Святой дает жить этой тайной в мысленной молитве, чтобы через любовь она была явлена в действии. |
|
Мысленная молитва - живоносное общение любви ко многим людям в той мере, в какой она - согласие обитать в «ночи» веры. Пасхальная ночь воскресения Христова приходит через ночь агонии и погребения. Это - те три главных момента «часа Иисусова», которые Его Дух (а не тело, которое «немощно») животворит в мысленной молитве. Нужно согласиться «один час бодрствовать с Ним»14. |
|
Коротко |
|
Церковь приглашает верных к регулярной молитве: ежедневным молитвам, Литургии Часов, воскресной Евхаристии, праздникам литургического года. |
|
Христианской традиции известны три важнейших формы молитвенной жизни: устная молитва, медитация и мысленная молитва. Их общей чертой является собранность сердца. |
|
Устная молитва, основанная на соединении тела и духа в человеческом естестве, присоединяет тело к внутренней молитве сердца; пример устной молитвы дан Христом, Который молился Отцу и научил Своих учеников молитве «Отче наш». |
|
Медитация - это молитвенный поиск, который побуждает к работе мысль, воображение, эмоции и желания. Она имеет целью в вере усвоить данную тему, в соотношении с реальностью жизни. |
|
Мысленная молитва - это простое выражение тайны молитвы. Она представляет собой взор веры, сосредоточенный на Иисусе, слушание слова Божия, безмолвную любовь. Мысленная молитва приобщает к молитве Христа в той мере, в какой она дает нам участвовать в Его тайне. |
Статья вторая
Молитва как борьба
Молитва - это дар благодати и решительный ответ с нашей стороны. Она всегда требует усилия. Великие молитвенники Ветхого Завета, до Христа, равно как Матерь Божия и святые, учат нас вместе с Иисусом: молитва - это битва. Против кого? Против нас самих и против козней искусителя, который делает все, чтобы отвратить человека от молитвы, от единства с Богом. Мы молимся так, как мы живем, - потому что мы живем так, как мы молимся. Если мы не хотим постоянно действовать в Духе Христа, мы не можем постоянно молиться во имя Его. «Духовная брань» новой жизни христианина неотделима от молитвенной битвы. |
|
|
|
В молитвенной борьбе нам приходится сталкиваться - в себе самих и в других людях - с ошибочными концепциями молитвы. Некоторые видят в молитве некую психологическую операцию, другие - стремление сосредоточиться для того, чтобы достичь умственного вакуума. Кто-то кодифицирует молитву как ритуальные жесты и слова. В подсознании многих христиан молитва - это занятие, несовместимое со всем тем, что им надо делать: у них нет времени. Те, кто ищет Бога через молитву, быстро приходят в уныние, потому что они не знают, что молитва приходит и от Духа, а не от них одних. |
|
Нам также приходится сталкиваться с мышлением «мира сего»; и оно проникает в нас, если мы не бодрствуем. К примеру, правда - якобы лишь то, что проверено разумом и наукой (а ведь молитва - это тайна, которая выходит за грани нашего сознания и нашего подсознания); правда - это якобы ценности производства и доходности (а молитва не производительна и следовательно бесполезна); критерии правдивости, добра и красоты - это якобы чувственность и удобства (а молитва, «добролюбие» [φιλοκαλία], есть пламенная любовь к славе Живого и Истинного Бога); молитву представляют как бегство от мира, противопоставляя ее чрезмерной страсти к деланию (в то время как христианская молитва не есть уход из истории или развод с жизнью). |
|
Наконец, в нашей битве нам приходится столкнуться с тем, что ощущается нами как наши неудачи в молитве: уныние перед лицом нашей черствости; печаль от того, что мы не все отдаем Господу, ибо у нас «большое имение»15; разочарование, потому что наша просьба не выполнена так, как мы сами того хотели; раны, нанесенные нашей гордыне, которая упорствует в недостойности нашей греховности; аллергия на безвозмездность молитвы и т.п. Вывод всегда один и тот же: чего ради молиться? Чтобы преодолеть эти препятствия, нужно бороться, дабы обрести смирение, доверие и постоянство. |
|
|
|
|
|
Обычной трудностью в нашей молитве бывает рассеянность. Она может распространяться на слова и их смысл во время устной молитвы; она может распространяться - более глубоко - и на Того, Кому мы молимся в устной молитве (литургической или личной), медитации и мысленной молитве. Пытаться изловить поводы для рассеянности - значит попасть в их ловушку, в то время как надо всего лишь взглянуть в наше собственное сердце. Рассеянность открывает нам то, к чему мы привязаны, и смиренное осознание этого пред Господом должно пробудить нашу любовь, чтобы отдать предпочтение Ему, решительно даруя Ему наше сердце, чтобы Господь очистил его. Здесь происходит битва - выбор Господина, Которому мы служим16. |
|
В положительном смысле борьба с нашим Я, стяжательным и властолюбивым,
это бодрствование, трезвение сердца. Когда Иисус настаивает на бодрствовании,
оно всегда соотнесено с Ним, с Его пришествием - в последний день и во всякий
день: «ныне». Жених приходит в |
|
Другой трудностью, особенно для тех, кто искренне желает молиться, является сухость. Она свойственна мысленной молитве, если сердце безучастно, не ищет мыслей, воспоминаний и чувств даже духовного характера. Это момент чистой веры, которая остается с Иисусом во время агонии и во гробе: «Если пшеничное зерно умрет, то принесет много плода» (Ин 12, 24). Если сухость происходит из-за того, что нет корня, потому что слово упало на камень, борьба связана с обращением17. |
|
|
|
Наиболее обычным и наиболее потаенным искушением является недостаток веры. Он в меньшей степени выражается декларируемым неверием, нежели каким-то фактическим предпочтением. Когда мы начинаем молиться, тысячи дел и забот, которые кажутся срочными, становятся приоритетными; это опять же момент правдивости сердца и предпочтения в любви. Вот мы обращаемся к Господу как к последнему прибежищу: но истинно ли мы в Него веруем? Вот мы держимся Господа как союзника, но сердце по-прежнему самонадеянно. Во всех случаях недостаток веры открывает нам, что мы еще не обладаем смиренным расположением сердца: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). |
|
Другое искушение, которому самонадеянность открывает дверь, это уныние. Духовные Отцы подразумевают под унынием некую форму депрессии, вызванную ослаблением аскезы и бодрствования, небрежением сердца. «Дух бодр; плоть же немощна» (Мф 26, 41). Чем больше высота, с которой падаешь, тем больнее падение. Мучительный упадок духа является обратной стороной самонадеянности. Смиренный человек не удивляется своей беде; она ведет его к большему доверию, к твердому сохранению постоянства. |
|
|
|
Сыновнее доверие подвергается испытанию и проявляется в скорбях18. Главная трудность касается просительной молитвы за себя или за других в молитвенном ходатайстве. Бывает, что люди даже прекращают молиться, потому что, по их мнению, Бог не внял их прошению. В этой связи возникают два вопроса: почему мы считаем, что наша молитва не услышана? каким образом наша молитва оказывается «действенной», кáк она услышана? |
|
|
|
Для начала следовало бы констатировать одно удивительное обстоятельство. Когда мы славим Бога или вообще благодарим Его за благодеяния, мы не очень задумываемся о том, насколько приятна Ему наша молитва. Но, наоборот, когда мы просим, мы обязательно требуем видимого результата. Итак, каков же он - образ Бога, мотивирующий нашу молитву: средство, которое мы используем, - или Отец Господа нашего Иисуса Христа? |
|
Убеждены ли мы, что «мы не знаем, о чем молиться, как дóлжно» (Рим 8, 26)? Просим ли мы у Бога «подобающих благ»? Отец наш знает, что нам нужно, прежде, чем мы попросим у Него19, но Он ждет нашего прошения, потому что достоинство Его детей - в их свободе. И надо молиться с Его Духом свободы, чтобы уметь истинно познавать Его волю20. |
|
«Не имеете, потому что не просите. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4, 2-3)21. Если мы просим сердцем раздвоенным, сердцем «прелюбодеев» (Иак 4, 4), Бог не может внять нам, потому что Он желает нам добра, желает нам жизни. «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, Которого Он ниспослал в нас?» (Иак 4, 5). Бог наш ревнует нас, и это - знак истинности Его любви. Войдем же в желание Его Духа, и мы будем услышаны: |
|
Пусть не удручает тебя, если ты немедленно не получаешь от Бога то, чего просишь у Него; ведь Он хочет сотворить тебе еще большее благо через постоянство твоего стремления обитать с Ним в молитве22. Он хочет, чтобы наше желание было испытано молитвой. Так, Он располагает нас к принятию того, что Он готов нам дать23. |
|
|
|
Откровение молитвы в домостроительстве спасения учит нас, что вера опирается на действие Бога в истории. Сыновнее доверие порождено тем, что есть фундаментальное Божие действие: страданиями и воскресением Его Сына. Христианская молитва есть содействие Божественному Провидению, замыслу любви Бога к людям. |
|
У св. апостола Павла это доверие дерзновенно24, оно основано на молитве Духа в нас и на верной любви Отца, Который даровал нам Своего Единородного Сына25. Преобразование молящегося сердца есть первый ответ на нашу просьбу. |
|
Молитва Иисуса делает христианскую молитву действенной просьбой. Иисус - образец христианской молитвы. Он молится в нас и с нами. Если сердце Сына ищет только того, что угодно Отцу, может ли сердце детей усыновления привязываться к дарам больше, чем к Дарителю? |
|
Иисус молится и о нас, становясь на наше место и в нашу пользу. Все наши просьбы были однажды собраны воедино в Его вопле на кресте и исполнены Отцом в Его воскресении. Именно поэтому Он не перестает ходатайствовать за нас пред Отцом26. Если наша молитва решительно едина с молитвой Иисуса в доверии и сыновнем дерзновении, мы получим все, о чем просим во имя Его, и гораздо более того - Самого Духа Святого, содержащего все дары. |
|
|
|
«Непрестанно молитесь» (1 Фее 5, 17), «благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф 5, 20), «живите в молитве и прошениях; молитесь во всякое время в Духе; тем поддерживайте непрестанное бодрствование и ходатайствуйте о всех святых» (Еф 6, 18). «Нам не заповедано постоянно трудиться, бодрствовать и поститься, но закон для нас - непрестанная молитва»27. Только от любви может происходить этот неугасимый пыл. Молитвенная битва против нашей косности и нашей лени есть битва смиренной любви, доверчивой и постоянной. Эта любовь открывает наши сердца трем очевидным данностям веры, светозарным и животворящим: |
|
Всегда можно молиться: время христианина - это время воскресшего Христа, Который «снами во все дни» (Мф 28, 20), несмотря на все бури28. Наше время в руке Божией: |
|
Возможно даже на рынке или во время уединенной прогулки творить частую и усердную молитву; сидя в ваших лавках, покупая или продавая или даже готовя пищу29. |
|
Молитва - жизненная необходимость. Доказательство от противного не менее убедительно: если мы не позволяем Духу руководить нами, мы вновь впадаем в рабство греху30. Как же может Святой Дух быть «нашей Жизнью», если сердце наше удалилось от Него? |
|
Молитва ценнее всего; она делает возможным невозможное, легким
трудное. Невозможно, чтобы человек, который молится, был способен грешить31.
|
|
Христианская молитва и христианская жизнь неотделимы друг от друга, ибо та и другая основываются на одной и той же любви и на одном и том же самоотречении, которое происходит из любви; на одном и том же сыновнем и полном любви сообразовании себя с замыслом любви Отца; на одном и том же преображающем единении в Духе Святом, всегда делающем нас более сообразными Христу Иисусу; на одной и той же любви ко всем людям - той любви, которой возлюбил нас Иисус. «Чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин 15, 16-17). |
|
Тот молится непрестанно, кто соединяет молитву с делами и дела с молитвой. Только так можно считать выполнимым правило непрестанно молиться33. |
|
|
|
Когда приходит Его час, Иисус молится Отцу34. Его молитва - самая продолжительная из всех, какие доносит до нас Евангелие, - охватывает все домостроительство творения и спасения, равно как Его смерть и Его воскресение. Молитва Часа Иисуса всегда остается Его собственной молитвой, как Его Пасха, наступившая «однажды для всех», присутствует всегда в литургии Его Церкви. |
|
Христианская традиция справедливо называет эту молитву «первосвященнической» молитвой Иисуса. Она - молитва нашего Первосвященника; она неотделима от Его жертвы, Его «исхода» (Пасхи) к Отцу, когда Он полностью «посвящен» Отцу35. |
|
В этой пасхальной, жертвенной молитве все «соединено во Христе как в главе»36: Бог и мир, Слово и плоть, жизнь вечная и время, отдающая себя любовь и грех, предающий ее, нынешние ученики и те, кто уверует в Него по слову их, уничижение и слава. Это - молитва Единства. |
|
Иисус исполнил все дело Отца, и Его молитва, как и Его жертва, простирается до скончания времен. Молитва Часа Иисуса наполняет последние времена и ведет их к их исполнению. Иисус, Которому Отец дал все, весь отдан Отцу, и, в то же время, Он говорит с царственной свободой37 именем той власти, которую Отец дал Ему над всякой плотью. Сын, Который сделался Отроком (слугой), есть Господь, Вседержитель (Παντοκράτωρ). Наш Первосвященник, Который молится о нас, является также Тем, Кто молится в нас, и Он же - Бог, Который исполняет нашу молитву. |
|
Входя во святое имя Господа Иисуса, мы можем принять изнутри молитву, которой Он учит нас: «Отче наш». Его первосвященническая молитва дает внутреннее вдохновение для великих прошений Молитвы Господней: заботы об имени Отца38, желания Его Царства (славы)39, исполнения воли Отца, Его замысла спасения40 и избавления от зла41. |
|
Наконец, именно в этой молитве Иисус открывает и дает нам нераздельное «познание» Отца и Сына42, которое есть сама тайна молитвенной жизни. |
|
Коротко |
|
Молитва предполагает усилие и борьбу против нас самих и против козней искусителя. Молитвенная битва неотделима от «духовной брани», которая нужна для того, чтобы постоянно действовать в Духе Христа: мы молимся так, как мы живем, - потому что мы живем так, как мы молимся. |
|
В молитвенной борьбе мы сталкиваемся с ошибочными концепциями, с различными образами мышления и с опытом наших собственных неудач. На эти искушения, которые порождают сомнения относительно полезности и даже самой возможности молитвы, следует отвечать смирением, доверием и стойкостью. |
|
Основные трудности в молитвенной практике - рассеянность и сухость. Целительное средство мы находим в вере, в обращении и в бодрствовании сердца. |
|
Два частых искушения представляют угрозу для молитвы: недостаток веры и уныние, которое является формой депрессии, вызванной ослаблением аскезы и ведущей к упадку духа. |
|
Сыновнее доверие подвергается испытанию, когда у нас возникает ощущение, что наша молитва не всегда бывает услышана. Евангелие приглашает нас задаться вопросом о сообразованности нашей молитвы с волей Духа. |
|
«Непрестанно молитесь» (1 Фее 5, 17). Молиться можно всегда. Это даже жизненная необходимость. Молитва и христианская жизнь неотделимы друг от друга. |
|
Молитва Часа Иисусова, справедливо именуемая «первосвященнической молитвой»43, соединяет во Христе как в главе все домостроительство творения и спасения. Она вдохновляет великие прошения молитвы «Отче наш». |
к содержанию | ||
1 Св. Григорий Назианзский, Проповеди о богословии
1, 4. 2 Св. Иоанн Златоуст, Избранные места из различных проповедей 2. 3 Ср. Мф 11, 25-26. 4 Ср. Мк 14, 36. 5 Св. Тереза Иисусова, Путь совершенства 26. 6 Ср. Мк 4, 4-7; 15-19. 7 Книга жизни 8. 8 Ср. Песн 3, 1-4. 9 Ср. Лк 7, 36-50; 19, 1-10. 10 Ср. Иер 31, 33. 11 Ср. св. Игнатий Лойола, Духовные упражнения 104. 12 Св. Исаак Ниневийский, Мистический трактат 66. 13 Св. Иоанн Креста, Письмо 6. 14 Ср. Мф 26, 40. 15 Ср Мк 10, 22. 16 Ср. Мф 6, 21. 24. 17 Лк 8, 6. 13. 18 Ср. Рим 5, 3-5. 19 Ср. Мф 6, 8. 20 Ср. Рим 8, 27. 21 Ср. весь контекст: Иак 4, 1-10. 22 Евагрий Понтийский, О молитве 34. 23 Св. Августин, Послания 130, 8, 17. 24 Ср. Рим 10, 12-13 25 Ср. Рим 8, 26-39. 26 Ср. Евр 5, 7; 7, 25; 9, 24. 27 Евагрий Понтийский, Главы практические к Анатолию 49. 28 Ср. Лк 8, 24. 29 Св. Иоанн Златоуст, Избранные места из различных проповедей 2. 30 Ср. Гал 5, 16-25. 31 Св. Иоанн Златоуст, Проповеди об Анне 4, 5. 32 Св. Альфонс де Лигуори, О великом средстве молитвы. 33 Ориген, О молитве, 12. 34 Ср. Ин 17. 35 Ср. Ин 17, 11. 13. 19. 36 Ср. Еф 1, 10. 37 Ср. Ин 17, 11. 13. 19. 24. 38 Ср. Ин 17, 6. 11. 12. 26. 39 Ср. Ин 17, 1. 5. 10. 24. 23-26. 40 Ср. Ин 17, 2. 4. 6. 9. 11. 12. 24. 41 Ср. Ин 17, 15. 42 Ср. Ин 17, 3. 6-10. 25. 43 Ср. Ин 17. |
к содержанию | ||